32,2K подписчиков

Конец императрицы Анны Иоанновны, назначение наследником младенца Иоанна VI и недолгое регентство Бирона

3,2K прочитали

В 1740 году после 10-летнего правления императрица Анна Иоанновна умирает. Детей у нее не было, но о своем преемнике она позаботилась заранее. Анна всем сердцем не хотела, чтобы трон опять захватили потомки Петра I, а их было двое: ее племянник Карл-Петер-Ульрих, сын старшей дочери Петра – Анны, и младшая дочь Петра – Елизавета.

Назначение наследника

Анна воспользовалась Указом Петра I от 1722 года о престолонаследии, в соответствии с которым монарх мог назначить сам себе преемника. И Анна Иоанновна назначила наследником престола сына своей племянницы от старшей сестры. У Анны Иоанновны была старшая сестра – Екатерина, герцогиня Мекленбургская. Она даже была в списке претендентов на престол после смерти Петра II, но ее кандидатура была отклонена из-за ненадежности ее супруга.

Екатерина Ивановна, старшая дочь Ивана V
Екатерина Ивановна, старшая дочь Ивана V

Дочь Екатерины, Елена Катарина Кристина, при переходе в православие получила имя Анна Леопольдовна. Ее сына Анна Иоанновна и назначила своим наследником. Причем, сделано это было еще в 1733 году, задолго до того, как этот наследник появился на свет, а произошло это в 1740 году. Да и самой племяннице Анны было в то время только 15 лет и замуж она еще не собиралась. Но Анна Иоанновна уже все продумала, и даже указала, что если наследник скончается, не оставив потомства, то корона переходит к другим детям племянницы, по старшинству. Так сильно ей не хотелось передавать трон Петровской ветви.

Летом 1739 года Анна Леопольдовна вышла замуж за Антона Ульриха, герцога Брауншвейгского, а в августе 1740 года она родила сына Иоанна, задолго до рождения назначенного наследником престола. Хотя многие задавались вопросом: на каком основании править Россией станет ребенок немецких кровей, отпрыск Брауншвейгского дома по отцу и Мекленбург-Шверингского рода по матери.

Император-младенец Иван VI Антонович
Император-младенец Иван VI Антонович

Конец императрицы

В 1740 году императрице Анне Иоанновне исполнилось 47 лет. Это была крупная, пышущая здоровьем женщина, хотя почечные колики наблюдались у нее уже несколько лет. В молодости Анна была вполне миловидна, но сейчас она резко поправилась и подурнела, черты лица огрубели и стали мужеподобными, даже голос стал более низким, а почечные колики в последнее время участились. Придворные врачи объясняли это возрастными гормональными изменениями.

В начале октября состояние императрицы заметно ухудшилось, Бирон и придворные серьезно задумались о будущем государства. Формально вопрос о престолонаследии был решен – осталось его оформить официально, то есть, написать завещание. Оно было подготовлено, но Анна Иоанновна, будучи суеверной, боялась его подписывать, так как считала, что сразу после этого она умрет.

Императрица Анна Иоанновна
Императрица Анна Иоанновна

Также надо было решить другой вопрос – кто будет регентом при императоре, которому на тот момент исполнилось только 2 месяца. И тут кабинет-министр Алексей Петрович Бестужев-Рюмин представил императрице челобитную, подписанную также князьями Черкасским, Трубецким, Куракиным, графами Головиным и Головкиным, в которой предлагали назначить регентом не мать или отца малолетнего императора, а Бирона.

После раздумий в присутствии придворных Анна Иоанновна подписала и завещание, и челобитную, сказав Бирону, что тем самым она подписала ему смертный приговор. Удивительная проницательность.

17 октября 1740 года императрица Анна Иоанновна скончалась. Последнее ее слово было: «Небось…», обращенное к Бирону. Видимо, она хотела сказать ему: «Не бойся». Причиной смерти врачи объявили подагру в сочетании с мочекаменной болезнью. В правой почке Анны Иоанновны был обнаружен камень размером с большой палец, формой напоминающий коралл, и много более мелких камней. Похоронена императрица Анна Иоанновна в Петропавловском соборе в Петербурге.

Достижения Бирона в качестве регента

Согласно воле Анны Иоанновны, регент Бирон получил неограниченную власть в государстве, как во внутренних, так и во внешних делах. Он мог заключать международные пакты, правда, действуя от имени малолетнего императора, он мог быть главнокомандующим армии и флота, а также распоряжался государственной казной.

Герцог Эрнст Иога́нн Биро́н
Герцог Эрнст Иога́нн Биро́н

Став регентом, равнодушный ранее к мнению окружающих Бирон стал искать популярности у русского общества и выполнял свои обязанности с немецкой добросовестностью и дотошностью. Своими первыми указами он приостановил казни и отменил наказания для многих преступников, за исключение убийц и казнокрадов. Он на 17 копеек снизил подушную подать и даже отменил ее на 4 месяца. В целях борьбы с роскошью, столь поощряемой Анной Иоанновной, он запретил шить одежду из тканей дороже 4 рублей за аршин. Он разрешил в зимнее время часовым надевать шубы, а вместо шляпы ввел для солдат картуз, откидные поля которого прикрывали уши.

Он проявил высокую активность и за три недели издал 100 указов. Тайный советник прусского посольства Зум писал о его деятельности:

«Бирона вообще любят, так как он оказал добро множеству лиц, зло же от него видели очень немногие, да и те могут пожаловаться разве на его грубость, на его резкий характер…
Впрочем, и эта резкость проявляется только внезапными вспышками, всегда кратковременными; к тому же герцог никогда не был злопамятен. Если он и далее будет править, как начал, правление его явится бесконечно полезным для России и не менее полезным для славы самого герцога».

Бирон настолько был уверен в лояльности к себе простого народа, что как-то в беседе с английским послом Финчем уверенно заявил, что может «спокойно ложиться спать среди бурлаков».

Заговор и участие в нем Миниха

Но не все были довольны возвышением Бирона. Прежде всего – родители младенца-императора. Они недоумевали, почему Анна Иоанновна сделала регентом не одного из них, а Бирона, по сути, чужого человека. Этим же вопросом задавались и многие аристократы, а особенно, гвардейские офицеры.

Шпионы, которые у Бирона были повсюду, доносили о недовольстве вреди армейских офицеров, особенно, Семеновского полка, в котором подполковником служил принц Антон Ульрих. Доносили о том, что офицеры готовы помогать принцу, если он начнет действия против регента. Чтобы предотвратить смуту, по приказанию регента были арестованы и посажены в крепость несколько офицеров, которых допрашивали со строгостью, пытаясь раскрыть заговор.

Портрет герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского
Портрет герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского

Глава Тайной канцелярии Ушаков имел строгую беседу с принцем Антоном Ульрихом, внушая ему, что интересы государства превыше всего. И пригрозил даже высылкой в Германию. Принцу было настоятельно предложено подать регенту просьбу об увольнении из армии, что тем было сделано. В ответ регент велел ему на неопределенное время не выходить из своей комнаты. Анна Леопольдовна с супругом в напряжении ожидали ареста или высылки за пределы России.

Помощь пришла, откуда не ждали. Однажды к Анне Леопольдовне явился фельдмаршал Миних и предложил свой план по свержению регента. Миних был недоволен своим положением, считал, что Бирон его обделил наградами – Миних надеялся получить чин генералиссимуса. И решил таким образом ему отомстить. Анна Леопольдовна немного поколебалась – она понимала, что идет на большой риск, ведь в случае неудачи ее в лучшем случае ждет монастырь, а вернее всего – казнь. Но соблазн самой стать регентом при сыне был велик – и она дала согласие.

Свержение Бирона

8 ноября Миних обедал у регента. Вдруг Бирон, видимо, подозревая Миниха, спросил того, а не приходилось ли ему предпринимать какие-либо важные действия ночью. Миних растерялся, но быстро взял себя в руки и ответил отрицательно. Видимо, Бирона это успокоило.

Граф Бурхард Кристоф фон Миних
Граф Бурхард Кристоф фон Миних

А ночью Миних опять вернулся в резиденцию Бирона. Миних был не один - с ним было около сотни гвардейцев. Главным исполнителем свержения Бирона Миних назначил своего адъютанта Кристофа Германа фон Манштейна. По его приказу солдаты быстро заняли все входы и выходы, а личная гвардия, охранявшая Бирона, перешла на их сторону.

Кристоф Ге́рман фон Манштейн
Кристоф Ге́рман фон Манштейн

Дверь в спальню, где спали Бирон с супругой, выбили прикладами и ворвались в комнату. Бирон отчаянно сопротивлялся, солдаты нанесли ему около 20 ран, некоторые из них долго напоминали ему о той ночи. Манштейн так позже описывал арест регента:

«…сыпал удары кулаком вправо и влево; солдаты отвечали ему сильными ударами прикладом, снова повалили его на землю, вложили в рот платок, связали ему руки шарфом одного офицера и снесли его голого до гауптвахты, где его накрыли солдатской шинелью и положили в ожидавшую тут карету фельдмаршала».

Выносили регента через зал, в котором ещё стоял гроб с телом Анны Иоанновны. Его супруга Бенигна в одной рубашке побежала за своим мужем на улицу. Один из солдат схватил ее и притащил к Манштейну, спрашивая, что с ней делать. Тот велел отвести находящуюся в истерике женщину назад во дворец, но солдат бросил отбивающуюся женщину в снег. Через некоторое время ее увидел караульный капитан, велел одеть, отвести в комнаты, где к ней приставили часовых.

Регентство Бирона продолжалось двадцать два дня.

Обвинение и наказание

Бирона обвинили сразу по многим статьям, главным было – захват регентства. Его обвиняли также в «небрежение» к здоровью покойной императрицы, в намерении выселить царскую семью из России и самому завладеть престолом. В вину ему поставили то, что он принимал от императрицы подарки и награды, а сам непочтительно к ней относился. Также обвиняли его в дерзком обращении с Анной Леопольдовной и ее супругом и многом другом.

Пока шло следствие, Бирон с супругой находились в Шлиссельбургской крепости. 18 апреля 1741 года был выпущен Манифест под названием «о винах бывшего герцога Курляндского», в котором говорилось, что за свою вину Эрнст Иоганн Бирон приговорён к смертной казни четвертованием. Но он был помилован, казнь ему заменили вечной ссылкой в Пелым, находящийся за три тысячи вёрст от Петербурга. Причём, велено ему было с этих пор именоваться Бирингом. Бирон понимал, что ничего хорошего его там не ждет, и стал готовиться к смерти.

14 июня 1741 года в сопровождении 84 солдат Бирона с семьёй и несколькими слугами повезли в Пелым. До места добрались только в ноябре.

Другие статьи, близкие по теме: