Найти в Дзене
Егор Холмогоров

Империя. Форма большого пространства и времени

Как часто вы думаете о Римской Империи? Я вот лично думаю о ней каждый день. Но и другие люди на планете, особенно, как утверждается, мужчины, уделяют этой теме немалое внимание. Некоторые фемактивистки уже разрабатывают планы дероманизации мужского сознания, так как Римская Империя – это, якобы, воплощенный патриархат. А мужчины ее любят именно потому, что она почти как Кенленд в фильме «Барби» – сосредоточение токсичных маскулинных фантазий о силе, власти и могуществе. На самом деле это проявление обычного для феминисток невежества – женщины в Риме всегда играли гораздо большую роль, чем в любых других древних обществах. Причины, по которой мужчины (и многие женщины) думают о Римской Империи довольно просты. Прежде всего, Империя – это красиво. Это завораживающие образы – орлы легионов и акведуки, дороги и триумфальные арки, лорики и пилумы, и над всем сияющие четыре буквы: SPQR. Senatus populusque Romanus. Сенат и народ Римский. Римская Империя – это и в самом деле совершенный симво

Как часто вы думаете о Римской Империи? Я вот лично думаю о ней каждый день. Но и другие люди на планете, особенно, как утверждается, мужчины, уделяют этой теме немалое внимание.

Некоторые фемактивистки уже разрабатывают планы дероманизации мужского сознания, так как Римская Империя – это, якобы, воплощенный патриархат. А мужчины ее любят именно потому, что она почти как Кенленд в фильме «Барби» – сосредоточение токсичных маскулинных фантазий о силе, власти и могуществе. На самом деле это проявление обычного для феминисток невежества – женщины в Риме всегда играли гораздо большую роль, чем в любых других древних обществах.

Причины, по которой мужчины (и многие женщины) думают о Римской Империи довольно просты.

Прежде всего, Империя – это красиво. Это завораживающие образы – орлы легионов и акведуки, дороги и триумфальные арки, лорики и пилумы, и над всем сияющие четыре буквы: SPQR. Senatus populusque Romanus. Сенат и народ Римский.

Римская Империя – это и в самом деле совершенный символ политической и военной мощи соединенной с высокой цивилизацией и культурой. Воплощение воли к власти как таковой, свободной от привкуса подловатого торгашества, присущего таким псевдоимпериям, как британская, или американская.

К тому же ее исторический путь закончен – никто уже не выставит ей счета репараций за работорговлю или оккупацию, зато все будут любоваться оставшимися после неё руинами храмов, амфитеатров и крепостей.

-2

Пару лет назад иноагент Тамара Эйдельман блеснула невежеством, заявив, что самое трагичное событие в истории России, это то, что она никогда не была в составе Римской Империи. Это не так. До Москвы римляне конечно не дошли, как не дошли и до Берлина, и до Варшавы, и до Стокгольма.

Но под властью Рима находились и Херсонес (будущий Севастополь), и Пантикапей (Керчь), и все Боспорское царство, включая Фанагорию на Тамани, Горгиппию (Анапу), и далекий Танаис рядом с Ростовом-на-Дону. И в Танаисе и на Тамани найдены великолепные римские орлы. На месте римской крепости Харакс, рядом с Ласточкиным гнездом, найдены фигурки легионеров. А легионеры Херсонеса бодались с местными властями за право сбора доходов с городского лупанария, сиречь борделя.

Так что римская жизнь на территории будущей России кипела и бурлила.

Слева: Римский орел. Археологический музей Тамани. Справа: Голова статуи Юстиниана Великого - археологический музей в г. Керчь.
Слева: Римский орел. Археологический музей Тамани. Справа: Голова статуи Юстиниана Великого - археологический музей в г. Керчь.

К тому же нельзя забывать, что разрыв между Римом и Византией вымышлен западной антихристианской публицистикой.

На деле Римская Империя в Риме и в Константинополе была одной и той же. По указам святого императора Юстиниана строились крепости в Гурзуфе и Алуште, его статуя найдена в Керчи, а монеты – в Тамани.

Иными словами, Юстиниан Великий непосредственно правил существенной частью территории современной России.

Если вдуматься и подсчитать, то окажется, что значительные территории России входили в состав Римской Империи и Римского мира гораздо дольше, чем какая-нибудь Дакия (она же Румыния), жители которой, однако, считают себя едва ли не прямыми физическими потомками римлян.

Наши Крым и Причерноморье – это пространство, которое связывает нас, Третий Рим, с Первым и Вторым Римом. И об этом надо думать постоянно. Как постоянно думал об этом Иосиф Бродский, для которого Крым, как в «Письмах римскому другу», был метафорой Рима.

И не только думать, но и писать об этом в учебниках, чтобы «соросовские учителя» не навязывали нашим школьникам чувство неполноценности по отношению к «настоящим римлянам».

Именно мы настоящие римляне и есть – и в археологическом, и в историческом, и, что ее важнее, в политическом и геополитическом смысле.

Назло бесчисленным «могильщикам империй» Россия остается империей и показывает это и своей готовностью сражаться против Нового Карфагена на поле боя, и своей политической волей – способностью думать об империи в мире, в котором такие мысли считаются неполиткорректными.

«Россия – это Империя», – сегодня эту формулу можно нередко услышать со всех сторон. Иногда это говорится с демшизовым кликушеством, но чаще всего с волнением и даже гордостью.

Но что такое Империя? Как вы себе это представляете?

Ну конечно!

-4

Огромные галактические звездолёты за компанию со «Звездой Смерти». Идеально строгие ряды имперских штурмовиков до горизонта. Облачённый во всё чёрное всемогущий император и рядом с ним жестокий и непреклонный Дарт Вейдер. Форма, дисциплина, безжалостность. Там-там-там-та-ра-рам-там-пам-пам… (Вы, конечно, знаете, что «Имперский марш» Уильямса является по сути плагиатом марша из «Любви к трём апельсинам» великого русского композитора, уроженца Донбасса С.С. Прокофьева?)

Несмотря на все усилия, вложенные в популяризацию звёздного «сопротивления» и демонизацию Империи, состоящей, что характерно, почти исключительно из людей, у неё всё равно гораздо больше поклонников во всём мире, включая самые либеральные страны, чем у многорасовых анархо-республиканцев. Потому что Империя – это красиво, даже если жестоко.

Но нет. Если включить наши политматюгальники, то получается, что Империя – это, видимо, что-то совсем другое. «Россия – Империя, и поэтому мы должны принять стопитсотмульонов мигрантов». «Россия – Империя, и поэтому русские должны потесниться и не хотеть к себе особого отношения». «Россия – Империя, и поэтому надо снисходительно относиться к погремушкам региональных сепаратистов». «Россия – Империя, и поэтому русские должны терпеть, уступать, жертвовать собой и унижаться перед другими этносами». И тут ты понимаешь, что «Империя» в устах подобных пропагандистов – это какой-то новиопский кринж, синоним вожделенной ими многонационалии. Не случайно в какой-то момент у многих слово «имперец» превратилось почти в ругательство.

А из этой ругательности, в свою очередь, начали вытекать очень плохие вещи. Национально-патриотическое «антиимперство» стало смыкаться с леволиберальным в идее, что, чтобы русским нормально зажить своей жизнью, нужно освободиться от всех «нерусских территорий». Начиналось всё с разговоров о том, что «хватит кормить Кавказ», продолжилось расставанием вообще с нацреспубликами, потом заговорили о «колониальных Урале и Сибири», о «независимых казаках и поморах». Нарисовались «ингерманландцы». И вот уже можно договориться, что «Московия» империалистически господствует над Тверью, Рязанью, Новгородом и Смоленском, а ещё над «порабощёнными» финноугорскими народами Подмосковья.

Стало очевидно, что в этой игре на понижение русским не выиграть. А тут, слава Богу, началось отвоевание сперва Крыма, потом Донбасса и Новороссии, где даже в процессе национальной русской реконкисты без восторженной памяти о Российской Империи и ощущения себя её продолжателями не обойтись.

Так всё же, что такое Империя на самом деле?

Сущность Империи – это оформление большого, иногда просто огромного пространства во имя высшего идеала.

К.Н. Леонтьев
К.Н. Леонтьев

Великий русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев в своей знаменитой работе «Византизм и славянство» писал так:

«Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет».

Империя – это воплощение такой деспотичной, властной, чёткой формы, подчиняющей материю идее. Это форма большого стиля и большого пространства. И именно потому всё имперское вызывает у нас чувство почтительного восхищения и трепета. Даже карикатурная киношная «империя зла» всё равно вызывает восторг, которого не вызовут никакие повстанцы. Не случайно исследователи Рима отмечают: республика – это теснота, Империя – это огромные полупустые пространства, оформленные в мрамор и лучшие архитектурные формы.

