Понтонные части — это самая обособленная часть инженерных войск, их всегда выделяют отдельно. Оно и понятно, форсирование рек — вопрос архиважный на войне.
Про разные технические аспекты, про само оборудование, про наведение мостов, написано много. Мне же всегда интересны больше прочего организационные моменты. Тем более, что несмотря на общую схожесть понтонных частей во всех армиях, в организационном плане у Вермахта и РККА были существенные отличия. А нам, как раз эти две армии наиболее интересны.
В Красной Армии наведением понтонных мостов и паромных переправ (вторая составляющая понтонёров) занимались инженерные части, конечно же, но было два варианта.
Во-первых, имелись специальные понтонно-мостовые батальоны, полки и даже бригады. Правда, и полки, и бригады — это лишь объединённые под единым управлением несколько батальонов, поскольку главной единицей был именно понтонно-мостовой батальон. И легко понять почему. Поскольку один батальон наводил один мост (пусть с оговорками). К началу войны все батальоны — хоть отдельные, хоть в составе полков, хоть в составе танковых дивизий, имели на вооружении понтонный парк Н2П.
С помощью этого парка можно было навести мост длиной 77 метров, с нагрузкой до 60 тонн или 168 метров с нагрузкой до 16 тонн, или разные промежуточные варианты. Либо создавались паромы грузоподъёмностью до 60 тонн.
Сам парк включал 32 носовых и 16 средних полупонтонов, 16 въездных аппарелей, брусы и щиты для верхнего строения, перекладины, кронштейны и прочее для козловых опор, 3 буксирно-моторных катера и 3 полуглиссера. Всё это перевозилось на 89 специальных автомобилях ЗиС-5 или 30 тракторами с 83 прицепами. Личный состав парка указан в 45 человек.
На наведение моста требовалось от часа до трёх и необходимо было около трёхсот человек.
Понтонно-мостовой батальон состоял их трёх понтонных и одной мостовой рот. Причём мостовая рота занималась только транспортировкой и хранением парка. Рота состояла из трёх взводов, каждый обслуживал треть парка. А наведением понтонов одного взвода занималась понтонная рота. В принципе, каждая рота могла наводить и свой собственный мост. Хотя обычно роты действовали отдельно лишь при наведении паромной переправы. В любом случае, для наведения полного моста из парка Н2П требовался весь личный состав трёх понтонных рот батальона.
Численность батальона в танковой дивизии 1941 года составляла 732 человека, в составе батальона три понтонных, мостовая и техническая роты, парковый взвод.
В 1942 году батальоны имели численность 423 человека, в 1943 стало 396 человек. Но в целом структура оставалась прежней.
Однако, кроме специальных понтонно-мостовых, наведением мостов занимались и другие части инженерных войск. Для этого в их составе имелся понтонный парк. Личный состав парка, как и мостовая рота, занимался лишь транспортировкой и хранением имущества, а наведением моста занимались бойцы других подразделений.
Так, в составе сапёрного батальона стрелковой и кавалерийского эскадрона кавалерийской дивизий по штату входил переправочный парк ПА-3 или его модернизированная версия МдПА-3.
С помощью этого парка наводился мост длиной 124 метра и нагрузкой до 3 тонн или длиной 40 метров с нагрузкой до 14 тонн. Паромная переправа могла быть грузоподъёмность до 14 тонн.
В комплект парка ПА-3 входили 24 надувные резиновые лодки модели А-3, 68 пароконных повозок, комплект пролётного строения, козловые опоры и вспомогательное имущество парка. Для перевозки парка могли использоваться также либо 14 тракторов СТЗ-5 или 26 автомобилей ГАЗ-АА. Парк МдПА-3 перевозился на 90 конных повозках, или на 22 автомобилях ЗИС-5, или на тракторных прицепах.
Обслуживали парк в стрелковой дивизии (с использованием автомобилей) 45 человек.
В составе корпусного сапёрного батальона был переправочный парк НЛП, такой же парк был в составе лёгкого инженерного батальона моторизованной дивизии, отдельного моторизованного инженерного батальона. Такой парк мог быть также в составе стрелковой и кавалерийской дивизии.
В составе парка 28 складных фанерных понтонов. С их помощью наводился мост длиной 135 метра и нагрузкой до 5 тонн или длиной 77 метров с нагрузкой до 16 тонн. Паромная переправа могла быть грузоподъёмность до 16 тонн. Перевозился парк 30 грузовыми автомобилями.
Инженерному полку придавался один парк Н2П и один парк НЛП.
Кроме упомянутых парков имелись и другие.
В 1939 году был принят на вооружение РККА парк СП-19. В составе парка 122 самоходных понтонов-катеров и 120 объёмных ферм пролётного строения, один железнодорожный кран. Парк обеспечивал мостовую переправу грузоподъёмностью до 180 тонн. Парк перевозился по железной дороге, личный состав 576 понтонёров.
В ходе войны на вооружение были приняты новые парки.
Парк ТМП принят на вооружение в 1942 году, имел в своём составе 36 полупонтонов носовых и 36 средних, плюс много всякого имущества, включая 6 буксирно-моторных и 2 разведывательных катера. С помощью имущества парка наводился мост длиной 284 метра и нагрузкой до 16 тонн или длиной 159 метров с нагрузкой до 70 тонн. Паромная переправа могла быть грузоподъёмность до 70 тонн.
Перевозился парк на 102 специально оборудованных автомобилях типа ЗиС-5 и 6 тяжёлых автомобилях ЗиС-6 (или ЯГ). Всего 108 автомобилей. Также мог перевозиться на 98 специальных прицепах, которые соединяются по 2-3 в тракторные поезда и буксируются 36 тракторами типа С-65 или С-6, или 54 тракторами типов СТЗ-3 или СТЗ-6. Для наведения моста необходимо от 594 до 729 человек. Парк ТМП состоял на вооружении тяжёлых понтонно-мостовых полков (два батальона, всего 1189 человек).
Весной 1942 принят на вооружение деревянный мостовой парк ДМП-41, перевозимый на 40 автомобилях ЗиС-5, наводился мост от 16 до 30 тонн, длиной соответственно от 128 до 64 метров.
В 1943 году был принят на вооружение парк ДМП-42, перевозимый на 88 автомобилях ЗиС-5, наводился мост от 16 до 50 тонн, длиной соответственно от 236 до 70 метров.
Парк ДЛП представлял собой упрощённую версию парка НЛП и позволял наводить мост длиной 58 метров и нагрузкой до 30 тонн. Перевозился на 34 автомобилях ЗиС-5.
Известно, что на 1-е января 1941 года в РККА было 265 переправочных парков всех типов, в том числе 45 Н2П. Что, кстати, значительно меньше положенного. Ведь эти парки по штату входили в состав 18 инженерных полков (1 парк), 16 понтонно-мостовых полков (2 парка), 60 танковых дивизий (1 парк), 2 отдельных понтонно-мостовых батальонов (1 парк), да ещё резервный парк Н2П должен был иметься в составе каждой армии. Всяко нужно больше сотни.
В ходе войны, понтонно-мостовые батальоны, как легко догадаться могли иметь на вооружении не только тяжёлые парки Н2П, но и других типов. Обычно лёгких парков было два на батальон.
Теперь давайте уже перейдём к Вермахту. И тут устроено всё иначе.
Специальных частей для наведения понтонных и паромных переправ в Вермахте нет. Имеющиеся мостостроительные батальоны — Brückenbau-Bataillone и Pionier-Brücken-Bataillone, в своём составе понтонных парков не имели.
Всё понтонное имущество находилось в составе отдельных мостовых колонн Brückenkolonnen (Brüko).
Колонны эти по штату входили в состав сапёрных батальонов Pionier-Bataillone или находились в подчинении корпусных и армейских штабов.
В составе пехотных дивизий обычно имелись колонны типа «В», «С» или «Т», танковые дивизии должны были иметь две колонны — типа «В» и типа «К».
