Найти тему
TankoMania

Немецкий танк «Sturmpanzerwagen» А7V

Оглавление

Сегодня мы поговорим о уже немецком творении - А7V. Немцы имели высокоразвитую тяжелую промышленнось, и естественно не могли не выпустить свой танк, особенно когда танкостроение было уже так сказать "на слуху" и являлось прогрессивным направлением в ведении войны. Но, как ни странно, немецкое руководство довольно долго считало танки непригодными к войне. В германских газетах даже сплошным текстом печатались статьи, высмеивающие эти грозные машины: "Танки - это нелепая фантазия и шарлатанство. Машины-чудовища только на короткое время поражают солдат, но вскоре здоровая душа доброго немца успокаивается, и он с легкостью борется с машиной".

Довольно поздно немцы поняли, что без этих боевых машин им не обойтись. Первые танки начали появлятся только в 1918 году, хотя они следовали неудачным концепциям французов - эти машины очень напоминали немного располневшие "шнейдеры".

Танк A7V «Эльфрид III» захваченный во французском Сале. Впервые такие боевые машины были применены в Виллер-Бретонне 24 апреля 1918 года
Танк A7V «Эльфрид III» захваченный во французском Сале. Впервые такие боевые машины были применены в Виллер-Бретонне 24 апреля 1918 года

Теперь о самом танке

Его характеристики:

  • Масса - 30 т
  • Длина - 7,35 м
  • Ширина - 3,08 м
  • Высота - 3,3 м
  • Лобовая броня - 30 мм, бортовая - 20 мм
  • Два карбюраторных двигателя мощностью 100 л. с., что позволяло развивать скорость в 12 км/ч (хотя на деле меньше, об этом позже)

Не могу не отметить - коробка передач была довольно удачной, что позволяло водителю в одиночку в широких пределах варьировать повороты и скорость движения.

Вооружение состояо из 57-мм пушки, установенной в передней части корпуса, и 6 бортовых и кормовых пулеметов. Большое количество стволов привело к рекордному по численности экипажу - 18 человек.

A7V "изнутри"
A7V "изнутри"

Командир и водитель размещались в приподнятой рубке, что обеспечивало хороший обзор, но затрудняло наблюдение за дорогой. Наводчик и заряжающий располагались внутри носовой полубашни орудия. Пулеметчики и их помощники - соответственно за пулеметами по периметру корпуса. Так же в состав входили 2 механика - один располагался спереди от двигателей, другой сзади, и следили за работой этих двигателей. Но обилие экипажей и орудий приводило к тесноте и сильной загазованности боевого отделения.

Большим плюсом являлось довольно толстое, по тем меркам, бронирование. Оно противостояло не только пулям и осколкам, но и могло сдержать прямое попадание осколочно-фугасного снаряда легкой артилерии. С большими оговорками, но эта боевая машина была первым в мире танком с противоснарядным бронированием. Так же немцкие инженеры были довольно наблюдательны - довольно большая часть подбитых английских танков выходила из строя из-за повреждения гусениц. В своей же машине они забронировали ходовую часть.

Теперь почему же танк в основном передвигался со скоростью, меньше заявленной? Ответ прост. Большая высота корпуса и довольно малая ширина делали немецкую машину склонной к опрокидыванию.

В целом A7V представлял собой не столько танк прорыва, сколько концепцию подвижного форта, в котором упор делался на круговом бронировании.

Всего было выпущено несколько десятков танков этого типа, поэтому практически никакого на ход войны они не оказали. В Германии было сформировано лишь 8 танковых рот по 5 машин, но только 3 из них были оснащены продуктом отечественного "танкопрома".

Участие в боях

24 апреля 1918 года под Вилле-Брентоном в атаке участвовало 15 A7V и 20 трофейных машин типа Mk. Танки добились значительных результатов почти без потерь.

-3

Кроме того, это было первое в мире танковое сражение (хотя и сражением его толком не назовешь). Все того же 24 апреля, в 9 часов утра три английских танка Mk-IV (статья про Mk) атаковали деревушку Вилле-Брентон, два из которых были чисто пулеметными (и сразу были подбиты), и лишь один - флагманский, был оснащен 57 мм орудием. Со стороны немецких войск были так же три A7V. Командиром флагманского британского танка был довольно смекливый танкист Браун. Он быстро понял, что намного эффективней вести стрельбу с коротких остановок, а так же что орудие немецких танков имело сектор обстрела всего 50 градусов, а значит вести бой нужно находясь в непоражаемой зоне этих орудий. В результате два немецких танка были вынуждены отступить под защиту полевых орудий. Первый бой показал неэффективность пулеметных танков при стычке с танками противника.

Статья про первый танк классической компоновки - французский танк "Рено" уже тут.