Фильм уже назвали «Неталантливым «Талантливым Мистером Рипли», а публика разошлась по разные стороны баррикад – от «шедевра» до «фууууу, ну зачем это?!..»
2006 год, Оксфорд, студиозусы учатся и прожигают жизнь. Звезда вечеринок и любимец девушек – Феликс Каттон, династийный аристократ, богач и красавец. Он в меру избалован, но так обаятелен и порой эмпатичен, что всё ему сходит с рук. Стоит сказать, даже чрезмерно эмпатичен: стоит надавить на жалость, и Феликс широким жестом готов и застолье оплатить, и чужака позвать в родной дом. Впрочем, для его семьи это даже хороший тон: окружить себя приживалами, тяготясь потом бременем филантропии. Ведь компания забавных дармоедов способна развлечь лишь на время, живые игрушки тем и досадны, что живые.
Итак, Феликс Каттон становится мишенью для симпатии однокурсника Оливера Квика. Маленький, умненький, нудненький, невзрачненький. Честное слово, если бы к моменту съёмок в мире кинематографа не объявился Барри Кеоган, его стоило бы … да хотя бы из воздуха соткать! Недруги «Солтберна» забавно окрестили актёра – «с лицом сильно пьющего подростка». Ну, он ирландец, наверняка не только на молоке замешан, к тому же ранее играл в фильме «Банши» - аккурат туповатого выпивающего юнца. Так что репутационный хвост слегка подкузьмил парню… Но сейчас не об этом. Итак, Оливер Квик, умник и «серая моль» очарован Феликсом. Настолько, что «меняет» свою судьбу ради их встречи – которая, разумеется, изменит жизни ещё ряда причастных…
Наверняка вы уже догадались: хитросделанный недотёпа захочет сменить свою невзрачную шкурку на блистательное оперенье аристократической семейки. А те окажутся настолько расслабленными, что, беды над собой не чуя, сами пустят козла в огород…
Всё это в том или ином подобии мы уже видели. В «Талантливом мистере Рипли», в «Назови меня своим именем», в «Линии красоты». Отчётливо фонит и гомоэротический подтекст, и прямые отсылки к эффектным сценам – будь то купание в ванне, соблазнение в саду, крышесносная вечеринка. Но «Солтберн» лишён трагичности и поучительности, он – прямая социальная сатира и стёб. Никаких вам «Колыбельных для Каина», лишь искромётный твист, который Оливер Квик исполнит обнажённым. В финале он – король, но король голый, потому что…
Потому что чересчур физиологичен. Да, Оливер – умненький математик, прорвавшийся в Оксфорд, но содержимое его нутра – шариковщина. Её суть – потребление. Трогать, обладать, присвоить, проглотить, поиметь: алгоритмы точны, как в математике. И сколько бы ни повторял Оливер на камеру, что не был влюблён в Феликса, но искренне любил, почему-то не верится. Он всего лишь слишком не любил себя и пытался влезть в чужую оболочку…
Фильм очень красиво снят, это уже достойный повод потратить два часа на просмотр. А вторая причина – Барри Кеоган. У нас появился дьявольский мальчик, это редкое и драгоценное амплуа. Ему безоглядно веришь всегда: и когда корпит над учебниками, и когда соблазняет скучающую аристократочку в райских кущах поместья Солтберн.
Внимание! В фильме есть ооооочень физиологичные сцены: все свои чипсы и попкорн слопайте заранее.