Найти в Дзене
Подписаться

Самая портретируемая женщина своего времени – Тилла Дюрье

Самая изображаемая женщина своего времени – так иногда называют Тиллу Дюрье (1880–1971).

Якоб Хилсдорф. Тилла Дюрье. Саша Стоун. Тилла Дюрье с кошкой.
Якоб Хилсдорф. Тилла Дюрье. Саша Стоун. Тилла Дюрье с кошкой.

Звезда кино и театра 1910-1920-х, политическая активистка и впоследствии мемуаристка – роли этой женщины были бесконечны.

Урожденная Отилия Годефруа получила актерское образование в Вене и, начав выступать на сцене, сменила имя.

-2

В 1903 году Тилла отправилась в Берлин, чтобы играть под руководством Макса Рейнхардта, знаменитого реформатора немецкого театрального искусства.

По-настоящему известной она стала после роли Саломеи в одноименной пьесе Оскара Уайльда, положившей начало мифу о Тилле Дюрье.

Тилла Дюрье в роли Саломеи в одноименной пьесе, 1903 © Deutsches Theatermuseum München. Тилла Дюрье и Поль Вегенер в роли Юдифи и Олоферна.
Тилла Дюрье в роли Саломеи в одноименной пьесе, 1903 © Deutsches Theatermuseum München. Тилла Дюрье и Поль Вегенер в роли Юдифи и Олоферна.

Впоследствии она выступала во всех крупных европейских театрах; ей нравилось браться за новые, сложные роли не только на сцене, но и перед камерой.

Брак с художником Эжен Спиро, хоть и недолгий, ввел ее в круг художников.

Эжен Спиро. Дама с собачкой (Тилла Дюрье), 1905. Частная коллекция
Эжен Спиро. Дама с собачкой (Тилла Дюрье), 1905. Частная коллекция

Небанальная внешность и огненный характер сделали Тиллу моделью многих мастеров.

Ее портретировали Оскар Кокошка, Ловис Коринт, Макс Оппенгеймер, Огюст Ренуар, ваял Эрнст Барлах, снимала фотограф Фрида Рисс.

В 1910 году Тилла вышла замуж за берлинского галериста Пауля Кассирера, не только продвигавшего художников берлинского Сецессиона, но и входившего в это художественное объединение как секретарь.

Пауль Кассирер и Франц фон Штук
Пауль Кассирер и Франц фон Штук

Кассирер познакомил актрису и с Францем фон Штуком, который изобразил ее в шести разных версиях.

Франц фон Штук. Тилла Дюрье в образе Цирцеи.
Франц фон Штук. Тилла Дюрье в образе Цирцеи.

В 1912 году Тилла Дюрье выступала в Мюнхенском художественном театре, где она сыграла Цирцею в одноименной пьесе, адаптированной Георгом Фуксом по Кальдерону.

Франц фон Штук. Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1912
Франц фон Штук. Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1912

Фон Штук пригласил актрису в свою мюнхенскую мастерскую, где было сделано несколько фотографий, на которых Тилла одета в сценический костюм.

Одно из этих фото послужило основой для знаменитой картины "Тилла Дюрье в образе Цирцеи".

Франц фон Штук. Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1912-1913
Франц фон Штук. Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1912-1913

Актриса изображена в тот момент, когда Цирцея предлагает Одиссею напиток, чтобы превратить его в покорное животное.

Фигура колдуньи кажется изолированной и от декораций, и от истории вообще. Такой метод Франц фон Штук часто использовал в своей живописи.

Франц фон Штук. Портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи. 1913. Старая национальная галерея. Берлин
Франц фон Штук. Портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи. 1913. Старая национальная галерея. Берлин

В правой руке Цирцея держит чашу, украшенную рельефом льва. Это намек на людей, посетивших колдунью на нее острове и превращенных ею в львов.

Приспущенное платье, выпавшие из высокой прически рыжие пряди, вызывающий взгляд можно рассматривать как символ некоторой развратности Цирцеи. Она с вызовом смотрит на своего собеседника, который находится за границами картины.

Почему художник выбрал этот образ?

В эпоху модерна художники-символисты часто обращались к женскому образу femme fatale. С одной стороны, роскошная женщина как объект мужского желания, с другой – злодейка, которая своей красотой способна погубить главного героя.

Отсюда многочисленные образы Саломеи и Юдифи на картинах художников fin de siècle.

Густав Климт. Юдифь и Олоферн, 1901. Галерея Бельведер, Вена. Франц фон Штук. Саломея, 1906. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
Густав Климт. Юдифь и Олоферн, 1901. Галерея Бельведер, Вена. Франц фон Штук. Саломея, 1906. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

После прихода к власти нацистов Дюрье вместе со своим третьим мужем-евреем уехала сначала в Мюнхен, а потом в Загреб, где была членом загребского Сопротивления.

После войны она вернулась в Германию, где еще два десятилетия активно выступала на сцене.

Тилла Дюрье умерла в 1971 году от сепсиса после операции в связи с переломом шейки бедра в берлинской больнице Оскара и Хелены и была похоронена рядом со своим вторым мужем Паулем Кассирером.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Instagram:
https://www.instagram.com/artstudiolo
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo

Музеи
137 тыс интересуются