Он родился царевичем, пусть недолго, но был императором великой страны. Но его судьбе вряд ли кто позавидует.
Иван (Иоанн) VI Антонович – имя этого русского императора вспоминается очень редко. И не потому, что не оставил он после себя великих деяний (не успел, слишком мал был), а потому, что было сделано все возможное, чтобы вычеркнуть это имя со страниц истории.
Младенец-император
Иван (Иоанн) Антонович родился в августе 1740 года. Его родителями были принц Антон-Ульрих Брауншвейгский и великая княжна А́нна Леопольдовна, урожденная Елизавета Катарина Кристина, принцесса Мекленбург-Шверинская. Кроме того, Анна Леопольдовна была внучкой по матери Ивана V, соправителя Петра I. Это и определило трагическую судьбу семьи. А ведь так все хорошо начиналось!
1740 год, в стране уже 10 лет правила императрица Анна Иоанновна, дочь царя Ивана V. Детей у нее не было, а ей очень не хотелось, чтобы после ее смерти власть в государстве перешла к наследникам ненавистного Петра I. Стремясь не допустить этого, Анна Иоанновна подписала манифест, которым наследником престола провозгласила новорожденного сына любимой племянницы - Анны Леопольдовны. Она даже указала, что в случае, если наследник скончается, корона должна передаваться другим детям племянницы - по старшинству.
Анна Иоанновна умерла в октябре 1740 года, и императором Российского государства провозгласили младенца - двухмесячного Ивана VI. Регентом при нем она назначила своего фаворита, герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона. Высшее дворянство Российской империи было чрезвычайно недовольно тем, что ими стал править немец, и уже через две недели в стране произошёл переворот, при котором возглавляемые фельдмаршалом Минихом гвардейцы арестовали Бирона.
Регентом при императоре-младенце была объявлена сама Анна Леопольдовна.
И хотя она была довольно милой женщиной, но совершенно бесхарактерной и неспособной управлять страной. Сначала за нее правил Миних, затем Остерман. В результате в стране произошел очередной переворот.
Захват власти Елизаветой Петровной
Ни Анна Иоанновна, ни Анна Леопольдовна не жаловала русскую культуру, не почитали русские традиции, их не заботила судьба русского народа, а все значимые посты занимали немцы. Недовольство русской элиты росло, и вельможи стали объединяться вокруг Елизаветы Петровны - дочери Петра Великого. На нее возлагались надежды на освобождения русского престола от иностранцев.
А тут еще Анна Леопольдовна, будучи регентшей при сыне, решила объявить себя российской императрицей. Это подтолкнуло заговорщиков к началу активных действий. Гвардейцы Преображенского полка, активно и с энтузиазмом поддерживающие Елизавету Петровну, 6 декабря 1741 года в результате бескровного переворота арестовали Анну Леопольдовну и всю ее семью. Вместе с малолетним императором Иваном VI.
Гренадеры буквально на руках внесли Елизавету Петровну в Зимний дворец. Все входы и выходы были перекрыты. Была ночь, императорская чета спала. Лесток и Воронцов с солдатами вошли в спальню, велели Анне и ее супругу одеться. Их усадили в подготовленные сани и увезли из Зимнего дворца. Все прошло тихо и мирно.
А при «аресте» годовалого императора не все прошло гладко. Елизаветой был дан приказ не пугать ребенка, не поднимать шума и не будить его. Взять его только тогда, когда он проснется. Солдаты молча стояли у колыбели в ожидании, когда мальчик откроет глаза. Когда полуторогодовалый ребенок проснулся и увидел вокруг себя чужих людей, он испугался и закричал. Началась суматоха, в результате на пол уронили четырёхмесячную сестру Ивана, принцессу Екатерину. Впоследствии она оглохла, вероятно, от этого падения.
Испуганного мальчика принесли Елизавете. Она взяла его на руки, чтобы успокоить, и сказала: «Малютка, ты ни в чём не виноват!».
Так, с мальчиком на руках, она и покинула Зимний дворец.
Ссылка брауншвейгского семейства
Елизавета Петровна не желала зла «брауншвейгскому семейству», как называли Анну Леопольдовну и ее семью. Поначалу она намеревалась просто всех выслать в Европу. Но ее окружение выступило против и убедило ее, что семья низложенного императора за границей может найти поддержку и устроить новый переворот.
Поэтому Елизавета I велела отправить все семейство в ссылку в Ригу. Там они прожили около года. Елизавета все больше склонялась к мысли отпустить родственников на свободу. Но тут раскрылся заговор - камер-лакей Турчанинов хотел освободить пленников и вернуть их к власти. После этого отношение Елизаветы к «браунгшвейцам» изменилось коренным образом. Вначале арестованных переводили из одной крепости в другую, но в итоге в 1744 году их оставили в Холмогорах.
