Найти в Дзене

Какие поезда я мог наблюдать, лежа на пляже между Адлером и Хостой в 1988 году

Всем добрый день! Нашли большой отклик публикации про движение железнодорожного транспорта в годы СССР. Если честно, я даже не ожидал. Видимо, сильна у нас еще ностальгия по поездам того периода времени.

И одна из главных причин, почему любили те поезда, это то, что у них были имена. Конечно, и в наши дни остались фирменные составы, которые как-то там называются. Да беда в том, что по большей части они сегодня обезличены - серые с красными буквами. А вот раньше почти у всех фирменных поездов было лицо. Поэтому и смотреть на них было интересно. И если в прошлой публикации я приводил сведения о движении поездов в 1981 году, то в этой давайте затронем уже закат социалистической эпохи. Отдыхали мы в Сочи в 1988 году, вот я и следил за графиком движения составов. К концу уже мог сказать, какой сегодня подзадержался, какой вовремя. Ну а освежив воспоминания в этот раз по вот такому справочнику, решил поделиться ими и с вами.

Основной источник информации по движению поездов в 1988 году. https://djvu.online/file/7L1XTYUm4SVlk?ysclid=lrfp8oqrwm638877463
Основной источник информации по движению поездов в 1988 году. https://djvu.online/file/7L1XTYUm4SVlk?ysclid=lrfp8oqrwm638877463

1. Адлер - Москва. "Сочи" - бывшая "Рица". № 1/2. Наверное, самый знаменитый состав на линии Москва - Адлер. Мне ни разу не довелось на нем проехать. Но с берега его красные вагоны с желтой полосой разительно отличались. Вообще, на мой взгляд красный цвет для него был выбран не очень удачно. С каким угодно знаменитое озеро Рица у меня ассоциируется, но только не с красным.

По этому же направлению (с теми же начальной и конечно станциями) двигалось и еще несколько составов - понятно, что одна "Рица" ну никак не могла закрыть потребность на одном из самых востребованных маршрутов. Были, например, поезда № 23/24, № 131/132, 283/284.

Озеро Рица. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Озеро Рица. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

2. Адлер - Ленинград. "Северная Пальмира". № 11/12. Сообщение с северной столицей тоже было достаточно интенсивным. Главный поезд тоже был, конечно, фирменным. Сейчас по этому маршруту курсирует двухэтажный состав. В рыночные времена раскраска была вот такой:

Поезд "Северная Пальмира". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Северная Пальмира". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот в какой он был раскраске в 80-х - ну в упор не помню. Кажется тоже что-то было с синим цветом. Но он отправлялся из Адлера днем, и прибывал тоже уже после 12, а мы в жару на пляже никогда не жарились. Вот и не отложилось в памяти.

По тому же маршруту ходил и обычный скорый №115/116, а также совсем медленный № 531/532.

Современный вокзал в Адлере. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Современный вокзал в Адлере. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

3. Тбилиси - Москва. "Грузия". № 13/14. Следующим в порядке возрастания номеров идет поезд из Тбилиси. В 1984 году я преодолел на нем весь путь от Москвы до столицы Грузии. Это было ужасно. Во-первых, он опоздал на два часа и мы прождали его на Курском вокзале, где присесть то толком было негде. Во-вторых, вагоны не заправили питьевой водой. И в июле ехать в южном направлении без воды - это было просто сурово. Кое-как мы дождались какой-то крупной станции, потому как там сначала все остановки были буквально по 2-4 минуты, чтобы выйти и в вокзале купить 3-х литровую банку сока. Еду из вагона-ресторана не носили. И после "Байкала", на котором мы добирались до Москвы, это показалось какой-то дикостью. Спасались только карамельками "Снежок" - они как-то немного освежали. Как ужасное воспоминание он стерся у меня из памяти, но кажется был с большой желтой полосой по уровню окон. Интернет дает вот это фото:, но я не уверен

Тбилиси-Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тбилиси-Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Единственное, какой был плюс, это то, что с нами в вагоне ехали... эээ... коммерсанты, которые, затарившись товаром в Москве, везли его в Тбилиси. Так вот они выкупали целиком купе. А потому в вагоне вместо 36 человек было максимум человек 15.

