При имени Седова вспоминается картина "Иван Грозный и Василиса Мелентьева". Эта поздняя работа художника заслонила ряд других, более значительных его ранних произведений. Но именно они заставляют сейчас вернуться к этому забытому художнику.
Юность Григория Семеновича Седова прошла в Москве. Здесь он родился в 1836 году в семье мясоторговца, Здесь получил художественное образование, занимаясь в Училище живописи и ваяния у М.И.Скотти. В 1857 году, переехав в Петербург, он поступил в Академию художеств, где стал учеником А.Т.Маркова, пользовавшегося популярностью в ученической среде. Академический курс Седов проходил успешно, получая Большие и Малые серебряные медали за рисунки и живописные этюды с натуры. В 1866 году Седов получил звание классного художника первой степени и Большую золотую медаль, дающую право на шестилетнюю заграничную командировку, за картину "Обращение Владимира в христианство". Однако Седов ценен для нас не академическими работами, а картинами, связанными с живой действительностью.
Молодые художники совмещали занятия в Академии с изучением окружавшей их с детства знакомой им жизни. Профессор Марков считал бытовой жанр допустимым в искусстве. В 1862 году Седов показал на выставке жанровую картину "Путешественники, застигнутые дождём". Как заметное произведение новой русской живописи, она была воспроизведена гравюрой в "Северном сиянии", лучшем художественном журнале того времени.
Сюжет картины несложен: несколько жалких фигур под дождём на дороге у верстового столба, да ещё мужчина и мальчик вдали. Ничто не отвлекает глаза зрителя от этой "сцены на дальней, безответной дороге". Цифра на столбе указывает, что до селения остаётся ещё шесть вёрст. Дождевой туче не видно ни конца, ни края, хотя свет и пробивается сквозь косые потоки дождя и падает на фигуру старика и верстовой столб. Кто они эти люди? Может быть бездомные актёры, бродящие по дорогам родины? Картина дышит болью и обидой за неудачников и бедняков, гонимых нуждой по белу свету.
В 1865 году Седов написал картину "В жаркий день". Священник, разомлевший от жары и выпитого чая, нежится на матрасе под деревом. Фигура помещена на первом плане, прямо перед зрителем и может быть рассмотрена подробно. В России того времени изображение духовного лица в такую минуту отдыха в "исподнем платье" было непочтительно. Но само "лицо" чувствует себя блаженно. Жена и свояченица ласково с ним беседуют, сынишка с жадностью пьёт чай из блюдца. Далее виден весь двор, раскрытая калитка, улица, две тихо бредущие фигуры. На всем лежит печать покоя.
С иронией Седов подошёл к изображению "Купчихи за чаем в летний день". В пруд поставлен столик с самоваром. В жаркий день купчиха с большим удовольствием пьёт с блюдца горячий чай, сидя в прохладной воде. Такие сцены нередко встречались на купеческих дачах. Изображенная купчиха-женщина с определенным положением в своём кругу. Даже за чаепитием в пруду она держит себя с достоинством и важностью. На ней дорогой чепец на тщательно уложенной прическе, серёжки с драгоценными камнями. Художник отметил, что богатая, но экономная хозяйка велела поставить в пруд самый простой стол из толстых досок и грубо сделанный стул. Седову удалось хорошо передать материал предметов. Красиво написано тело в естественном тоне. Изображение Седовым купчихи далеко от изображений идеальной наготы в произведениях академической школы. Купчиха более пышных форм "нежели изящных", немоложавая. К сожалению мне не удалось найти цветное фото картины, а только черно-белое.
Другие произведения в области бытового жанра остаются неизвестными и только ещё об одном можно судить по краткому описанию, данному В.Стасовым:
"Дворник, возвращающийся из бани с собачонкой и веником под мышкой и получающий понюшку табаку из рук встретившегося знакомого... Картина такого содержания вполне характерна для жанристов 60-х годов, для поисков ими "героев" своих произведений среди городских "простолюдинов".
В 1867 году Седов уехал в заграничную командировку в Париж и пробыл там до 1870 года. За это время он исполнил образ "Троицы" в куполе Парижской православной церкви. А.П.Боголюбов писал конференц-секретарю Академии П.Ф.Исееву в ответ на его запрос:
"Седов слеп на один глаз... постоянно трудится и при скромном поведении заслуживает полного снисхождения. Седов живёт в одной из окрестных деревень Парижа, в колонии художников, у которых недостаточно средств... Седов, удрученный болезнью глаза и не зная французского языка, проводит свое время в Париже без всякой пользы для себя...".
По рекомендации Исеева художнику было разрешено досрочно приехать в Россию с сохранением содержания до конца пенсионерства.
В 1870 году он написал картину "Иван Грозный и Малюта Скуратов", за которую получил звание академика.
В картине (этюде) "Курская мещанка" художник посвятил основное внимание изображению богато украшенной праздничной женской одежды. Техническое мастерство, проявленное в этюде, бесспорно. Тонко и красиво написаны задумчивое девичье лицо, белый узорчатый рукав рубахи, цветные ткани, парча, ожерелье. Этюд был приобретен П.М.Третьяковым для его галереи по рекомендации И.Н.Крамского, определившего его словами "заметный этюд этнографический". В 1873 году он был отправлен на Венскую международную выставку, а 1878 году на Парижскую выставку.
Отрыв Седова от актуальной общественной тематики произошёл из-за заграничной поездки и привёл к своеобразному творческому кризису. Ранее содержание картин он черпал из многообразия окружавшей его народной жизни, теперь ему приходилось выдумывать сюжеты. В сентябре 1872 года он уведомлял Академию:
"Занятия мои были в течение сего года в разыскании исторического сюжета для моей картины, но по сложности оных я не решился начать...".
Прошло два года до окончания картины на историческую тему. Это была известная картина "Иван Грозный и Василиса Мелентьева". Сюжет её мог быть подсказан напечатанной в 1868 году драмой А.Н Островского "Василиса Мелентьева", познакомившей с судьбой шестой, невенчанной жены Ивана Грозного. О самой Василисе известно немного. Она была вдовой и после двух лет жизни с царем была пострижена им в 1577 году в монахини зато ли, что он заметил её "зрящу яро" на князя Девтелева, зато ли, что услышал имя князя в сонном шепоте Василисы. Этот второй вариант разоблачения неверности и был принят Седовым. Успех картины был неединодушным. Картину критиковали за надуманность и сочиненность при чисто внешней занимательности. Стасов сожалел о Седове и некоторых других художниках, которые "перешли от сюжетов из действительной жизни, им по натуре близких и известных, в изображении которых они проявили немало даровитости, к сюжетам историческим, к которым у них не было уже никакой способности".
И Н.Крамской в письме к И.И.Шишкину критиковал позу Василисы, лежащей на жесткой скамье и сластолюбивое выражение лица Грозного:
"Картина большая, написана прекрасно, но что за мысль, что за чепуха в сочинении - удивительно".
Седов работал медленно и по-видимому трудно. Только в 1882 году появилась его следующая работа "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем". По мнению А.Н.Савинова лица молодых красавиц схожи между собой, только две или три имеют индивидуальное выражение. При этом он отмечает, что картина отличается тщательной и тонкой живописью, хотя и несколько театральной эффектностью.
Седов умер в Москве в 1884 году и вскоре был позабыт, как и многие другие мастера русской живописи 1860-х годов, чьи работы сейчас вызывают все больше внимания любителей живописи.
Источник: Биографический очерк "Г.И.Седов", А.Н.Савинов, издательство "Искусство", Москва, 1958
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.