*Этология - наука о поведении
Меня волчицей назвали. С яйцами.
Поскольку волчицам, чтобы добывать свой кусок, тестикулы не нужны - так и не могу понять, то ли хищником себя считать, то ли одичавшей курицей. Ещë, правда, другим человеком было написано "крыса". Правда, сказать у кого и что я "скрысятничала", человек не смог. Выходит, в глазах работника по найму, предприниматель - некий диковинный биологический вид, безусловно с хищными замашками и весьма неприятный. Классовая ненависть - не новость в природе. Странно, что пробудила еë всплеск статья о том, что пожар на Вайлдберриз - беда для многих мелких предпринимателей.
Первой моей работой был церковный клирос. В 1991 году, когда получала диплом музучилища, люди резко расхотели учить детей изящным искусствам. Другие задачи пришлось решать. 13 лет жизни, в которой было мало гулянок с друзьями, но много учëбы, пошли прахом. Была ли у меня "предпринимательская хватка" ? Не было. Более предприимчивые коллеги-музыканты как-то пытались занять место под солнцем, лабая на "похоронах и танцах", в переходах подземок. Мне удалось дойти только до клироса.
Вторым местом работы был стол справок на станции скорой помощи. Самое предприимчивое, что мне удалось там сделать, был навык чтения докторских почерков и записей, сделанных в движущихся автомобилях. Ещë терпение оттачивалось. Если ты на фиг никому не нужен, со своим образованием - бери, что дают и оттачивай, что можешь. Иначе утонешь в тревоге.
А потом вернулась в родной город и моими работодателями были сплошь предприниматели. Изучать этологию этого биологического вида пришлось "в полях", как Дэвид Мич и Ясон Бадридзе изучали волчьи стаи.
Из всех, на кого и с кем приходилось работать, самой яркой предпринимательской жилой обладал, пожалуй, директор местного колбасного завода. Если можно влюбиться в то, как человек делает своë дело, то для меня это была любовь с первого взгляда.
"Аскольдыч", прямой характером, как корабельная сосна, меньше всего был похож на волка, безжалостно режущего овец. Это был медведь, заботливо пестующий свой выводок. В городе на 100 с небольшим тысяч населения, каждая собака знала, что на колбасном - отличные условия труда и хорошая зарплата. Хотя, работу с мясом лёгкой не назовëшь, те, кто прижился на производстве, своим местом дорожили.
Я, вся такая возвышенно-творческая, была скорее "трепетная лань", чем "волчица" и мои работодателем был другой предприниматель, который всю жизнь стремился как-то совместить творческий порыв и коммерцию. Ох и непросто ему это давалось... Так непросто, что больно было смотреть порой на человека. У него я приобрела навыки журналиста, оператора съемки и монтажа, первую собственную видеокамеру в рассрочку без наценки, и железобетонную уверенность в том, что если долго мучиться, что-нибудь непременно получится. А ещë, на много лет - "колбасника", как стабильного и платежеспособного клиента. Начинали мы, кстати, трудновато. И с тем, и с другим. Но, постепенно прониклись уважением друг к другу. Хотя я им в подметки не гожусь, по внутренней силе и другим тактико-техническим характеристикам.
Были и другие работодатели. Но эти двое оказались главными, в моей жизни. Ничего волчьего я в них не увидела. Но очень много человеческого - личность, творчество труда, даже самого прозаичного, постановку цели и движение к ней даже когда вокруг всë трещит по швам и рушится.
"Вы бы не сидели в своём предпринимательстве, если было плохо" - пишет оппонент. Для него критерий "плохо" и "хорошо" - размер заработка. И логика отсюда примитивная - если сидите, значит заработок офигенный. Счастливые люди! Думают, всë дело в деньгах...
Доктор Курпатов, на которого многие смотрят, как на попсу психологии (а на самом деле, он психиатр и популяризатор очень сложных вопросов психической деятельности), в одной из своих книг рассказал, откуда берётся "предпринимательская жилка". Ретикулярная формация головного мозга, среди прочих задач, поддерживает фоновую активность мозга. Она есть у всех, но не у всех развита одинаково. Кому-то довольно сильная ретикулярная формация даётся от рождения. Такие "предпринимают" с пелёнок.
А у кого-то эта формация не такая сильная, но энергичность развивается под воздействием среды, то есть поиска избавления от тревоги за своë выживание. Что ощущается (мной например) как способность всë вокруг оценивать с точки зрения "что я могу с этим сделать, чтобы это помогло мне выжить"? Эта способность, если развилась - больше никогда не отключается. Доктор, любящий пошутить, так и предупреждает: подумайте хорошо, нужно ли оно вам - навсегда лишиться покоя?