Все это время Иван находился с матерью, но в Холмогорах четырехлетнего мальчика с семьей разлучили. Навсегда. Их держали в одном доме, но они даже не подозревали об этом. Разлука с сыном, переживания, тяжелые испытания пошатнули здоровье Анны Леопольдовны. Тем не менее, в Холмогорах она родила еще двух сыновей. Но от родовой горячки после последних родов, в 1746 году, она скончалась. Ей было 28 лет.
Изоляция от мира
Брауншвейгское семейство так и осталось жить в Холмогорах. В одном доме – но так далеко друг от друга. В комнату бывшего императора, которого стали теперь называть Григорием, могли входить только его стражник - майор Миллер и его слуги Тем не менее, Иван был обучен грамоте и читал Священное писание.
Когда мальчик достиг совершеннолетия, он стал для Елизаветы Петровны серьезной угрозой. Ситуацию осложняло и участие Российской империи в Семилетней войне с Пруссией. И тогда было принято новое решение: Ивана Антоновича перевели в Шлиссельбургскую крепость, где его содержали в абсолютном одиночестве и тайне, с ним запрещено было даже разговаривать. Войти к нему могли только несколько офицеров, которым не сообщили имя пленника и то, кем он был. В случае болезни его мог посетить священник.
Что интересно, Иван Антонович знал, кто он. Видимо, запомнил с раннего детства, все-таки, до 4 лет он жил со своей семьей.
Через три года у Ивана появились признаки умственного расстройства – что и не удивительно. Он стал легковозбудимым и даже бросался на своих тюремщиков. В качестве наказания его лишали чая.
В 1761 году на трон взошел Петр III, и положение узника стало еще хуже – его тюремщики получили разрешение избивать узника и даже приковывать его цепью.
Неудачная попытка освобождения
Как ни скрывали личность таинственного заключенного, все равно о нем стало известно. В 1764 годы была совершена неудачная попытка дворцового переворота. Подпоручик смоленского пехотного полка Василий Яковлевич Мирович решил освободить Ивана Антоновича и вернуть ему русский престол. В ночь с 4 на 5 июля 1764 года Мирович со своими сообщниками арестовали коменданта крепости Бередникова и потребовали освободить узника. Тюремщики решили сдаться. Но Мирович не знал, что у них строгий приказ, отданный Екатериной II: при малейшей попытке освободить таинственного узника его следовало убить.
Надзиратели Ивана Антоновича выполнили приказ.
Стереть из памяти!
Почему о трагической судьбе этого ни в чем не виноватого молодого человека мало кто знает и о нем самом мало кто слышал?
Еще императрица Елизавета Петровна, понимая, что ее правление нелегитимно, решила уничтожить все, напоминающее о ее предшественнике на троне и его коротком правлении. Личность бывшего императора была подвергнута Закону об Осуждении имении (Damnatio memoriae), применявшегося еще в Древнем Риме к особо важным преступникам. Подлежало уничтожению все, связанное с именем осужденного, чтобы стереть полностью память о нем.
Уничтожались все изображения императора Ивана VI, заменялись все указы, деловые бумаги, церковные книги и прочее, где упоминалось его имя. Были изъяты монеты с его изображением и отправлены на переплавку. Закон вступил в действие 31 декабря 1741 года. С 1745 года хранение монет и других предметов с именем Ивана VI стало противозаконным, а люди, у которых их находили, становились государственными преступниками и подвергались пыткам.
Этот процесс продолжался весь период царствования Елизаветы Петровны. Ей почти удалось вычеркнуть это имя из памяти потомков. Ведь сейчас мало кто помнит о младенце-императоре Иоанне VI Антоновиче и его трагической судьбе.
До сих пор неизвестно, где находится могила Ивана Антоновича. Возможно - на территории Шлиссельбургской крепости, а возможно, и в Холмогорах.
Судьба семьи
Отец Ивана VI до конца своих дней жил в Холмогорах, где и скончался в 1774 году. Четверых выживших сестер и братьев Ивана в 1780 году отправили в Данию, к датской королеве, которая приходилась им тетей. В соответствие с русско-датским соглашением, их поселили в датской глубинке, и из русской казны им выделялось по 8000 рублей в год на каждого.
Но и там им жилось, видимо, несладко. В 1803 году Екатерина Антоновна написала императору Александру I письмо, в котором просила забрать ее в Россию. Она называла ссылку в Холмогорах раем, сравнивая со своей жизнью в Дании. Ответа она не получила.
Брауншвейгская ветвь императорской династии Романовых оборвалась в 1807 году, со смертью Екатерины Антоновны.