Так было в Риме, где Форум и Колизей, так было в Константинополе, где Святая София и Ипподром, так было в Москве с её Красной Площадью и Покровским Собором, так было в Петербурге с его Дворцовой Площадью, Аркой Главного штаба и Александровской колонной.

-6

Благодаря строгим формам своего завораживающего большого пространства, Империя сама по себе является эстетической ценностью.

И по той же причине бессмысленны либеральные мантры про то, что «все Империи распадаются».

Все высшие формы бытия всегда распадаются – звёзды гаснут, горы выветриваются, цветки вянут, фрукты гниют, люди (включая либералов) умирают и превращаются в прах или, на худой конец, в мумии.

Быть гнилью и прахом проще, чем быть сложной формой. Проще, но не ценнее. На этом фоне общего распада и упрощения всего как раз Империи – это довольно долгосрочная форма жизни.

Можно сказать, что в известном смысле империя в истории одна и существует уже более четырех тысяч лет.

Однажды царю Вавилона халдею Навуходоносору приснился сон. Он увидел огромную статую, голова которой была сделана из золота, руки и грудь из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни были сделаны частично из железа, частично из глины. Сошедший без усилий человеческих руг с горы камень разбил эту статую, перемешав золото, серебро, медь, железо и глину, а сам камень сделался великой горою и наполнил землю.

Даниил растолковывает сон Навуходоносора.
Даниил растолковывает сон Навуходоносора.

Никто из халдейских мудрецов и знатоков тайн не смог угадать и разгадать этот сон и царь в гневе даже повелел их казнить. Жестокий приказ не был исполнен только благодаря юноше-иудею Даниилу, который сумел растолковать сон самодержца.

«Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!
После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.
И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото!».

Очень равно установилось вполне определенное истолкование образов четырех эпох из пророчества библейской книги. Золотая голова – царство Ассиро-Вавилонское, Серебряная грудь и две руки царства Мидян и Персов, медное чрево и бедра – царство Македонское, железные голени – царство Римское, которое будет крепче остальных, хотя к концу своему разделится и смешается с глиной и будет местами сильно, местами же слабо. И, наконец, «камень нерукосечныя горы» – явление вечного Царства Христова, которое христиане ждут со Вторым Пришествием Спасителя.

С этим толкованием пророчества были согласны и иудейские мудрецы, и христианские мученики и богословы. Самое подробное истолкование Книги Даниила дал живший в V веке в Сирии влиятельный богослов блаженный Феодорит Киррский, прославившийся своими толкованиями ветхозаветных книг.

«Пророк дал видеть четыре вещества: золото, сребро, медь, железо; о глине же сказал, не как об отдельном веществе, но как о смешанном с железом; означает же сими веществами самые великие и всемирные царства, которые одно за другим обладали большею частью вселенной. Ибо явно, что были и другие царства, как видим и в настоящее время, но не видно, чтобы преобладали они над всеми, или над большею частью царств, напротив того обладают одними или двумя народами».

Первым царством, «главою» были Вавилон и Ассирия. Серебряная грудь и руки – это Мидия и Персия, именно поэтому, подчеркивает толкователь, рук две, что двуединое персидское царство создал Кир Великий, бывший персом по отцу и мидянином по матери.

Медное чрево статуи – это царство Александра Македонского, поглотившее предшествующие царства и владычествовавшее всей землею «соодолел же всей земли Александр, сын Филиппов, в двенадцать лет царствования покоривший всех людей», а его бедра – распад его единого великого царства после смерти Завоевателя.

Наконец железные голени – это царство римлян, которое сильнее прочих. Когда Феодорит говорил о нем, в уме его наверняка был образ позднеримского легионера, в состав вооружения которого вернулись железные поножи. «И железом нарек царство Римское, а оно преемственно следовало за Македонским. Пророк уделил ему голени, как части тела, находящаяся при конце всего тела, и способный носить на себе целое тело».

Именно римские «голени» – опора всего тела Мировой Монархии.

-9

Феодорит дает неожиданное толкование библейского образа, совершенно непохожее на языческий миф о «золотом веке». Не от лучшего к худшему, а напротив – от мягкого металла к наиболее прочному.

