Найти тему
Бард-Дзен

А может и не помним, но будем вспоминать… Зимние песни

Довелось после новогоднего бдения в Бард-Дзене присниться себе самому прозаиком, да еще убедительно так, с деталями и даже некоторыми заготовочками стартовыми! Тьфу! Не знаю, кто уж нам сейчас подгоняет во сне такие провокации, полагаю древний грек Гипнос, да и сын его, продолжатель трудовой династии Морфей, уже давно того, а кто там их сейчас замещает неизвестно, но, друзья, кто бы это не был, вестись на их провокации точно не стоит. А если все же вестись, то уж точно не сходу, а пару-тройку дней подумав об этих провокациях свежей обязательно головой при ясной памяти.

Нейросеть Кандинский считает, что именно так должны выглядеть в наших снегах древние греки Гипнос и сын его Морфей. Ну да я же не помню, как они выглядели, так что с Кандинским не спорю.
Нейросеть Кандинский считает, что именно так должны выглядеть в наших снегах древние греки Гипнос и сын его Морфей. Ну да я же не помню, как они выглядели, так что с Кандинским не спорю.

Я потратил новогодние каникулы на практически бесполезные мучения в области литературы. И не то, чтобы писать не получалось, это-то я при желании могу, но вот понять на кой мне оно тут, и как оно сюда встраивается мне так и не удалось. В результате скопилось десятка полтора вполне дельных эскизов неизвестно к чему. Будь это, как в старые добрые, в бумажном исполнении, ей Богу, уже лежали бы в корзине для мусора, ну а поскольку это просто файлики, так и быть, пусть полежат еще на диске, я даже папочку для них отдельную выделил и назвал правильным словом КОНСТРУКТОР – глядишь, и сконструируется что-то.

А за окном, меж тем, продолжается зима, и каждый мутный ее день требует от меня не вымученной прозы, а простых подводок к хорошим песням про нее, про красавицу. И ей грустно, что я решил изменить ей с непонятно зачем приснившейся литературой.

Тот же Кандинский этак лирично среагировал на запрос пластилиновая грустная зима
Тот же Кандинский этак лирично среагировал на запрос пластилиновая грустная зима

Я как-то уже говорил, да и не раз даже, наверное, что чем старше становлюсь, тем сложнее получается переключаться с одного на другое, а уж когда меня начинают едва не силой переключать, я и вовсе впадаю в некую прострацию, и вместо того, чтобы делом заниматься, могу сутки тупую игрушку гонять или вот прозой баловаться две недели с очень гадательным результатом. А ведь новогодние каникулы – это еще и детский лагерь, к которому я в последнее время формально вообще никакого отношения не имею, а по факту, погружаюсь в него все равно по уши. В результате и получается что-то вроде Гладковской Пластилиновой вороны или его же Прошлогоднего снега, который падал-падал со всех сторон, да так и не выпал весь, а дни и минуты слиплись в какой-то цветной бесформенный ком, откуда ничего по-настоящему вынуть не получается. Это ведь даже и вспомнить-то по-человечески не выходит, слишком уж много, ярко и мелькающе, так что, наверное, придется просто всю свою новогоднюю жизнь придумывать с нуля, лепить из пластилина, рисовать то акварелью, то гуашью, а чаще банальными русскими буквами и вовсе не банальными русскими бардовскими песнями.

Вот, кстати, прочему проза-то не пишется так, как хотелось – смотришь на страницу, уже четыре абзаца, и текст-то, вроде, читабельный, и даже интересно, а где, спрашивается, песня? Четыре абзаца и ни одной песни, так вообще бывает?!! И кому это нужно, если даже и бывает! Да и как вспомнишь что было, если и то, что не слиплось окончательно в единый цветной ком пластилина, все равно привязано к песням.

Не поверите, но одной из зимних песен новогодних каникул стал странный вирус, который подхватил западный тик-ток – древнющая Джага-джага Кати Лель. Я бы тоже ухохотался, если бы с этой песней, на удивление, не связался один из самых принципиальных разговоров или даже разговоров-консультаций в лагере. Смотреть не обязательно, слушать тем паче, да и ролик я нашел специально, чтобы меньше минуты, ставлю просто для того, чтобы напомнить – в 2023 году по непонятной причине эта вот дурь стала не просто вирусной, эта дурь буквально покорила молодой мир во всем мире.

Тут надо уточнить – в лагере самозародилась уже давным-давно традиция посвящать в каждой смене хотя бы один день странному развлечению, которое дети называют ИАП. Причем эта аббревиатура даже склоняется, образует множественное число как простое существительное и употребляется в мужском роде. Но только в лагере, конечно, и только для своих. А расшифровывается это банально – Инсценированная Авторская Песня, ИАП. Кстати, очень удобное мероприятие, чтобы объяснить юным и начинающим, чем творчество отличается от простого кривляния, и даже рассказать людям кое-что о структуре драматургии и сути режиссуры. Нынче пришли на консультацию три юные красавицы с идеей ИАПа по песне Александра Щербины "Кофточка ТЧК". Уже, кстати, большой плюс – Щербина это такой автор, который не с краю лежит, и если уж девочки Александра слушают, то о том, знают ли они, например, Григория Данского или Андрея Козловского можно уже не спрашивать, точно знают. Но они еще и довольно складный сценарий своей инсценировки этой песни принесли. Там у них поэту не хватает популярности и он заключает сделку с дьяволом, как в культовом Перекрестке или еще более культовом Фаусте. Герой получает искомое, а муза его исчезает, оставив после себя недокуренную сигарету и кофточку. ТЧК. Единственное, что у них никак не станцовывалось в головах – это как показать, что у человека прямо гениальные тексты поперли.

