Найти тему

Какие поезда дальнего следования можно было увидеть на вокзале Иркутск-Пассажирский в 1981 году. И как обгоняли наш «Байкал» в пути

Всем добрый день! Сегодня мне хотелось бы снова вспомнить 1981 год, оценив какие поезда проходили по станции Иркутск-Пассажирский.

Почему 1981-й? Ну тут все просто. Именно в тот год я совершил первое большое путешествие на поезде по маршруту Иркутск-Москва. Ехали мы вчетвером: бабушка, дедушка, мама и я. Любимый с тех пор №9/10 "Байкал". В наши дни №9/10 - это уже состав во Владивосток, а вот тогда были знаменитые синенькие вагончики. Проводниками были бабушкины студенты, которые летом работали в стройотрядах. Они проводили мне экскурсию по всему вагону, показывали как и что устроено - очень меня интересовало это. Но сейчас не собственно про поездку, а про то, какие вообще поезда можно было увидеть в Иркутске в те годы, откуда и куда они направлялись. Вот с востока на запад и начнем двигаться.

1. Владивосток - Москва. Составов по этому направлению было даже несколько, Точнее два: № 1 - "Россия" - знаменитый фирменный состав, а также № 381, который шел гораздо медленнее с гораздо большим количеством остановок. В предыдущих публикациях, посвященных железным дорогам, я уже выкладывал фотографии основных вокзалов, поэтому сегодня мы пройдемся по неосновным.

Вокзал станции "Ружино" в Лесозаводске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал станции "Ружино" в Лесозаводске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

2. Владивосток - Новосибирск. № 551. Еще один не самый быстрый состав, который преодолевал часть пути, имея конечной станцией на западе сибирский город-миллионник. Там, кстати, при следовании по Приморскому краю и №1 почти везде делал остановки за редким исключением.

Вокзал в Дальнереченске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Дальнереченске. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

3. Хабаровск - Москва. № 183. Более чем через 750 км в направлении Иркутска мы получим еще один состав - Хабаровский. Вообще я прямо отлично помню этот фирменный поезд "Амур". И номер у него был точно в первой сотне, но возможно, что это более поздние воспоминания. В любом случае, хабаровский состав был. Да, не все они следовали каждый день, но в целом направления имелись в расписании движения пассажирских составов. Ну а мы давайте полюбуемся достаточно красивым вокзалом в городе Облучье, что в Еврейской автономной области.

Облучье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Облучье. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

4. Благовещенск - Москва. № 349. Нумерация этого поезда сохранялась долгие годы. Да, не самый это быстрый состав, но один из тех, кто достаточно в удобное время уходил из Иркутска и прибывал в Читу, где у нас было много родственников. Поэтому в нашей семье он пользовался большим спросом.

Белогорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки. Источник 2ГИС
Белогорск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки. Источник 2ГИС

5. Тында - Москва. № 107. Он выходил на основной створ Транссиба с севера в районе станции БАМ. Кажется один единственный раз я на нем ехал, но никакого впечатления состав на меня не произвел. Вроде бы и шел немедленно, но как-то вот не отложился в памяти. Ну а вот здание вокзала станции с названием, которое забыть невозможно - Ерофей Павлович. В честь Хабарова, конечно.

Ерофей Павлович. Вокзал.  Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ерофей Павлович. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

6. Пекин - Москва. № 17. Один из самых быстрых составов на всем Транссибе. Ну еще бы! Все-таки международное сообщение. Он окажется на Транссибе уже на территории современного Забайкальского края, а тогда Читинской области. В районе Карымской.

Карымская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Карымская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

7. Забайкальск - Москва. № 33. Это такой некий усеченный вариант пекинского состава до пограничного Забайкальска. Шел в одно расписание с № 17. А поскольку вокзала Забайкальска у нас не было, вот им давайте и полюбуемся:

Забайкальск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Забайкальск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

8. Чита - Москва. № 25. Фирменный состав "Забайкалье". А вот этот поезд я отлично помню. Очень быстрый был одно время. У него почему-то будут постоянно менять номера. Но вот именно в самой Чите мне с ним почему-то регулярно не везло. Казалось бы, конечная станция, как на ней состав может опаздывать. А вот может! Постоянно что-то с ним происходило. Вот один из забайкальских вокзалов - станция Хилок к западу от Читы.

Хилок. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Хилок. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

9. Чита - Челябинск. № 129. Этот поезд в 80-е гг. - это самое ужасное, на чем мне вообще когда-либо доводилось ездить. Медленно, грязно, с какими-то ужасно старыми вагонами.

Петровск-Забайкальский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Петровск-Забайкальский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

10. Улан-Батор - Москва / Пекин-Москва. № 5 и №7, которые шли не через Забайкальск, а через пограничный переход в Республике Бурятия - Наушки. Еще парочка ну прямо очень быстрых составов. что-то вот всплывает у меня какое-то воспоминание из детства, что на одной из станций стоял наш "Байкал", а нас обгонял Улан-Баторский состав (то есть стоянка у него была меньше). Если не забуду, то попробую отследить, на какой станции это могло быть. Но, видимо, это было на обратном пути, поскольку на пути в Москву Улан-Баторский состав и так уходил на несколько часов раньше "Байкала".

Наушки. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Наушки. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

11. Наушки - Иркутск. "Ангара". № 663. Ну и там же в районе Улан-Удэ появлялся еще один ооооочень небыстрый состав. Она останавливался даже на ст. Андриановская. Но вообще, наверное, должны быть такие составы. Ведь людям с небольших станций тоже нужно уехать. А так - едешь спокойно из Улан-Удэ в Иркутск всю ночь. Спишь. Удобно.

