Всем добрый день! Сегодня мне хотелось бы снова вспомнить 1981 год, оценив какие поезда проходили по станции Иркутск-Пассажирский.
Почему 1981-й? Ну тут все просто. Именно в тот год я совершил первое большое путешествие на поезде по маршруту Иркутск-Москва. Ехали мы вчетвером: бабушка, дедушка, мама и я. Любимый с тех пор №9/10 "Байкал". В наши дни №9/10 - это уже состав во Владивосток, а вот тогда были знаменитые синенькие вагончики. Проводниками были бабушкины студенты, которые летом работали в стройотрядах. Они проводили мне экскурсию по всему вагону, показывали как и что устроено - очень меня интересовало это. Но сейчас не собственно про поездку, а про то, какие вообще поезда можно было увидеть в Иркутске в те годы, откуда и куда они направлялись. Вот с востока на запад и начнем двигаться.
1. Владивосток - Москва. Составов по этому направлению было даже несколько, Точнее два: № 1 - "Россия" - знаменитый фирменный состав, а также № 381, который шел гораздо медленнее с гораздо большим количеством остановок. В предыдущих публикациях, посвященных железным дорогам, я уже выкладывал фотографии основных вокзалов, поэтому сегодня мы пройдемся по неосновным.
2. Владивосток - Новосибирск. № 551. Еще один не самый быстрый состав, который преодолевал часть пути, имея конечной станцией на западе сибирский город-миллионник. Там, кстати, при следовании по Приморскому краю и №1 почти везде делал остановки за редким исключением.
3. Хабаровск - Москва. № 183. Более чем через 750 км в направлении Иркутска мы получим еще один состав - Хабаровский. Вообще я прямо отлично помню этот фирменный поезд "Амур". И номер у него был точно в первой сотне, но возможно, что это более поздние воспоминания. В любом случае, хабаровский состав был. Да, не все они следовали каждый день, но в целом направления имелись в расписании движения пассажирских составов. Ну а мы давайте полюбуемся достаточно красивым вокзалом в городе Облучье, что в Еврейской автономной области.
4. Благовещенск - Москва. № 349. Нумерация этого поезда сохранялась долгие годы. Да, не самый это быстрый состав, но один из тех, кто достаточно в удобное время уходил из Иркутска и прибывал в Читу, где у нас было много родственников. Поэтому в нашей семье он пользовался большим спросом.
5. Тында - Москва. № 107. Он выходил на основной створ Транссиба с севера в районе станции БАМ. Кажется один единственный раз я на нем ехал, но никакого впечатления состав на меня не произвел. Вроде бы и шел немедленно, но как-то вот не отложился в памяти. Ну а вот здание вокзала станции с названием, которое забыть невозможно - Ерофей Павлович. В честь Хабарова, конечно.
6. Пекин - Москва. № 17. Один из самых быстрых составов на всем Транссибе. Ну еще бы! Все-таки международное сообщение. Он окажется на Транссибе уже на территории современного Забайкальского края, а тогда Читинской области. В районе Карымской.
7. Забайкальск - Москва. № 33. Это такой некий усеченный вариант пекинского состава до пограничного Забайкальска. Шел в одно расписание с № 17. А поскольку вокзала Забайкальска у нас не было, вот им давайте и полюбуемся:
8. Чита - Москва. № 25. Фирменный состав "Забайкалье". А вот этот поезд я отлично помню. Очень быстрый был одно время. У него почему-то будут постоянно менять номера. Но вот именно в самой Чите мне с ним почему-то регулярно не везло. Казалось бы, конечная станция, как на ней состав может опаздывать. А вот может! Постоянно что-то с ним происходило. Вот один из забайкальских вокзалов - станция Хилок к западу от Читы.
9. Чита - Челябинск. № 129. Этот поезд в 80-е гг. - это самое ужасное, на чем мне вообще когда-либо доводилось ездить. Медленно, грязно, с какими-то ужасно старыми вагонами.
10. Улан-Батор - Москва / Пекин-Москва. № 5 и №7, которые шли не через Забайкальск, а через пограничный переход в Республике Бурятия - Наушки. Еще парочка ну прямо очень быстрых составов. что-то вот всплывает у меня какое-то воспоминание из детства, что на одной из станций стоял наш "Байкал", а нас обгонял Улан-Баторский состав (то есть стоянка у него была меньше). Если не забуду, то попробую отследить, на какой станции это могло быть. Но, видимо, это было на обратном пути, поскольку на пути в Москву Улан-Баторский состав и так уходил на несколько часов раньше "Байкала".
11. Наушки - Иркутск. "Ангара". № 663. Ну и там же в районе Улан-Удэ появлялся еще один ооооочень небыстрый состав. Она останавливался даже на ст. Андриановская. Но вообще, наверное, должны быть такие составы. Ведь людям с небольших станций тоже нужно уехать. А так - едешь спокойно из Улан-Удэ в Иркутск всю ночь. Спишь. Удобно.
12. Улан-Удэ - Москва. № 351. И вот это для меня странно. Поезд Иркутск-Москва - ушел в небытие. Нет больше нашего "Байкала". А вот улан-удэнский состав жив! И пользуется достаточно большой популярностью, кстати. Номер у него стал другой - № 81, но в целом, как говорится, жив курилка ) Он вроде бы с тындинским шел в одно время.
На этом все. С востока в Иркутск больше ничего не приходило. Смотрим, какие же поезда в западном направлении имели своей начальной станцией Иркутск-Пассажирский. То есть список у нас продолжается.
13. Иркутск - Москва. № 9. Тот самый фирменный "Байкал", который я уже нахваливал в начале статьи. Мы же давайте посмотрим вокзал Ангарска, где поезда прибывают как бы на второй этаж.
14. Иркутск - Ташкент. № 199. Ооо, про этот состав у нас ходили легенды. Естественно, что в массовом порядке на нем пытались привезти фрукты в нашу Сибирь. Вот только время в пути у него было приличное, а фрукты - это товар скоропортящийся. Я вообще удивляюсь, если честно, как к нам из Эквадора умудряются привезти бананы, или даже вот клубнику из Краснодара. Явно в холодильниках каких-то со спецрежимом. Ну а у нас еще один вокзал в Иркутской области - Черемхово.
15. Иркутск - Ленинград. № 67. Был и такой состав, на котором без пересадки можно было добраться до города на Неве. В 2000-х в Санкт-Петербург запустят "Байкал". Ну это уж вообще была какая-то насмешка. зачем поезд, который традиционно ходил с этим именем в Москву, направлять в другой город. А потом его еще больше урежут. До Новосибирска.
16. Иркутск - Усть-Илимск. № 187. Это наш внутриобластной состав. Не покидая пределы Иркутской области он ехал из Иркутска в Усть-Илимск около 30 часов. На участке от Хребтовой до Усть-Илимска он вообще выполнял функции пригородного поезда, как мне кажется. И одно время он тоже был синеньким.
17. Иркутск - Тайшет. № 677. Укороченный и еще более медленный вариант внутриобластного состава. Как и наушкинскому поезду, торопиться ему некуда. Стоит у каждого "столба" что называется.
18. Иркутск - Новороссийск. № 575. Этим составом мы открываем в нашем списке южное направление. Видимо его современным аналогом следует считать состав до Анапы.
19. Иркутск - Симферополь. № 375. Вроде бы в 2019 году я слышал новость, что собирались пустить беспересадочные вагоны в Крым, но сейчас этот проект отложился на неопределенное время, видимо.
Как-то мне последние два вокзала больше аэропорты напоминают.
20. Иркутск - Адлер. № 583. Легендарный состав, который ежегодно перевозил тысячи иркутян к месту отдыха. Помню, как на диком пляже в Кудепсте, который расположен прямо под насыпью железной дороги, я старался прочитать, откуда или куда каждый проезжающий мимо поезд. И когда видел иркутский, то так радовался, что я на пляже.
Ну и всё! Больше никаких составов пассажирских поездов через Иркутск-Пассажирский не двигалось. Да и те ходили не каждый день.
Что же осталось нынче. Адлер (из Читы), Анапа (вместо Новороссийска, видимо), Владивосток, Забайкальск, Кисловодск (вот его не было), Наушки, Северобайкальск (странно, что в справочнике за 1981 год я не нашел поезда до Лены (Усть-Кут) - был упомянут Красноярский и Московский, может вагоны были из Иркутска), Улан-Батор (причем из Иркутска, а не из Москвы), Улан-Удэ (и отдельный состав Иркутск-Улан-Удэ), Чита. То есть в целом географию сохранили. Нет поезда в Ташкент, конечно. нет отдельного состава до Хабаровска и Санкт-Петербурга. Но в целом можно сказать, что география осталась той же.
Спасибо, что прочитали этот небольшой анализ. До встречи на следующих публикациях!
P.S. А теперь про обещанный обгон "Байкала" улан-баторским поездом. Итак, "Байкал"отправлялся из Москвы на восток под № 10 в 14.05. В 17.30 вслед уходил № 6. Итак, разница 3 часа 25 минут.
В Киров "Байкал" прибывал в 5.29 (время везде московское), а № 6 в 8.25. разница становилась уже меньше 3-х часов, но не критично.
В Перми- II "Байкал" был в 13.33, а № 6 в 15.58. Разница сократилась до 2 часов 25 минут.
К Омску разница будет уже менее 1,5 часов. "байкал" прибывал в 9.37, а № 6 в 10.56.
И вот теперь - внимание. В Барабинск "Байкал" прибывает раньше - в 15.00, и уезжает раньше в 15.15. № 6 соответственно только прибудет в 15.15, а покинет Барабинск в 15.30. Что происходит между Барабинском и Новосибирском я не знаю, поскольку ни у того, ни у другого остановок нет, но в Новосибирск Москва-Улан-Батор приходил уже раньше! В 19.44 против 20.00. Каким образом он умудрялся обогнать наш "Байкал" - для меня загадка. Видимо, пропускал иркутский поезд монгольский аналог на каком-то разъезде. Но почему бы там тогда остановку не сделать?! Кто в курсе? Подскажите, пожалуйста