Найти в Дзене
V_A_N

Pro ... TDK AR-X [самую пресамую "нормальную" кассету]

Тип "нормал" (он же "I", он же "железо") привлекает многих как ценой, так и приятно-смягчённым звучанием. Однако для кассеты модели AR-X и то и то - мимо кассы. Тем не менее, сия кассета остаётся самой желанной, поскольку обросла легендами выше крыши. Или же, всё-таки, является самой переоценённой?)))

-2
-3

С предшествующей в табеле о рангах TDK AR недавно разобрались:

Настал черед расставить всё местам с супер-премиальной TDK AR-X. Выпускалась в Японии с 85-го по 95-й годы для разных рынков:

[http://vintagecassettes.com/tdk/tdk_files/tdk_type/tdk_ar-x.htm]
[http://vintagecassettes.com/tdk/tdk_files/tdk_type/tdk_ar-x.htm]

Каталог » TDK » TYPE I » Japan » Все года » Super Premium

Заявленные характеристики вызывают трепет:

Magnetic Particle: Avylin
Coercivity: 390
Remanence: 1750 Gauss
Squareness Ratio: 0.88
Operating Bias: +0.5dB
MOL 315Hz: +6.0dB
MOL 10kHz: -4.0dB
Sensitivity at 315Hz (level -20 dB): +1.3dB
Sensitivity at 3.15kHz: +1.5dB
Sensitivity at 10kHz: +3.0dB
Sensitivity at 16kHz: +4.5dB
Bias Noise: -56.0dB
[http://vintagecassettes.com/tdk/tdk_files/tdk_type/tdk_ar-x.htm]
[https://audiochrome.blogspot.com/2018/]
[https://audiochrome.blogspot.com/2018/]

Народные измерения для кассеты 88-го года дают:

Relative bias: 0
Relative sensitivity: +1.7dB
THD @ Dolby level: 0.9%
MOL400(1%): +1.6dB
MOL400(3%): +8.8dB
MOL1k(3%): +5.2dB
SOL10k: -0.3dB
Bias noise: -49.1dB, -52.9dB(A)
Dynamic range: 61.7dB

У данной кассеты обещан сверх точный анти-резонансный механизм:

[http://agfabasf.com/catalog/tdk/tdk-1988-90-us/#prettyPhoto]
[http://agfabasf.com/catalog/tdk/tdk-1988-90-us/#prettyPhoto]

Но спешить с дифирамбами - не наш метод. Поэтому перед прослушкой чуток не заумных измерений.

По сравнению с AR у тестируемой легенды искажения растут быстрее (проявляются на меньших уровнях записи):

-7
-8
TypeI

Главное преимущество - подъем на ВЧ при нехилой перегрузочной способности (хотя и чуть меньшей, чем у AR), а так же рекордно низкие искажения на обычных уровнях записи. Так что пользователь стоит перед дилеммой: поджаривать уровень, снижая заметность шумов "железной" ленты, или предпочесть уровень записи скромный, зато без искажухи. Или забить на AR-X $)))

AR имеет самую ровную АЧХ (при - 20 дБ) при равномерно повышенной чуйке
AR имеет самую ровную АЧХ (при - 20 дБ) при равномерно повышенной чуйке

Когда же реально нужна AR-X ???

Проверим-ка ранее многократно выверенной калибровочкой:

Крутилки действительно в рекордных положениях! запас по ВЧ никогда не помешает
Крутилки действительно в рекордных положениях! запас по ВЧ никогда не помешает
без разбаланса, без дёрганий , хотя кассета юзанання
без разбаланса, без дёрганий , хотя кассета юзанання

АЧХ на разных тщательно отстроенных деках:

Kenwood KX-1100HX
Kenwood KX-1100HX
Pioneer T-770S
Pioneer T-770S
Nakamichi BX-300E
Nakamichi BX-300E

Таким образом, AR-X актуальна (отбивает вложенные деньги), когда требуется поднять ВЧ !!!

Измеренный MOL (400) реально >+6 дБ !

Корпус кассеты не даёт дребезга при перемотках. Детонации малы.

Nakamichi BX-300E
Nakamichi BX-300E
Kenwood KX-1100HX
Kenwood KX-1100HX

Сэмплы из тестовой подборки можно послушать здесь:

UniScope

Лента в меру шумная, и вроде бы задирать уровень при записи не имеет смысла, но в поджаривании +4..5 дБ своя логика. При уровне -20 дБ прибавка в 1 дБ на 10 кГц это крохи, которые будут заметны только на определённых музыкальных записях. А ещё сверху +2 дБ к 20 кГц мало кто услышит. Тем более что потерю отдачи ленты на всех частотах на 1..2 дБ за 20 лет следует считать нормой.

Калибровка на TEAC V6030 заметно прибивает ВЧ. Отсутствие калибровки приближает по звучанию ленту AR-X к недорогому "псевдо-хрому", имеющему подъём на ВЧ. Не исключено, на других деках результат будет несколько иным , но вряд ли глобально.

Проведенные измерения в целом согласуются со сторонними:

-17

Данная двухслойная ферро-кобальтовая лента способна показать себя во всей красе при записи с перекомпрессированной "громкой" цифры, когда после калибровки смягчение на ВЧ порадует чуткий слух. Однако подобное вполне обеспечивают менее кусачие по цене ленты.

Трудно заменимое достоинство AR-X - придание "воздуха" на ВЧ при записи с не нового винила, у которого заведомо выше 10 кГц спад.

К огромному удивлению, AR-X 88-го года выпуска осилила поджарку даже +8 дБ. Тем не менее, не факт, что другие "замесы" сдюжат.

Сейчас TDK AR-X представляет интерес лишь для коллекционирования и ностальгирования. Для записи логичнее использовать недорогой "хром" выпуска середины-конца 90-х.

PS

С выхода на наушники TEAC V6030 звук на слух смачнее и вкуснее, чем с линейного выхода. Но я здесь не делаю шоу, поэтому звучание не приукрашиваю. Использование одной и той же тестовой композиции, предназначенной для сравнения, по этой же причине.

=====