На обратном пути из Тбилиси он был в Адлере рано-рано утром. Но я его видел. Сейчас объясню почему. Обычно мы прилетали на море на самолете. А разница между Иркутском и Сочи - 5 часов. Я вообще-то всегда просыпаюсь рано, а в первые дни так совсем. А светает в тех краях тоже достаточно рано. И вот мы с мамой чуть ли не затемно в первые дни ходили на пляж. Вода - самая классная на рассвете, ведь на улице еще не жарко. Вот в это время я его и наблюдал, особенно если состав чуть-чуть подзадержится. Ну и вообще в 7 утра мы почти всегда на пляже были.

Был там и обычный состав на этом же маршруте № 257/258.

4. Адлер-Киев. № 17/18. В соседней комнате с нами в доме, где мы снимали жилье, как-то остановилась семья из Киева. Они приехали в Сочи на машине и рассказывали, что купить билет на поезд было очень сложно. Единственное, что я помню с того состава, что на нем Киев был написан через I. И был он точно синим. Интернет уверенно выдает вот это фото состава.

Адлер - Киев. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Адлер - Киев. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

5. Цхалтубо - Москва. № 35/36. Поезд на знаменитый грузинский горноклиматический курорт. У меня у одноклассника мама была родом из Цхалтубо. Она много рассказывала про их горы, как развивался город после войны.

Цхалтубо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Цхалтубо. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

6. Адлер - Минск. № 37/38. Могу путать, но кажется что-то там было с голубым оттенком. Он всегда уходил в сумерках уже. Там вообще на адлерском вокзале был жесточайший график. Вдоль моря же была одноколейка, большого вагонного депо не было, да и большого количества путей даже не было. Поэтому поезда прибывали, их по-быстрому старались обслужить и отправляли назад. Но если они выбивались из расписания, то найти потом для них "окно" было уже весьма проблематично.

Адлер-Минск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Адлер-Минск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В направлении Минска ходил и еще один 109/110. Обычный зеленый состав.

7. Адлер - Львов. № 45/46. Еще один голубой состав в направлении западной Украины. И там тоже было через I. Я помню, что так меня это удивляло: все буквы кириллические и вдруг I. В рыночные годы ходил вот такой состав:

Львов-Адлер. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Львов-Адлер. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

8. Батуми - Москва. № 47/48. Почему-то справочник дает его без названия, хотя я очень отчетливо помню, что на нем была такая гораздо более широкая табличка, на которой было написано "Аджария" и ниже направление. Вообще, он должен был проходить там глубокой ночью: что туда, что обратно. Но задержки в то время бывали и многочасовые. Я его видел несколько раз с сильным опозданием от графика. Был и пассажирский поезд № 593/594 по этому же направлению.

Вокзал Батуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Батуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

9. Сухуми - Москва. "Абхазия". № 51/52. А вот этот состав видел регулярно. В направлении Сухуми он проезжал, если по расписанию, в самое пляжное время. была на нем какая-то цветная полоска кроме зеленого цвета: то ли желтая, то ли голубая. Была здесь и еще пара составов № 119/120, 285/286. Но они просто зеленые.

Вокзал Сухуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Сухуми. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

10. Ереван - Москва. "Дружба". № 55/56. Логично было бы предположить, что этот состав будет называться "Армения", но его назвали "Дружба". Единственное, что от него осталось на просторах интернета - вот такая фотография таблички. Чем не такие большие таблички нравились - их хорошо было видно с пляжа.

Реквизит поезда Ереван - Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Реквизит поезда Ереван - Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По этому же маршруту ходил состав и 200-й нумерации - № 265/266. "Дружба" была цветной. Какого точно цвета не помню, но что-то яркое отложилось в памяти. В Армении сейчас и цвета флага яркие, и поезда красные, оранжевые, синие. Там же национальный цвет вроде как цвет абрикоса.