Мысовая. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мысовая. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

12. Улан-Удэ - Москва. № 351. И вот это для меня странно. Поезд Иркутск-Москва - ушел в небытие. Нет больше нашего "Байкала". А вот улан-удэнский состав жив! И пользуется достаточно большой популярностью, кстати. Номер у него стал другой - № 81, но в целом, как говорится, жив курилка ) Он вроде бы с тындинским шел в одно время.

Слюдянка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Слюдянка. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На этом все. С востока в Иркутск больше ничего не приходило. Смотрим, какие же поезда в западном направлении имели своей начальной станцией Иркутск-Пассажирский. То есть список у нас продолжается.

13. Иркутск - Москва. № 9. Тот самый фирменный "Байкал", который я уже нахваливал в начале статьи. Мы же давайте посмотрим вокзал Ангарска, где поезда прибывают как бы на второй этаж.

Ангарск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ангарск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

14. Иркутск - Ташкент. № 199. Ооо, про этот состав у нас ходили легенды. Естественно, что в массовом порядке на нем пытались привезти фрукты в нашу Сибирь. Вот только время в пути у него было приличное, а фрукты - это товар скоропортящийся. Я вообще удивляюсь, если честно, как к нам из Эквадора умудряются привезти бананы, или даже вот клубнику из Краснодара. Явно в холодильниках каких-то со спецрежимом. Ну а у нас еще один вокзал в Иркутской области - Черемхово.

Черемхово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Черемхово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

15. Иркутск - Ленинград. № 67. Был и такой состав, на котором без пересадки можно было добраться до города на Неве. В 2000-х в Санкт-Петербург запустят "Байкал". Ну это уж вообще была какая-то насмешка. зачем поезд, который традиционно ходил с этим именем в Москву, направлять в другой город. А потом его еще больше урежут. До Новосибирска.

Тулун. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тулун. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

16. Иркутск - Усть-Илимск. № 187. Это наш внутриобластной состав. Не покидая пределы Иркутской области он ехал из Иркутска в Усть-Илимск около 30 часов. На участке от Хребтовой до Усть-Илимска он вообще выполнял функции пригородного поезда, как мне кажется. И одно время он тоже был синеньким.

Нижнеудинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Нижнеудинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

17. Иркутск - Тайшет. № 677. Укороченный и еще более медленный вариант внутриобластного состава. Как и наушкинскому поезду, торопиться ему некуда. Стоит у каждого "столба" что называется.

Тайшет. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тайшет. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

18. Иркутск - Новороссийск. № 575. Этим составом мы открываем в нашем списке южное направление. Видимо его современным аналогом следует считать состав до Анапы.

Канск-Енисейский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Канск-Енисейский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

19. Иркутск - Симферополь. № 375. Вроде бы в 2019 году я слышал новость, что собирались пустить беспересадочные вагоны в Крым, но сейчас этот проект отложился на неопределенное время, видимо.

Ачинск.Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ачинск.Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Как-то мне последние два вокзала больше аэропорты напоминают.

20. Иркутск - Адлер. № 583. Легендарный состав, который ежегодно перевозил тысячи иркутян к месту отдыха. Помню, как на диком пляже в Кудепсте, который расположен прямо под насыпью железной дороги, я старался прочитать, откуда или куда каждый проезжающий мимо поезд. И когда видел иркутский, то так радовался, что я на пляже.

Мариинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мариинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и всё! Больше никаких составов пассажирских поездов через Иркутск-Пассажирский не двигалось. Да и те ходили не каждый день.

Что же осталось нынче. Адлер (из Читы), Анапа (вместо Новороссийска, видимо), Владивосток, Забайкальск, Кисловодск (вот его не было), Наушки, Северобайкальск (странно, что в справочнике за 1981 год я не нашел поезда до Лены (Усть-Кут) - был упомянут Красноярский и Московский, может вагоны были из Иркутска), Улан-Батор (причем из Иркутска, а не из Москвы), Улан-Удэ (и отдельный состав Иркутск-Улан-Удэ), Чита. То есть в целом географию сохранили. Нет поезда в Ташкент, конечно. нет отдельного состава до Хабаровска и Санкт-Петербурга. Но в целом можно сказать, что география осталась той же.

Фирменный поезд "Байкал". Фото из Яндекс.Картинки
Фирменный поезд "Байкал". Фото из Яндекс.Картинки

Спасибо, что прочитали этот небольшой анализ. До встречи на следующих публикациях!

P.S. А теперь про обещанный обгон "Байкала" улан-баторским поездом. Итак, "Байкал"отправлялся из Москвы на восток под № 10 в 14.05. В 17.30 вслед уходил № 6. Итак, разница 3 часа 25 минут.

В Киров "Байкал" прибывал в 5.29 (время везде московское), а № 6 в 8.25. разница становилась уже меньше 3-х часов, но не критично.

В Перми- II "Байкал" был в 13.33, а № 6 в 15.58. Разница сократилась до 2 часов 25 минут.

К Омску разница будет уже менее 1,5 часов. "байкал" прибывал в 9.37, а № 6 в 10.56.

И вот теперь - внимание. В Барабинск "Байкал" прибывает раньше - в 15.00, и уезжает раньше в 15.15. № 6 соответственно только прибудет в 15.15, а покинет Барабинск в 15.30. Что происходит между Барабинском и Новосибирском я не знаю, поскольку ни у того, ни у другого остановок нет, но в Новосибирск Москва-Улан-Батор приходил уже раньше! В 19.44 против 20.00. Каким образом он умудрялся обогнать наш "Байкал" - для меня загадка. Видимо, пропускал иркутский поезд монгольский аналог на каком-то разъезде. Но почему бы там тогда остановку не сделать?! Кто в курсе? Подскажите, пожалуйста