Михаил Кольцов (настоящее имя — Моисей Фридлянд) – легендарная личность. Журналист, общественный деятель, талантливый организатор… Он был всегда в гуще событий. Во время гражданской войны в Испании он – на фронтах. В результате всем широко известный «Испанский дневник». Газета «Правда» с его фельетонами расходилась мгновенно. Он вдохновитель и создатель Журналов «Огонёк», «Крокодил», «Чудак»…
Мария Остен (Гресхёнер) – его третья жена, немка. «Остен» - её псевдоним, что в переводе означает «восточная» (она не скрывала своих симпатий к СССР).
В 1933 году Кольцов и Остен побывали в Саарской области, которая была территорией Германии, но после первой мировой войны была оккупирована Великобританией и Францией и находилась под управлением Лиги Наций. Здесь они встретились с семьёй коммуниста Иоганна Лосте. Семья большая: кроме матери и отца, - 6 детей, да ещё 2 бежавших из Германии от фашистов немца, которых укрывала семья Лосте. Один из сыновей, Губерт, оказался очень активным, со сложившимися твёрдыми политическими убеждениями человеком. Ему 10 лет, но это не мешает ему противостоять и учителю в школе, и подросткам – нацистам, отстаивая свои убеждения. Смело вступает он в драку с «наци» (так он сам их называет), отказывается посещать уроки Закона Божьего, распространяет коммунистические газеты и листовки…
Мальчик оказал неизгладимое впечатление на Кольцова и Остен, и они просят родителей отпустить Губерта с ними в Москву с пропагандистскими целями: он должен записывать свои впечатления об увиденном, чтобы на Западе все узнали правду о Советской России (уезжал на 1 год – остался навсегда).
В 1935 году появилась книга Марии Остен «Губерт в стране чудес» с предисловием Г. Димитрова. Мне удалось прочитать первую часть книги, где от лица Губерта повествуется история его жизни до поездки в Россию. Запомнился эпизод о счастливых днях в жизни семьи, когда они (один раз в году) могли есть много мяса: «…это бывает в феврале, когда снег и лед начинают таять и земля и реки обнажаются. Наступает лучшая пора лягушачьей ловли».
Вторую часть книги я не смогла найти, но из комментариев ясно, что наибольшее впечатление в СССР на мальчика оказали метро, Парк культуры с вышками для прыжков, фильм «Чапаев», Дом культуры имени Зуева, а ещё: «Пионеры в Советском Союзе имеют собственный самолет. Самолет называется «Пионерская правда». Да, и ещё – встречи с С. Будённым, М. Тухачевским,
Н. Сац и другими великими людьми. Поистине – «страна чудес», где неизвестный немецкий мальчик стал знаменитым.
Финал этой истории трагичен.
Михаил Кольцов был обвинён в шпионаже и расстрелян в 1940 году (реабилитирован в 1954году посмертно).
Мария, несмотря на запреты мужа, едет из Парижа в Советский Союз, чтобы помочь ему. В своей квартире она обнаруживает Губерта с подругой, которая не пустила её на порог.
Начавшаяся война решает их судьбы: и Мария, и Губерт арестованы.
Мария была расстреляна в 1942 году (ей было 34 года).
А Губерт, пройдя через ссылку и лагеря, вернувшись в 1951 году, просил власти о возвращении на свою историческую родину. Понятно, что такое разрешение он получить не мог (из воспоминаний Б. Ефимова: «…не вызывало сомнения и то, что появление Губерта в Германии предоставило бы для западной прессы чудесный материал о «чудесах», увиденных и пережитых им в сталинских лагерях «Страны чудес»). Но Борис Ефимов, брат Михаила Кольцова, помог ему получить разрешение жить в Крыму, где в 1958 году его смогла навестить мать. В 1959 году скончался от перитонита.