Новые направления
Применение 3D-печати для создания запасных частей является эффективным способом сокращения простоев техники. Тенденция к аддитивному производству расходных материалов для замены в подвижном составе становится всемирным трендом среди транспортных компаний. В России этот метод становится особенно актуальным: оперативная замена импортных комплектующих может сэкономить как время, так и деньги. Компания "Воплощение" предложила интегрировать свои пятиосные 3D-принтеры в депо Дирекции моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) и стала одним из победителей акселерационной программы РЖД четвертого года.
Технологический процесс
3D-печать, или аддитивное производство, представляет собой метод создания трехмерных объектов, деталей или изделий путем последовательного добавления материала. В настоящее время можно "выращивать" предметы из различных материалов, таких как пластик, металл и бетон.
Пятиосные 3D-принтеры Epit 5.1 - это программно-аппаратный комплекс для печати из пластика, использующий FDM-технологию (моделирование методом наплавления). Нить пластика прессуется через нагретое сопло принтера и постепенно наносится на охлажденный рабочий стол, где она затвердевает.
Ключевой элемент Epit 5.1 - поворотно-наклонный стол, который, по заявлению разработчиков, позволяет снизить расходы на печать на 50% и увеличить производительность в 2 раза. Более того, принтер состоит на 70% из российских компонентов и полностью работает на отечественном программном обеспечении.
Этапы внедрения
Проект оснащения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава этой технологией окупится за 1 год, а оборудование прослужит 10 лет.
В планах создать опорное депо в сети, где будет разрабатываться технология создания новых деталей, которую затем смогут использовать другие депо. Готовые программы будут храниться в единой цифровой библиотеке и обогащаться данными об использовании деталей.
Перспективы
Установка 3D-принтеров в моторвагонных депо принесет экономию в размере 12,5 млн рублей в год только на 4 закупочных позициях (пыльник гасителя колебаний, шестерня мотор-редуктора стеклоочистителя, ручка крана машиниста, крыльчатка подогревателя жидкости двигателя). Экономия достигается за счет того, что предприятию больше не нужно приобретать новые узлы, достаточно просто напечатать необходимые компоненты на месте.
Также предполагается значительное увеличение оперативности. Срок поступления новых деталей в работу сократится с 6 месяцев до 3 дней, что является значительным улучшением в сравнении с текущей поставочной процедурой.