Пришлось с красавицами поговорить о том, что гениальное и популярное – это за редким исключением противоположные вещи. И вот тут-то и пригодилась вирусная джага-джага. Не то, чтобы они до меня не видели или не слышали этой глупости, но вот именно на глупость-то внимания они и не обращали. А вот в контексте обсуждения того, что этот самый поэт получит взамен своей проданной души, раз уж ему так популярности хочется, весь ужас благоприобретенной популярности предстал во всей красе. В результате девочки переписали финал, в новом этот поэт, прочитав новые свои тексты, вышел в форточку вслед за своей преданной и даже проданной музой, а дьявол-симпатичная девушка записывает свой вариант тик-тока джага-джага. Я бы сказал – убедительно, хотя и не без морализаторства. Сами понимаете, тут уже никак не обойтись без самой-то песни Кофточка ТЧК Александра Щербины, хотя она и не зимняя ни в одном месте.

Что-то мне подсказывает, что на этом можно было бы и остановиться. Ну по объему-то – более чем. Но я вот о чем тут подумал – раз уж мне все равно приходится восстанавливать по памяти, а больше по фантазии обратную последовательность событий новогоднего загруза, давайте-ка и поработаю я тоже в обе стороны – скажем, один текст вперед по времени, один назад в то самое слипшееся из-за постоянного мельтешения событий прошлое. Вот с утра и начну. Хотя?.. А чего откладывать-то? Тем более, что самое большое пропущенное событие случилось только-только. Это эксклюзивный русский праздник – Старый Новый год. Собственно, он-то и должен быть единственным и неповторимым, раз уж у нас и Рождество отмечается 7 января, но русская душа не вынесет и будет рыдать, если весь мир начнет вполне себе светский праздник отмечать, а русский к этому не присоединится.

У меня Старый Новый прошел более чем буднично. Приготовили какой-то еды уже дома в городе, да еще заказали пару сетов приличных роллов, жена сварила безалкогольный глинтвейн для дочерей, хотя эти-то вполне уже могли бы как люди и вискарика хлопнуть, но не любят. Да оно и хорошо. Для жены я сходил и прикупил сидра, для себя бутылочку шампанского, которое еще в НГ понравилось – собственно и все. Никакой ажитации, никаких масок и хороводов. В общем, и рассказывать-то особенно не о чем. Но ведь это же и есть главная прелесть Старого Нового – тихо, немного лирично, с легкой грустью, не обжираясь до болезненных ощущений и, наконец-то, в кругу семьи.

И раз уж сегодня нейросеть Кандинский отвечает за оформление публикации, то и запрос Старый Новый Год я отправил именно этой нейросети. Получилось что-то слегка викторианское, ну да бесплатному художнику зачем в рот смотреть?
И раз уж сегодня нейросеть Кандинский отвечает за оформление публикации, то и запрос Старый Новый Год я отправил именно этой нейросети. Получилось что-то слегка викторианское, ну да бесплатному художнику зачем в рот смотреть?

А что до песни? Самую любимую, глубокую и проникновенную для меня вещь о Старом Новом годе я ставил вам ровно год назад. Это была песня лидера синкрет-группы Мышеловка, супер популярной команды среди бардов в 80-е – 90-е, Льва Степанова на стихи Юны Мориц. Я и тогда очень любил эту группу, и сейчас очень люблю, хотя ее уже давно нет, да и не все участники золотого состава команды еще с нами. Собственно, у меня в планах и был повтор прошлогодней публикации, точнее новый текст по поводу прошлогоднего видео с этой песней, но буквально за два-три месяца, уже с заходом в зиму мне подвернулось еще несколько очень качественных ее исполнений. Я-то думал и о самой группе уже многие забыли, и о хитах и даже шедеврах Мышеловки тоже, но сначала натыкаюсь на шикарное исполнение именно Старого Нового года Романом Ланкиным, а потом, чтобы уж и вовсе мало не показалось, еще и вариант исполнения этой песни Олегом Григорьевичем самолично и в собственной компании.

Я все же хотел бы, чтобы вы послушали оригинальное авторское звучание, да и посмотрели на этих ребят в разгар из невероятной популярности. Все это есть в прошлогоднем моем тексте, плюс куча признаний в любви ко второму автору этой песни, к блистательной и гениальной Юнне Петровне Мориц. Но и пройти мимо Митяева-исполнителя песен Мышеловки я просто не смог. Это, как минимум удивительно и даже немного экзотично, а если не минимум иметь в виду, так еще и весьма богато аранжировано и очень профессионально исполнено. А вообще, есть подозрение, что Митяев тут на канале присутствует инкогнито. Не признАется, конечно, никогда, ну да оно и к лучшему, и пусть молчит, не смущает людей, пишущих комменты. Но мне-то совсем не зазорно в этом месте сказать – удалось, Олег Григорьич, удалось и огромное спасибо за Мышеловку и за эту конкретно песню.