Пляж. Солнце. Коктейли. По кромке берега бежит джек рассел терьер. Лает, кусает набегаюшую волну. 99 условных человек испытывают возбуждение, но выплескивают его по-разному. Одни умиляются "какой милый весёлый пëс", другие возмущаются "собака на пляже - безобразие". И только один выстраивает идею: " На собаке кожаная шлейка, она намокнет, пропитается солёной водой, будет безнадёжно испорчена. Интересно, а из чего можно сделать шлейку, чтобы морская вода ей не вредила? Это будет будет востребовано и принесёт мне много денег, обеспечивающих мою безопасность". Это моя фантазия, но примерно так могла появиться собачья амуниция из биотана. И, уже без всяких фантазий, именно так работает ретикулярная формация головного мозга - побуждает кору головного мозга рождать идеи выживания, для преодоления стресса.
Не каждая идея приносит результат, 999 лампочек Эдисона тому свидетельство. Не каждая идея приносит результат вообще. Частенько затраты на пробный запуск не окупаются вообще. Но, если процесс вышел на "проектную мощность" - всë, ты "попал". Работать по графику больше не сможешь. Будешь работать головой всегда.
Современного предпринимателя часто воспринимают исключительно, как торгаша. Купил - продал. Но, по секрету, даже в самом предпринимательском сообществе есть разделение. На "купил-продал" и "придумал-произвел-продал". И, честно говоря, чем дальше, тем меньше у меня снобизма по отношению к "натуральным торгашам". Потому, что готова признать: грамотно найти и купить, а потом продать - умеет далеко не каждый.
Одна моя знакомая " вылетела в трубу ", перепробовав торгово-закупочную деятельность на широком спектре товаров. От мыльниц до вибраторов. Ни одного попадания и куча долгов.
Другая "внезапно" открыла в себе талант кондитера. Процесс открытия стоил недëшево, как и развитие дарования. Как и раскрутка. Обожаю еë смелость и дорогущие (но, зато на настоящих сливках, а не растительных) тортики. "Чë так дорого? - крутят носом клиенты, прекрасно знающие, почëм нынче сливки, масло и шоколадная крошка. Но за дешëвыми "штампованными" не бегут, подавай эти, красивые, натуральные и индивидуальные. Дай Бог здоровья "волчице" и успехов! Она многодетная мать, выживание семьи имеет для неë ценность.
Есть знакомый ИПшник, делающий детские развивающие кубики. Купил право на производство у авторов "развивашек" и право на размещение их (авторов) имени. Это было удачная идея и грамотное вложение. Сам встаёт за станок. Торгаш? Работяга! Сколько других идей потом не пробовал - все оказались либо так себе, либо убыточными. Новые идеи пробовать не перестал.
В принципе, если бы в периоды неудач "волки - предприниматели" могли бы питаться подножным кормом - они бы питались, наверное. И постепенно перестали быть волками. Но, попадание в "волчью стаю", помимо возможных плюшек, вроде прибыли, влечёт и обязательства.
Если "зайчик"- бюджетник продаст квартиру, но не заплатит налог, то с его зарплатной карты начнёт улетать половина зарплаты, до погашения налогового долга. Но вторая половина - останется. И бороться за жизнь можно в пол силы или просто временно перейти в режим энергосбережения. А волчару обложат флажками на весь доход, не спрашивая, есть ли ему что пожрать и на что искать выход из сложного положения. И тогда волк сиганет через верёвку с флажками, деля пополам шансы на пулю и свободу.
"Что я могу с этим сделать? " Чем больше опасность и чем чаще с ней сталкиваешься - тем легче идëшь на риск.
И дело тут не в тестикулах или наглости. Выживание - базовая потребность любого живого существа. Я не родилась в волчьей шкуре и не просила еë. Эта шкура не гарантирует ни-че-го, кроме заячьей нелюбви и мифотворчества о моей природе с уверенностью, что если ты волк, то неуязвим. И неизлечимой привычки преодолевать стресс через деятельность. Опасностей и рисков меньше не становится, не каждая охота бывает удачной.
Для любителей заглянуть в мозг, статья Курпатова о ретикулярной формации.
PS. Вот жилка, так жилка! Попадос с пожаром превратить в заработок на страждущих лёгкого чуда))))