В военной коллекции Энн С.К. Браун Брауновского университета, США находится незавершенная акварель, гипотетически атрибутированная как изображение «Николая I и адъютантов на военном смотре»
Аннотация к предмету свидетельствует, что в своей атрибуции сделавшие ее эксперты не совсем уверены: «Оригинальный акварельный рисунок, не подписанный, работы Лами. Николай I (?) и свита верхом, офицер и солдаты различных наций, слева обозначены собранные в массах войска».
Автором рисунка, насколько можно понять, является французский художник Эжен Луи Лами (1800-1890). Работая в основном в Париже, он, однако, побывал и в Великобритании. Испании, Италии, Германии, России, в частности находился на театре военных действий в период Крымской войны, делая батальные зарисовки.
А теперь должен предупредить - то, что я буду говорить ниже, не является плодом моей уверенности, а представляет собой также лишь гипотетические рассуждения. В значительной степени такой формат задает сама незавершенность рисунка, не позволяющая делать точные, «железобетонные» выводы.
Изображенные на акварели офицер и солдаты, которых американские эксперты определили как относящихся к разным нациям, и стоящие в пешем строю и сопровождающие проводящего смотр человека верхом, представляются мне чинами шведской армии. Я совсем не силен в шведской униформе, но детали обмундирования одних фигур на рисунке однозначно указывают на Швецию, а других – не противоречат этой версии.
Наиболее узнаваемой, безусловно, является фигура в мундире гусарского типа, изображенная верхом правее «главного персонажа»
Это, конечно же, офицер шведского Лейб-гвардии Конного полка (Livgardet till häst) в мундире гусарского типа, носившемся в этой части в 1814-46 гг.
Следует отметить, что мундиры похожей расцветки носил также 2-й гусарский полк Королевства Бавария, но просуществовал он относительно недолго – с 1814 по 1822 г. и мне не удалось найти подтверждений, что его чины когда-либо носили головные уборы-мирлитоны, как всадник на рассматриваемом рисунке, везде они изображены в киверах.
Итак, если верно наше предположение, что перед нами чины шведской армии, то смотр должен происходить в Швеции. Бывал ли Николай I в Швеции и участвовал ли там в смотрах армии?
Да. В 1838 г. российский император посетил Швецию с, так сказать, необъявленным визитом. В Стокгольме ждали лишь наследника цесаревича Александра Николаевича Однако одновременно прибыл и император, заявивший удивленному шведскому королю Карлу XIV Юхану (бывшему маршалу Бернадоту):: «Сир, Вы ждали сына, но вот перед Вами отец». 31 мая 1838 г. в честь российского императора и цесаревича был устроен смотр частей, входивших в гарнизон Стокгольма. Это событие оказалось запечатлено на картине Карла Андреаса Дальстрема
Обратите внимание, как резко выделяется Николай I своим ростом на фоне сопровождающих его короля Карла Юхана и цесаревича Александра Николаевича.
Центральная фигура на рисунке из американской коллекции, предположительно определяемая как Николай I, напротив, выглядит относительно невысокой и, скорее, уступающей ростом окружающим. Возможно, это не Николай, а вовсе даже Оскар – герцог Седерманландский, сын короля Карла XIV Юхана, будущий король Швеции и Норвегии в 1844-1859 гг. Оскар I?
Если вдруг – в чем я совершенно не уверен – наша догадка верна, и в центре композиции рисунка будущий король Оскар I, то сопровождающий его офицер Лейб-гвардии Конного полка может быть одним из представителей семьи Браге. Это может быть либо Магнус Браге, полковник и заместитель командира Лейб-гвардии Конного полка в 1822-1824 гг, затем адъютант шведского короля….
… либо сын предыдущего Нильс Фредрик Браге, офицер Лейб-гвардии Конного полка с 1826 г., с 1842 г. также адъютант короля.
Бывал ли указанный в качестве автора акварельного рисунка из американской коллекции французский художник Эжен Луи Лами в Швеции? А точно ли авторство принадлежит именно ему? ……
PS Впрочем, должен отметить – не могу этого не сделать – что мои «шведские» логические построения могут быть и полностью ошибочными. Как я сказал выше, один из баварских гусарских полков носил похожую со шведкой Конной Лейб-гвардией униформу. Мне не удалось найти сведений, чтобы баварские гусары носили при этом мирлитоны, подобно шведским гвардейцам. Однако на портрете герцога Максимилиана Лейхтенбергского 1838 г., запечатлевшем его в баварском мундире, на заднем плане изображен всадник в униформе схожей (как на рассматриваемой акварели) расцветки и таки в мирлитоне! С другой стороны, баварская пехота практически не носила киверов, в то время как на акварельном рисунке пехота изображена в киверах….
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.