11. Адлер - Рига. № 137/138. Из всех прибалтийских республики именно из Латвии ходил прямой состав на Черное море. Его было видно сразу. Он был такой желто-синий, причем желтым был низ. Но фотографии в цвете я в сети не нашел. Периодически запускали поезд и Таллин - Адлер, но в справочнике 1988 года его нет.

Вокзал Риги. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Риги. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

12. Адлер - Брест. № 141/142. В общем-то уже понимаешь, какой широчайшей просто была география. Реально ведь из всех концов страны люди ехали, чтобы отдохнуть на Черноморском побережье Кавказа. Давайте полюбуемся на вокзал Бреста - один из самых красивых в СССР. Как сталинская высотка в уменьшенном варианте.

Вокзал Бреста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал Бреста. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

13. Адлер - Свердловск. № 133/134. Вот мы уже и до более дальних рубежей добрались. На мой взгляд, Урал был последним регионом, откуда имело смысл ехать на курорт на поезде. Все остальное - это уже далеко. Весь южный загар сойдет, пока до того же Иркутска доедешь на Адлер - Иркутск. Плохо я свердловский состав помню. Кажется обычный зеленый был.

14. Адлер - Новосибирск. № 211/212. Обычный зеленый состав, но начертание букв действительно было каким-то немного нестандартным. Как будто полужирным шрифтом их напечатали. Именно с этим поездом произойдет жуткая катастрофа в 1989 году. Крупнейшая катастрофа в СССР с числом жертв более 500 человек. Основная причина - взрыв углеводородов из трубопровода. И надо ж такому случиться, что встретились в этом месте именно 211-й и 212-й. Если честно, то я бы после этого убрал из суеверия эти номера из расписания.

Адлер-Новосибирск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Адлер-Новосибирск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

15. Ереван - Ростов. № 183/184. Были и наоборот поезда не на такие большие расстояния. например, Ереван-Ростов-на-Дону. А вот из Тбилиси мы ехали в Адлер еще более экзотичным составом: Тбилиси - Сочи. Именно Сочи, а не Адлер. "Иверия" назывался, кажется. А был и Ереван - Сочи. № 587/588.

16. Адлер - Томск. № 303/304. Еще один состав, которым могли воспользоваться жители Сибири. Томск вообще оказался немного на задворках железных дорог, после того, как Транссиб не прошел через город. Но все-таки в него ходило несколько пар поездов. Пару лет назад, когда я возвращался зимой из командировки, там было по-моему всего два поезда в расписании. Как и два самолета в расписании аэропорта. Но летом состав Томск - Адлер вроде бы до сих пор присутствует в расписании.

Вокзал в Томске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Томске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

17. Адлер - Орджоникидзе. № 341/342. Адлер-Махачкала. № 343/344. Они шли в одно расписание и просто чередовались по дням. Обычные пассажирские поезда кавказского региона. Ничем примечательным они мне не запомнились.

18. Адлер - Уфа. № 315/316. Адлер - Куйбышев. № 313/314. Еще два поезда в одном графике. В Куйбышев ходил и еще один состав № 359/360. Все-таки тоже город-миллионник. А советские люди имели право на отдых независимо от того где ты проживал. Так гласила ротонда в Алуште. В Самаре, кстати, сейчас огромный вокзал.

Вокзал в Самаре. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Самаре. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

19. Адлер - Донецк. № 325/326. Я тогда впервые узнал, что Донецк - это миллионник. Помню, как едет состав, я и говорю: неужели Донецк настолько большой город, чтобы отдельный состав из него запускать. Вот тогда мне и объяснили что и Донецк, и Днепропетровск вообще-то города-миллионники.

20. Адлер - Нижний Тагил. № 331/332. Адлер - Пермь. № 333/334. Еще пара составов на Урал. Все поезда, которые были в пути в Адлер несколько дней, отличались сильно высокой запыленностью, загрязненностью.

21. Адлер - Алма-Ата. №337/338. Вот и еще один состав межреспубликанского сообщения.

Вокзал в Алматы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Алматы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

22. Адлер - Мурманск. 345/346. Этот состав открывает у нас совсем северное направление. Со времен отдыха в Сочи помню анекдот про жителей Мурманска на пляже:

- Вы откуда?