«Применяет же к царствам различные вещества, означая различье не в чести, но в силе; потому что серебро связнее золота, медь тверже серебра, а железо в большей мере плотнее и самой меди. Поэтому разность не в чести, но в крепости и силе».
Всемирной монархии отдана власть над всеми людьми, зверями и птицами. «Зверями называет зверонравно живущих варваров, а птицами – тех, которые украшены благоразумием, выше прочих людей, и парят умом горе».
И апогей этой монархии - Римское царство «которое было самое сильное, и можно сказать, преодолело все народы, со всех собирало налоги и дани».

Феодорит полемизирует с теми, кто под явлением камня горы нерукосечной понимает первое пришествие Спасителя:

«Если же скажут, что сими словами означается первое пришествие Господа; то пусть докажут, что Римское владычество сокрушено вскоре по пришествии Спасителя нашего. Но находим совершенно противное: вместе, с рождением Спасителя оно усилилось, а не разрушилось. Ибо Владычнее рождество было в царствование Августа, а он второй был царь, и всех людей, можно сказать, соделал своими подданными, написал, по евангельскому слову, «всю вселенную» и узаконил вносить дань. Усилившееся при нем Римское царство стоит и доныне».
Цезарь Август
Цезарь Август

Римское царство уже никогда не кончится до самого Страшного Суда, когда создастся иное вечное царство, с которым не сравнится ни одному земному. Хотя Римское царство может разделиться, ослабнуть, его крепкие железные части будут перемежаться слабыми скудельными, как мы и наблюдаем в наши дни, но закончится уже только с мистическим изменением всего порядка вещей.

«А ступни ног назвал железными, самые же ноги вмести железными и скудельными; и дает сим разуметь, что не другое царство наступит, а тоже самое сделается слабее себя самого, и примешается к нему скудельная нетвердость…».

Период смешения железа с глиной – это период, когда люди, народы и государства будут отделены и, в то же время, перемешаны друг с другом. Подобную картину мы наблюдаем сегодня – множество отдельных суверенных государств и, в то же время, вавилонское смешение глобализации со всеми её гримасами.

Однако и среди этого хаоса сохранится железо Римского Царства: «не говорит Пророк, что конец его будет совершенно слаб».

-11

Учение о Всемирной Монархии, начинающейся после Потопа и заканчивающейся лишь со Вторым Пришествием включено в Священное Писание, в саму сердцевину христианской православной традиции и в этом смысле для любого верующего непреложно. Главное держаться верной, железной стороны.

Многие авторы считают, основываясь на книге Даниила, что в истории человечества существует только одна Империя – от древних Аккада, Вавилона и Ассирии через Персидскую и Македонскую Империи до трёх Римов – Рима, Византии и России. А вот все прочие – торгашеская британская, масонская наполеоновская, вампирская гитлеровская, голливудская американская – лишь самозванцы. Подробнейшим образом и на очень высоком научном и философском уровне эта тема раскрыта в трехтомном исследовании Константина Малофеева «Империя», которое я вам рекомендую обязательно прочесть.

-12

Однако что такое империя в своем существе? Неужели просто сборная солянка собранных под единой властью народов?

Империя – это Власть. Латинское слово Imperium, от которого и произошло это понятие, означало первоначально власть римского царя (он носил титул rex). Когда у римлян вместо царской власти появилась республика, слово «империум» означало высшую власть должностных лиц этой республики. А когда Рим, воюя с Карфагеном и другими соседями, стал подчинять себе близлежащие страны и превращать их в «провинции» (то есть, в переводе с латыни, «завоёванные земли»), то появилось понятие Imperium Romanum – Римская Власть, Сфера Римской Власти. Именно это понятие мы сейчас и переводим как Римская Империя.

Во главе империи встал монарх — император. Первоначально этим словом называли полководца обладавшего полнотой «империума», то есть власти. Затем, благодаря Юлию Цезарю и его приёмному сыну Цезарю Августу, это слово начало означать монарха, который стоит во главе Римской Власти — Империи.

Сущностью Римской Империи была идея власти над народами. С наибольшей чёткостью эта идея была выражена в главном имперском манифесте – поэме Вергилия «Энеида».

Жан Батист Викар. Вергилий читает "Энеиду" императору Августу, его сестре Октавии и его жене Ливии.
Жан Батист Викар. Вергилий читает "Энеиду" императору Августу, его сестре Октавии и его жене Ливии.
Смогут другие создать изваянья живые из бронзы
Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звёзды, — не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно —
В этом искусство твоё! — налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных.

То есть другие народы – греки, сирийцы, египтяне – могут превосходить римлян в науке и искусстве, но призвание римлянина в другом – править народами, навязывать им свою волю, осуществлять господство. Идея абсолютного господства, абсолютной власти римлян, которая достигается сочетанием войны, дипломатии, умения управлять и способности прививать свою культуру, была для Римской Империи центральной.

На человека, который сказал бы, что Империя состоит из бесконечных уступок сепаратистам, завоза новых орд мигрантов и подавления духа, идентичности и гордости римского народа, римляне посмотрели бы как на опасного сумасшедшего.

Разумеется, понятие «римского народа» не было статичным. Сперва это были жители первоначального Рима на семи холмах, и то не все, а только патриции. Затем к ним прибавились завоёванные соседи-италики, получившие римское гражданство. Затем началась романизация Империи, – потомок рыжеволосого галла, смуглого испанца, крючконосого финикийца, быстроглазого грека мог с гордостью сказать: «Я – римлянин». Но это значило, что он говорит на латинском языке, придерживается определённых жёстких культурных стандартов, считает своими великими предками Ромула, Сципиона, Цезаря, а не карфагенянина Ганнибала или галла Верцингеторига.

Анри Поль Мотт. Верцингеториг сдается Цезарю.
Анри Поль Мотт. Верцингеториг сдается Цезарю.

«Римлянин» в Империи всегда был чёткой, привязанной к истории и традиции идентичностью, а когда она в III веке нашей эры начала размываться и один из худших императоров – Каракалла – дал гражданство Империи вообще всем, Империя в западной её части начала распадаться, а внутри её границ появились огромные орды вооружённых мигрантов – варваров. Они сначала тоже требовали себе гражданства и прав, а потом решили, что захватить имперские земли и подчинить их себе будет выгодней. То есть утрата идентичности и утрата идеи, что имперская власть должна принадлежать народу, живущему в определённой традиции, привела западный Рим к гибели.

А восточный Рим (который мы зовём «Византией») сохранился, но основой идентичности в нём стала религия – православное Христианство. Быть римлянином («ромеем») значило быть православным и придерживаться опять же определённых культурных и цивилизационных стандартов. Противоположность римлянина-христианина и варвара никуда не девалась.

-15

Иногда можно встретить утверждение, что Византию погубило то, что ромеи отказались от своей широкой многонациональности и стали ощущать себя «греками», и вот этот «национализм» их и погубил. Это утверждение не соответствует действительности. Скорее, напротив, Византии для устойчивости не хватало чёткого этнического ядра, а подкосил её захват Константинополя западными крестоносцами в 1204 году.

И вот тогда-то, на руинах разгромленной Западом Империи и начала возрождаться греческая («эллинская») идентичность как основа для сборки того, что осталось. Ведь после 1204 года территория, занимаемая Империей была меньше, а не больше территории, занимаемой православными греками. В идее эллино-византийской ирреденты всё было бы хорошо, если бы не мысль значительной части византийской элиты, что эллинство выше православия, что можно заключить унию с католиками, но сохранить Империю как «греческую». Разумеется, это не получилось, и Византия погибла.

Россия, Третий Рим, такой ошибки не сделала. В основе нашей государственной и имперской идеи с самого начала лежала чёткая этническая идентичность – русская, и столь же чёткая религиозная идентичность – православная. Русские – народ, избранный, чтобы построить и сохранить Империю Третий Рим как оплот православного христианства – такова была русская сверхидея. Эта сверхидея – сохранение православия во вселенной – требовала от России и русских как православного народа занять огромное пространство и крепкой рукой его держать.

-16

Постоянно склоняемая новиопами многонародность Империи является побочным результатом того, что Империя охватывает огромное пространство вместе со всем, что на нём находится – включая племена и народности.

Но это именно многонародность, а не «многонациональность». Нация в Империи может быть только одна, если их становится больше, то Империя обречена, как обречена была лоскутная Австро-Венгрия после того, как сначала власть в ней поделили между двумя нациями (немцами и венграми), а потом на станциях начали появляться названия на трёх-четырёх языках, и это было предвестие конца.

Как обращаться с оказавшимся в составе Империи множеством народов, разные империи решали по-разному.

Депортация покоренного населения. Ассирийский рельеф
Депортация покоренного населения. Ассирийский рельеф

Ассирия практиковала «вырывание с корнем» непокорных народов – массовые депортации с расчётом перемешать население и создать один народ. Но в результате перемешался и растворился только сам имперский этнос – ассирийцы. Персы создали стройную систему управления: в центре Империи стоял правящий этнос – персы, чуть пониже родственные персам мидийцы, на местах правили сатрапы, которые отвечали за важные, но второстепенные вопросы, верховная же власть принадлежала царю царей из рода Ахеменидов. Эта персидская схема была устойчива и возродилась при царях следующей династии – Сасанидах.

Александр Македонский надеялся построить Империю на привитии народам востока высшей эллинской культуры и цивилизации, и, хотя сама его Империя быстро распалась, в возникших на её осколках эллинистических государствах внедрение эллинской культуры шло весьма успешно. Рим строил свою абсолютную власть, как мы уже сказали выше, на сочетании жёсткого военного господства и внесения своей цивилизации – римские дороги, акведуки, латинский язык и образ жизни.

Римские легионеры строят мост. Колонна Траяна в Риме.
Римские легионеры строят мост. Колонна Траяна в Риме.

На Дальнем Востоке Китай вынужден был столетиями не столько нести свою цивилизацию окрестным варварам, сколько «переваривать» варваров, проникших за Великую Стену, но делал он это довольно успешно – китайская государственная традиция существует в общем-то непрерывно 2,5 тысячелетия, за которые пространство обитания китайского этноса и цивилизации существенно увеличилось.

Византия (как и соперничавший с нею Арабский халифат) ставила в центр имперской идентичности религию, в результате этнический сепаратизм приобретал не раз и не два форму религиозных ересей. Кроме того, Византия как наследница Греции и Рима настолько превосходила своей культурой все окружавшие народы, что это само по себе было фактором власти.

Россия же соединила опыт Первого и Второго Рима – высшая религиозная идеология базировалась на прочном фундаменте сильной и властной государственности, опирающейся на энергию русского этноса. Этот этнос, конечно, готов был интегрировать в свой состав представителей других народов, но от них требовалось либо осознать себя русскими, либо признать русскую власть как стержень Империи.

Российская Империя представляла собой иерархию народов, в центре которой находились именно русские с нашей сверхидеей – православием.

Есть очень популярная среди новиопов фейковая цитата из записок известного русофоба маркиза де Кюстина, якобы император Николай I на балу указывает на представителей множества племён, а потом заявляет: «А все вместе они – русские». Мол, никаких русских самих по себе нет, «русские» – это общее имя многонациональной сборной солянки.

-19

На самом деле смысл описанного Кюстином разговора был совсем в другом – император пытался донести до француза мысль, что Империя – это упорядоченное и иерархизированное многообразие большого пространства и большого масштаба.

«– Всеобщая покорность заставляет вас думать, будто у нас царит единообразие — избавьтесь от этого заблуждения; нет другой страны, где расы, нравы, верования и умы разнились бы так сильно, как в России. Многообразие лежит в глубине, одинаковость же — на поверхности: единство наше только кажущееся. Вот, извольте взглянуть, неподалёку от нас стоят двадцать офицеров; из них только двое первых русские, за ними трое из верных нам поляков, другие частью немцы; даже киргизские ханы, случается, доставляют ко мне сыновей, чтобы те воспитывались среди моих кадетов, вон один из них… Вместе с этим мальчиком здесь воспитываются и получают образование за мой счёт двести тысяч детей.
– В России всё делается с размахом. Ваше Величество, здесь всё огромно».

Никакого «все вместе они русские» тут нет и в помине. Русские упомянуты на первом месте как опорный стержень Империи, к которому могут как в сложной структуре пристраиваться остальные.

Именно такова чёткая кристаллическая структура Империи – основной имперский этнос с его жизненной энергией, его идентичностью, его культурно-историческим типом, – и выстраивающаяся вокруг него по принципу комплементарности и усвоения базовых принципов его культуры иерархия этносов.

-20

Империя – это власть. Империя – это строгая форма большого пространства. Если этой формы нет, то нет и никакой Империи, а есть распад формы и умирание, засасывание нас в жидкое новиопское болотце. «Многонационалия», в отличие от имперской иерархии, Империю убивает.

Сущность русофобии – ненависть к России и русским за то, что мы слишком большие. То есть за то, что мы – Империя. За то, что Россия оказалась величайшим экспериментом по оформлению большого пространства за всю историю. Быть «большими» – наша историческая судьба и наша национальная сущность. Русское национальное государство не может не быть Империей, хотя оно должно быть чуждо новиопскому «лжеимперству».

Нам всем следует быть в отличной имперской форме. Такими нас знают. Такими нас боятся.