Специализированное учебное заведение с раздельным принципом обучения для одаренных девочек открылось в Бугульме в 2012 году. Лицей-интернат, словно пансион благородных девиц 21-го века: помимо реализации образовательной программы основного общего и среднего образования, большое внимание здесь уделяют интеллектуальному и нравственному развитию воспитанниц.
Учреждение стало вторым домом для 200 талантливых учениц. Основная масса учащихся — жительницы республики. Становятся лицеистками представительницы и других регионов России: Башкирии, Оренбургской, Самарской областей. Круглосуточное пребывание детей позволяет им учиться и развиваться в семейной атмосфере тепла и заботы.
Учителя бугульминского лицея для девочек гордятся своими воспитанницами. Школьницы часто становятся победительницами и призерами республиканских, региональных или всероссийских этапов предметных олимпиад. Около 80 процентов выпускниц набирают 80 и более баллов по результатам ЕГЭ. Среди сверстниц девушки выделяются воспитанностью, скромностью, чувством собственного достоинства.
Лицей имени Мустафы Онджеля для девочек входит в число лучших образовательных учреждений Бугульмы и района. Здесь учатся с пятого по 11-й классы, а поступить можно с пятого, шестого, седьмого или десятого. В лицее школьницы изучают родные русский и татарский языки, а также иностранные: английский, турецкий, французский и испанский. На важном этапе жизни ребенка, когда перед ним стоит выбор дальнейшей профессии, лицей предлагает два профиля обучения в 10-11-х классах: гуманитарный и технологический.
Уникальность этой школы сосредоточена не только в методиках преподавания, но и в педагогах. 30 учителей дают детям новые знания, воспитывают в них разумное, доброе, вечное. Большим уважением и авторитетом среди и коллег и воспитанниц лицея пользуется Альбина Назарович, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе. Альбина Анасовна — профессионал, обладающий глубокими знаниями, мудрый, открытый и отзывчивый человек.
Волшебное место Бугульминка родилась и выросла в семье военнослужащего. Все детство девочка и ее старший брат провели в далеких гарнизонах вместе с родителями. Их исключительно добросовестное отношение к работе, общественным обязанностям, порядочность, доброта, гостеприимство, готовность помочь близким — все эти благородные качества были примером для детей, наглядным пособием, как вести себя в окружающем
мире. Семье немало довелось переезжать с места на место. Родной город маленькая Альбина часто видела в снах: он представлялся ей чудным и волшебным местом.
— В Бугульме жили бабушка, дедушка и другие родственники, — вспоминает женщина. — Иногда мы приезжали в гости, в остальное время абика часто присылала нам посылки со всякими вкусностями, которых не было в тех местах, где мы находились: баурсаком, чак-чаком и другими сладостями. Бугульма мне казалось сказочной, далекой страной, куда хотелось вернуться.
После увольнения отца в запас семья приехала в Бугульму. В 1996 году сюда вернулась и Альбина. К этому времени девушка успела закончить филологический факультет Целиноградского педагогического института, выйти замуж и родить дочь Аделину.
Задача педагога
В Бугульме первым местом работы новоиспеченного учителя русского языка и литературы стал лицей-интернат для мальчиков имени Мустафы Онджеля.
— Проработала я тогда всего лишь год, — вспоминает преподаватель филологических дисциплин. — На тот момент с открытия учебного заведения в новом для Бугульмы формате раздельного обучения прошло не так много времени. Требования к преподавателям предъявляли очень высокие, а я была молода, только закончила институт, опыта работы у меня было маловато, а понимания, как преподавать и выстроить учебный процесс в подобных учреждениях, не было вовсе. Из-за таких сложностей я решила уйти в обычную школу.
В СОШ № 4 Альбина Назарович задержалась на несколько учебных лет:
— О прошедших годах я сохранила самые хорошие воспоминания, — утверждает бугульминка. — Повезло, что ребята, их мамы и папы оказались очень душевными и воспитанными людьми. Я помню всех своих учеников. С некоторыми мы до сих пор поддерживаем постоянную связь: часто встречаемся, общаемся в социальных сетях и мессенджерах.
Своими главными педагогами и наставниками завуч лицея-интерната считает Эльмиру Батршину и Ирину Смирнову.
— Эльмира Хамзиевна работала в лицее для мальчиков, а Ирина Михайловна была тогда директором четвертой школы, — рассказывает Альбина Анасовна. — Они многое мне дали: помогли адаптироваться к школьной жизни, научили любить и ценить свою профессию, коллег, учеников и их родителей.
В 2015 году Альбина Анасовна вернулась в лицей-интернат имени Мустафы Онджеля. