Найти тему
alexunited

"Они все тупые и никчёмные" (с)

"Ненавижу учителей!" - говорит мне временами моя бывшая ученица. Её опыт в школе и колледже достаточно печален. Детальный перебор её учителей привёл к тому, что понравились ей примерно двое, ещё несколько идут по разряду "наверное, они нормальные, но мне такое не подходит", остальные - "они не умеют учить". Я поначалу принимал эти слова за обычное детское "они чего-то от меня требуют - они плохие", но оказалось, что те две учительницы, о которых она вспоминает с благодарностью, были, что называется, "старой школы" - строгие и требовательные, с хорошей дисциплиной, объяснявшие материал и не дававшие лениться, но справедливые и по-своему добрые, а вот большинство "неумеющих учить" - твари, которые за одно и то же ставят разные оценки, в зависимости от личного отношения, а учат при этом примерно никак.

К сожалению, по остальным информацию проверить мне удалось наполовину, не больше, но во всех проверенных мной случаях некомпетентность коллег, увы, подтвердилась. И однажды я сдался и перестал защищать незнакомых мне учителей от её нападок и от нападок других школьников/выпускников, которые мне жалуются, потому что насмотрелся на то, как оно бывает.

Героиня Кэмерон Диаз на протяжении большей части фильма - действительно "Очень плохая училка", хотя детям бы и в голову не пришло никому на неё пожаловаться.
Героиня Кэмерон Диаз на протяжении большей части фильма - действительно "Очень плохая училка", хотя детям бы и в голову не пришло никому на неё пожаловаться.

Тем не менее, я продолжаю считать, что взрослым не следует позволять детям и подросткам оценивать учителей. Современное поколение школьников, в массе своей, ни в грош не ставит учителя с порога - и общество это почему-то едва ли не одобряет, говоря о том, что учитель "должен заслужить уважение" ученика, а ученик при этом ничего не должен, его "многогранную личность" учитель вдруг должен уважать заранее и не обращать внимание на хамское поведение.

Когда я вступил в полемику с комментаторами под статьёй выше, я услышал от них стандартное для множества современных родителей заблуждение, что "этих учителей не за что уважать", "мои дети мне не врут" и "требования учителя не обязательно исполнять". Да, так сложилось, что либерализация нашего сознания в девяностые и нулевые годы привела к созданию опаснейшей смеси "уважайте детскую личность просто потому что, но сами сперва заслужите уважение детей и терпите их хамство".

-2

Но только вот так не бывает. Либо учителя и дети - враги, которые ненавидят друг друга и откровенно воюют за ресурсы; либо они исходно уважают друг друга и теряют это уважение, если противоположная сторона что-нибудь делает недостойно. То есть я, как педагог, прихожу в незнакомый класс с уважительным отношением к тридцати сидящим передо мной личностям. Но потом я вижу, как мальчик Петя во время урока сидит в телефоне, девочка Катя ругается матом, а мальчик Коля приносит мне домашнее задание, посимвольно списанное с ГДЗ с ошибками в символах - естественно, моё уважение к ним резко снижается, и не надо говорить, что это необоснованно. Разумеется, потеря уважения у меня к ним не даёт мне права высмеивать их или прилюдно унижать - если я запускаю травлю, я по-прежнему виноват, но вот писать пренебрежительно о таких детях в Дзене или же говорить пренебрежительно о них с коллегами я имею полное право. Но не потому, что они изначально не заслуживали уважения, а потому что они своими действиями заслужили неуважение.

При этом очень важно заметить и оценить, если ребёнок изменил отношение к делу, что достаточно трудно сделать, когда ты уже привык относиться к нему, как к пустому месту. Вторые (а иногда и третьи) шансы детям необходимо давать в обязательном порядке.

-3

Аналогично, если я, как учитель, с порога заявляю незнакомому классу, что они тут все - тупые, а я - воплощение Бога, которому они обязаны поклоняться, то их базовое уважение ко мне обоснованно растворится. Но если я пришёл и честно выполняю свою работу, никого из них не оскорбляя, то уважение должно быть. Быковать без повода школьники привыкли из-за того, что им их не очень умные родители внушили, что учитель - неудачник, которые "в пед пошёл, потому что в нормальное место баллов не хватило" - правда, так обычно говорят скорее те, которым не хватило баллов никуда, потому что образованные и интеллигентные люди не только своему ребёнку, а вообще вслух такого не скажут, если только с конкретным человеком не знакомы.

Взрослому человеку не всегда следует давать вторые шансы, если он ведёт себя не очень адекватно, но абсолютно точно до того, как он сделал что-то плохое, к нему обязательно относиться с уважением. По крайней мере вести себя нужно уважительно.

-4

Кстати, забавно, но многие детские попытки унижать учителя связаны с тем, что они реально считают себя выше по статусу. Если учитель приезжает на работу на новеньком чёрном лексусе, модно и дорого одетый - подростки обоего пола на него/неё будут смотреть восхищёнными глазами и восторженно спрашивать, как так получилось. Обычно, это либо жена богатого мужа, либо программист (любого пола) раз в неделю информатику ведёт по совместительству. Ну или успешный писатель - литературу, профессиональный спортсмен - физкультуру, адвокат - обществознание... Если бы социологи провели исследование, как дети относятся к своим учителям, в зависимости от их видимого богатства, то, мне кажется, гипотеза об уважении к обладателям материального достатка могла бы подтвердиться. По крайней мере, ноутбук за 100к несколько остудил пыл одного юного третьегодника, заявлявшего о "половине Вашей зарплаты в портфеле" (а там, по слухам, имелась в наличии колонка за 15к). Но я не социолог, у меня это не исследование, а просто пример из жизни.

Вопрос о том, почему дети уважают богатых, оставим за пределами этой статьи. А вот причины неуважения к небогатым учителям я вижу в том, что родители-неудачники внушают это неуважение своим детям. В реально богатых семьях я обычно вижу нормальное отношение к учителю: если тот успешно выполняет свою работу, то его уважают и родители, и (вслед за ними) ребёнок-ученик, а если не выполняет, то его уважать не за что, так что не на что и жаловаться. В семьях же небогатых, но при этом подверженных культу материализма, злобные родители растят озлобленных же детей, для которых новый кредитный айфон - признак статуса и повод насмехаться над семидесятилетней "училкой" со старой кнопочной Nokia в кармане.

Ещё один способ завоевания дешёвого авторитета - быть "на одной волне" с учениками. Герой Нагиева с порога даёт понять, что "быковать" с ним нельзя - ибо он сам обучен это делать.
Ещё один способ завоевания дешёвого авторитета - быть "на одной волне" с учениками. Герой Нагиева с порога даёт понять, что "быковать" с ним нельзя - ибо он сам обучен это делать.

Поэтому я считаю, что родителям не следует пренебрежительно отзываться при детях об их учителях, а поддерживать нейтрально-уважительный тон. Исключая, конечно, случаи, когда имеется объективная информация о неадекватности этих учителей. Но в этом случае (если есть такая возможность) нужно сделать так, что ребёнок с таким учителем больше взаимодействовать не будет. Есть семейное обучение, есть (не всегда, но почти) другие школы, есть онлайн-школы - проще заработать денег на них сейчас, чем на психологов для ребёнка потом.

Или я не прав?