Гении – люди довольно своеобразные. При всем том, что они создают шедевры, жизнь рядом с ними бывает крайне сложной, а порой и вовсе невозможной.
Ярким тому примером служит писатель Франц Кафка. Он прожил недолго: всего четыре десятка лет. При жизни особого признания как писатель не получил, зато по каким-то непонятным причинам пользовался популярностью у женщин. Хотя следует отметить, справедливости ради, что сердцеед из него был никакой. И тем не менее…
Как считал Зигмунд Фрейд, все проблемы человека происходят из его детства. В отношении Кафки данное утверждение подходит в полной мере. Как писал сам Франц, его мать фактически была рабыней своего мужа. Возможно, в данном виде тирании отец показывал свою любовь к жене. Учитывая же времена, а это был конец XIX столетия, да еще то, что все это происходило в еврейской семье, мать Франца просто не могла развестись с мужем-тираном. И хотя все происходившее в семье младшему Кафке решительно не нравилось, другой жизни он просто не представлял.
Следует учесть, что тирания отца не ограничивалась только супругой. Герман Кафка желал видеть в сыне помощника и продолжателя своего дела, однако уже скоро убедился в том, что из Франца помощника не выйдет. Мальчик отличался крайней непрактичностью и мечтательностью. Чтобы хоть как-то наставить сына на путь истинный, отец не нашел ничего лучшего, как начать довольно убедительно пугать отпрыска будущими проблемами в случае, если тот себя не изменит. Ребенка он не перевоспитал, зато его старания привели к тому, что мысли Франца в ночное время наполнялись абстрактными фантазиями и страхами.
Тем не менее, кое-чего отец сумел добиться. Франц поступил в Пражский Карлов университет на юридический факультет и успешно его закончил. По окончании учебы пошел работать с страховое общество, где и прослужил вплоть до выхода на пенсию, которую ему назначили в 1922 году по инвалидности. Но главное здесь было в другом: младший Кафка решил отделиться от семьи и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Конечно, без родительской помощи жизнь молодого человека была трудной. Зарабатываемых в конторе денег катастрофически не хватало, поэтому Кафке приходилось работать с утра до ночи. Однако, несмотря на трудности, домой он категорически не желал возвращаться.
Что оставалось Францу для личной жизни, так это ночи. И вот их он посвятил писательской работе, выкладывая на бумаге все то, что переживал, чего боялся. На отдых ему оставалось совсем немного времени, поэтому на работу мужчина являлся абсолютно разбитым. Да и в плане личной жизни, это касалось взаимоотношений с женщинами, ситуация складывалась не совсем благополучно. Конечно, благодаря помощи приятеля Макса Брода, затянувшего Франца в публичный дом, он познал кое-что из таинств любви, однако на создание собственной семьи Кафка решился лишь к 30 годам.
Благодаря помощи все того же Макса Брода Франц познакомился с девушкой Феличе Бауэр, еврейкой из Берлина. По всем канонам та составляла для Франца вполне приличную партию: еврейка из приличной семьи, моложе Кафки на 4 года. Причем даже завоевывать ее сердце не требовалось – Феличе готова была выйти замуж. Возможно, живи она поближе, так бы и случилось, однако берлинская прописка сыграла свою роль. А вот для Кафки ее отдаленность имела более существенное значение.
Начиная с 1912 года, между Францем и Бауэр завязалась довольно интенсивная переписка. Возможно, общение посредством эпистолярного жанра вполне могло сблизить их и, в конце концов, привести под венец. Вероятно, с кем-нибудь другим так бы и произошло. Но только Кафка не был бы самим собой, если бы с ним так и случилось. Чем ближе разговор касался свадьбы, тем больше у него находилось отговорок. Понятно, что все эти поводы имели корни в трудном детстве Кафки, в событиях и отношениях отца и матери, отложившихся в его сознании.
Но вот что накрепко привязывало Кафку к Феличе, так это ее отдаленность. Живи она ближе, кто знает, как повернулись бы дела, ведь люди, находящиеся рядом, утомляла писателя. Зато при отдаленной переписке все препоны исчезали. Мало того, в этом был и своеобразный плюс, ведь при написании писем Франц оттачивал собственное литературное мастерство. А посланий девушке, ожидающей принца, особенно поначалу, было много. За первые полгода их знакомства девушка получила от Франца около двухсот писем. Ожидающая чуда наивная Фелиция даже не подозревала, что для Кафки она стала неким литературным проектом.
Однако и у девушки были свои планы на будущее. В конце концов, она поставила вопрос ребром. Кафка встал перед выбором: жениться, обретя собственную семью, или сохранить статус кво, чтобы можно было и дальше творить по ночам. Поначалу он попытался в письмах объяснить ей, что является не совсем тем мужчиной, который мог бы сделать ее счастливой. Мало того, Франц даже пошел на самоуничижение, сравнивая себя с мягкотелым дождевым червяком. Но на девушку данный трюк не подействовал – она настаивала на женитьбе.
Тогда Кафке пришлось поехать в Берлин лично, чтобы окончательно прояснить ситуацию. Однако случилось обратное. Франц, так и не сумевший отговорить Бауэр от брака с ним, так увлекся девушкой, что его поездки в Берлин стали довольно частыми. В итоге он не выдержал и объявил об их помолвке. Свое предложение послал ей письмом, именуя его не иначе как трактатом. Только вот, отослав его, Кафка следом послал другое, в котором отказывался от помолвки.
Но тут уже коса, как говорится, наскочила на камень. Устав ожидать, Бауэр сама пошла в атаку. Она устроила слабохарактерному жениху хорошенькую выволочку. Дело, правда, с мертвой точки не сдвинулось, зато Кафки получил отличную тему для романа. Вскоре любители литературы могли прочесть обо всех перипетиях любовной истории Кафки в романе «Процесс». Для себя же о встречах с девушкой писал, что в комнате с ними были только скука и безнадежность.
Впрочем, отношения молодые люди поддерживали вплоть до 1917 года. Избавление для обоих пришло совсем с другой стороны. После того как у Кафки появились горловые кровотечения, врачи диагностировали у него туберкулез. Это стало отличной причиной для окончательного разрыва связи с Феличе. Что интересно, позже Бауэр таки вышла замуж. Она прожила долгую жизнь, скончавшись в 1960 году. А письма Кафки ей даже принесли определенный доход: в трудный для себя период Фелиция их продала.
Что же касается самого писателя, то после разрыва с Бауэр он проработал в своей страховой конторе до 1922, после чего по инвалидности ушел на пенсию. До 1924 года, когда он ушел из жизни, рядом с ним еще несколько раз появлялись музы. Самим женщинам, правда, это не приносило никакой выгоды. Скорее наоборот.
Так красавица Юлия Вохрышек сошла с ума, проведя остаток своей скорбной жизни в психиатрической лечебнице. Последняя из женщин, бывших рядом с Кафкой, Дора Диамант была для него и вовсе банальной сиделкой, пробыв с ним до последних дней его жизни. Единственным плюсом для этих женщин стало, разве что, упоминание в исторических справках о том, что они были где-то рядом с гениальным писателем.