- Из Мурманска.

- А у вас что там в Мурманске солнца нет? Вы почему такие бледные.

- Есть солнце, но я в тот день работал.

23. Адлер - Архангельск. 379/380. Адлер - Воркута. № 383/384. Тоже шли в одно расписание. Еще парочка с севера в одно расписание.

Воркута. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Воркута. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

24. Адлер - Челябинск. №387/388. Адлер - Свердловск. № 389/390. Еще пара составов в одно расписание на Урал. Там, кстати, в настоящее время между Челябинском и Свердловском не очень с движением. Родственники ездили в Кыштым в прошлом году, так выбирались оттуда на каком-то составе экзотичном Махачкала - Тюмень.

Челябинск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Челябинск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

25. Адлер - Горький. № 391/392. Адлер - Воронеж. № 395/396. Вообще странно, что эта пара двигалась по одному графику. Всё-таки Нижний Новгород и Воронеж - это не совсем уж один регион. А вот вокзал в Нижнем Новгороде совсем не поход на другие вокзалы. Новое здание.

Вокзал. Нижний Новгород. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал. Нижний Новгород. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

26. Тбилиси - Горький. № 501/502. А вот и еще один проходящий состав. Думаю, что вот именно проходящие составы немного разгружали вокзал Адлера, так как их не нужно было там обслуживать.

27. Адлер - Череповец. № 519/520. В паре с ним отправлялся то ли поезд, то ли вагон до Сосновогорска.

Вокзал. Череповец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал. Череповец. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

28. Сухуми - Ленинград. № 545/546. А вот это было для меня открытие. Я считал, что из Сухуми составы были только в Москву. Но оказались и в Ленинград тоже.

29. Адлер - Смоленск. № 553/554. Еще один состав в центральную полосу России. Поток туристов, конечно, именно из центральных регионов был огромен. Цена билета - доступная, время в пути - небольшое. Это не из нашей Сибири туда ехать.

Смоленский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Смоленский вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

30. Адлер - Красноярск. № 573/574. Понятно, что он один из самых дальних, но...

31. Адлер - Иркутск. № 583/584. Наш иркутский поезд, насколько я понимаю, это был самый дальний в расписании 1988 года. Потом были составы и из Благовещенска, и из Читы, но в 1988 году наш - рекордсмен.

Иркутск-Адлер. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркутск-Адлер. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

32. Адлер - Харьков. № 591/592. Видимо достаточно медленный состав на данном направлении, поскольку раньше через Харьков проходили все московские поезда на юг почти. А потому пускать отдельный вроде смысла особо не было. Но он был.

33. Адлер - Ростов. № 641/642. Ну и заключительная троица в 600--х номерах. Самые медленные, самые... ладно, не будем о грустном. Люди радовались в те годы, когда удавалось достать билет на любой состав. В общем-то на таком расстоянии +/- несколько часов - не критично

34. Адлер - Кисловодск. № 683/684. А вот этот состав до сих пор существует. У меня мама им ехала в прошлом году. Причем едет он достаточно долго, не торопясь. Но номер другой. Отдохнул на море - едешь поправлять здоровье в Кисловодск )

Вокзал в Кисловодске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Кисловодске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

35. Адлер - Цимлянская. № 689/690. я даже не буду приводить фото вокзала. Что-то там реставрировали, но как-то все заброшено выглядит.

36. Адлер - Кавказская. Еще один состав, который имеет, наверное, в основном местное значение, но для полноты картины и его необходимо упомянуть.

Учитывая одноколейку, график не просто напряженный, а очень напряженный. Как их там умудрялись разводить - одним железнодорожникам известно. А сейчас видите ли не могут с грузовыми развести. Смешно даже слышать такую отговорку в обоснование низкой скорости движения. Кстати, и ведь действительно, там же и грузовые поезда еще шли. Совсем немного и очень редко правда. И электрички были. Так что график прямо сильно напряженный!

А что осталось нынче - это тема отдельного разговора. Спасибо, что читаете эти публикации. Меня вопрос прямо захватил. До встречи!