Мостовая колонна типа «В» (Brückenkolonnen B) имела 16 деревянных или алюминиевых полупонтонов, рампы, аппарели и прочее имущество, 1 катер (M-Boot), 6 штурмовых катеров (Sturmbooten), 20 малых (kleinen Schlauchbooten) и 24 больших (großen Schlauchbooten) штурмовых лодки. Перевозилась 21 3-тонным и 1 4.5-тонном грузовиками, 12 8-тонными полугусеничными тягачами (Zugkraftwagen 8t — Sd.Kfz.7).
С помощью имущества колонны можно было собрать 20-тонный наплавной мост длиной 50 метров или 4-тонный длиной 130 метров. Или паром грузоподъёмностью 20 тонн.
Всего в колонне 125 солдат и офицеров. Для наведения моста требовалось привлечь от 150 до 240 человек.
Мостовая колонна типа «С» (Brückenkolonnen C) включала 20 алюминиевых или деревянных понтонов, состоящих каждый из двух полупонтонов. А также щиты настила, рамные опоры и пр. имущество, включая 48 малых и 16 больших надувных лодок.
Перевозилось имущество 6 грузовыми автомобилями высокой проходимости и 6 полугусеничными тягачами типа (leichter Zugkraftwagen 5t (Sd.Kfz.6), на специальных прицепах. В колонне 53 человека.
С помощью имущества колонны наводился 6-тонный мост длиной 42 метра или 2-тонный пешеходный мост длиной до 140 метров. Паромы до 6 тонн.
Мостовая колонна типа «К» (Brückenkolonnen K), включала 8 понтонов из трёх секций каждый, 8 мостовых секций и пр. С помощью имущества этой колонны можно было построить однопролётный мост грузоподъёмностью до 20 тонн и длиной 82 метра. Или собирать паромы грузоподъёмностью 16-20 тонн.
Перевозилось всё имущество на 27 грузовых автомобилях. В составе колонны 82 солдата и офицера, 31 автомобиль и 9 мотоциклов.
На вооружении Вермахта также имелись и другие типы парков, кратко о них.
Тяжёлые мостовые колонны для танков (schwere Panzer-Brückenkolonnen) или Brueckengeraet J. 15 таких колонн было создано специально для переправ тяжёлых танков. Обычно они действовали вместе с батальонами «Тигров». Характеристики парка почему-то нигде пока не найти.
Типа «А» — это унаследованный с Первой Мировой парк, позволявший построить 7-тонный мост длиной 75 метров, или паром такой же грузоподъёмностью.
Тип «D» — предназначался для разведывательных подразделений и перевозился на одном 3-тонном грузовике. Увы, но больше ничего не известно.
Типа «G» — предназначался для горных войск, позволял построить 1-тонный мост длиной 140 метров или 5-тонный длиной 42 метра.
Типа «H» — бывший австрийский понтонный парк, которые достались Вермахту в Австрии и Чехословакии. Позволял наводить 18-тонные мосты.
Типа «Т» — бывший чехословацкий понтонный парк.
Типа «I» — специально создан для переправы тяжёлых танков, но изготовлено только несколько штук. По мосту могла переходить техника до 80 тонн.
Чтобы сильно не перегружать, я на этом обзор закончу. Как мы видим, в Вермахте было много разных вариантов мостовых колонн.
Надо сказать, что к моменту нападения на Советский Союз, в Вермахте штаты пехотных дивизий уже не предусматривали в составе дивизионного сапёрного батальона мостовых колонн. Они сохранились только в дивизиях 2-й и 5-й волн, где использовались колонны типа «Т». Все колонны типа «В» к тому времени стали отдельными.
Разного типа мостовые колонны (но подавляющее большинство было типа «В») придавались каждой армии и корпусу. Их задачей было доставить свои понтоны к месту будущей переправы, а дальше уже привлекался личный состав сапёрных, а иногда пехотных или других подразделений, которые и устраивали переправу.
Если вспомнить, как лихо немцы в 1941 году форсировали реки, то, стоит признать, что налажена работа у них была неплохо.
На этом я заканчиваю. Наверное, можно было больше и подробнее, но пока ограничусь этим.
Рекомендую ещё мою статью: