Найти в Дзене

История финифти в России

Те, кто хоть раз видел украшения из финифти, отмечали их красоту и яркий блеск. Мы уже рассказывали о том, как изготавливаются эти изделия с росписью по эмали (читайте тут), а сегодня расскажем об истории финифти на Руси. ______________________________________________________________ ➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️ _______________________________________________________________ Роспись по эмали пришла на Русь из Византии в 10 веке, а пика популярности промысел достиг в 18 веке. Известный русский поэт Тредиаковский так описал рисунок по эмали: "Финифть есть род стекла ж, краскою напоеннаго". В Византии из-за яркости роспись по эмали называли "огненным письмом". До 17 века промысел на Руси существовал, в основном, в Москве, но его распространению способствовало изобретение французского мастера Жака Тутена, который изобрел огнеупорные краски. После этого росписью по эмали начали заниматься мастера из Сольвычегодска Арха
Оглавление

Те, кто хоть раз видел украшения из финифти, отмечали их красоту и яркий блеск. Мы уже рассказывали о том, как изготавливаются эти изделия с росписью по эмали (читайте тут), а сегодня расскажем об истории финифти на Руси.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Роспись по эмали пришла на Русь из Византии в 10 веке, а пика популярности промысел достиг в 18 веке. Известный русский поэт Тредиаковский так описал рисунок по эмали: "Финифть есть род стекла ж, краскою напоеннаго". В Византии из-за яркости роспись по эмали называли "огненным письмом".

До 17 века промысел на Руси существовал, в основном, в Москве, но его распространению способствовало изобретение французского мастера Жака Тутена, который изобрел огнеупорные краски. После этого росписью по эмали начали заниматься мастера из Сольвычегодска Архангельской области (ныне Усолье), а позднее Вологды, Ростова Великого (не путать с Ростовом-на-Дону) и Костромы.

-2

Современная костромская финифть

У усольских художников был особый стиль. Они рисовали на белом фоне сцены рая и мифологических персонажей, растительные орнаменты, но главным мотивом стал узор "тюльпан", это отличительный знак усольских мастеров.

-3

По примеру Усолья росписью по эмали начали заниматься в одном из духовных центров страны, Ростове Великом. Ростов славится жившими в нем святыми. Здесь жили святители Иаков, Исайя, Димитрий и Леонтий, преподобный Иринарх Затворник, благословивший Дмитрия Пожарского на поход. В Ростове Великом княжил страстотерпец Борис, неподалёку жил и подвизался великий Сергий Радонежский.

-4

Ростов славится своими храмами и монастырями. До 18 века были построены ростовский Кремль, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, монастырь Рождества Богородицы, Успенский собор, церковь во имя Толгской иконы Божией матери и другие храмы.

В Ростов стекалось огромное количество паломников, каждый из которых хотел приобрести на память яркий красивый сувенир, например, изображение по эмали с религиозными сюжетами работы местных ростовских мастеров.

-5

В начале 20 века финифть редко пользовалась спросом, так как появилось промышленное производство украшений и сувениров. Искусство фотографии еще больше вытеснило роспись по эмали. Как ни странно, промысел был спасен советской властью: государство давало госзаказ на изделия. Конечно, уже не с религиозными сюжетами. С этих пор ростовские мастера писали портреты Гагарина, ракету "Тополь-М", социалистическую символику, а также заказы частных лиц: от собачек и кошечек до иконы 13 святых на конях.

Работы советских мастеров выставлялись на международных выставках, таких как Всемирная выставка в Монреале (1967 год) и Международная ярмарка в Токио (1975 год).

-6

Работы из финифти в музее Фелицына в Краснодаре

После прихода к власти Советов роспись по эмали сохранилась, преимущественно, в Ростове, так как ростовские мастера объединились в артель, которая затем стала фабрикой. На фабрике "Ростовская финифть", например, была в 1993 году изготовлена корона победительницы конкурса "Мисс Россия".

Эта корона объединяла несколько традиционных русских промыслов: формой она напоминает венчальный венец; при изготовлении применялась техника филиграни (узоров из проволоки) со вставками из финифти. Роспись по эмали изображает мифологических птиц и цветы. Последней эту корону примеряла "Мисс Россия-2001" Оксана Федорова.

-7

После распада Союза русские мастера заново начали осваивать религиозную тематику в росписи по эмали, так как религия вновь была разрешена и стали появляться заказы.

В наше время всех мастеров, занимающихся финифтью, можно разделить на два лагеря: кустари и рабочие фабрик. Кустарное производство представлено, в основном, в запрещённой ныне соцсети, а из фабрик основной является уже упоминавшаяся "Ростовская финифть".

-8

Штучной работой являются и авторские украшения из финифти.

В следующей статье мы расскажем, кому они подходят и с чем их следует носить.

Автор статьи: Татьяна Поденкова

_______________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