Речь идёт о герое рассказа «Володя большой и Володя маленький», по которому снят прекрасный и глубокий фильм.
Я уже писала о героине рассказа (и фильма) Софье Львовне. Теперь – о герое, которого называют «Володей маленьким».
Чехов был мастак создавать неприятных персонажей. Но таких, как Володя маленький, у него немного.
В принципе, словом «ничтожный» всё сказано. Именно таким Софья видит Володю в ресторане.
В фильме она говорит об этом кузине:
«А этот? Разве ты не видишь, какой он сонный, вялый… скучный, ничтожный. Он ничтожество!»
А ещё Софья заметила, что Володя норовит не платить в ресторанах не счетам. Ей хотелось сказать ему прямо: «Если вы бедный, то сидите дома».
Но дело не в бедности, а в жадности. И в отсутствии чести.
Володя гуляет за счёт полковника Ягича. И при этом хочет затащить в постель его жену.
Он прекрасно знал, что Соня его любит. Но жениться ему не хотелось, поэтому он делал вид, что не замечает. Дождался, пока Соня выйдет замуж, и тогда уж начал уделять ей внимание. Сидел с ней часами, а во время прогулок в санях незаметно наступал ей на ногу и пожимал руку.
То есть намекал на то, что у него к ней появились чувства.
Софья не глупа. И уже не юная, ей двадцать три года. Она понимает, какой интерес питает к ней друг детства.
Но ведь хочется же в лучшее верить! Любить чистой любовью, и чтобы тебя так любили.
Софья не виновата, что ей пришлось выйти замуж по расчёту. Так в ее среде было принято. А вырваться за рамки среды, не имея денег и не видя ни от кого поддержки, может только очень сильный человек. Чеховские героини – не сильные. Они – обычные женщины, каких большинство.
Могла ли Софья стать верной женой своему мужу, несмотря на разницу в возрасте?
Вопрос риторический. Дело в том, что муж сам не любит её. Женился на молоденькой, когда от души нагулялся. Потому что молодая жена – это круто, и она полагается по статусу мужчине при деньгах и в чинах.
О любви тут речи не идёт. И было бы странно, если бы Соня полюбила мужа. Можно отозваться на чувства немолодого мужчины. Но именно – «отозваться, откликнуться». А не на пустом месте полюбить.
Софья мечется, словно птица в клетке. Пытается найти в муже привлекательные черты, чтобы полюбить…
Но поскольку это невозможно из-за его нелюбви, Софья снова попадает под чары Володи маленького.
И вот он приезжает к ней утром, рассудив, что она «дозрела». Софья выходит к нему в новом роскошном капоте…
Происходит диалог, где Володя проявил всю пошлость своей натуры.
«– Отчего это вам так вдруг науки захотелось? А, может, хотите конституции? Или, может, севрюжины с хреном?»
Тут бы Софье гнать его взашей. Но он начал её обнимать, и она ему отдалась.
После близости с Соней Володя ведёт себя, как свинья.
Сказать женщине, что она «похожа на собачку, которая ждет, чтоб ей бросили кусочек ветчины»…
Да, он – ничтожество. Не мужчина и не человек.
Неделю спустя Соня ему наскучила. Он бросил её, однако продолжал дружить с её мужем и, наверное, гулять за его счёт.
- Самое удивительное, что подобные типы считались приличным людьми в том обществе, где вращалась Софья. Чехов их встречал. И решил показать их нутро в коротком, но ёмком рассказе.
Роскошный сиреневый наряд и разбитые женские мечты. Гениальный фильм по короткому рассказу Чехова.
«Крейцерова соната». Заслужил ли Позднышев верность своей жены?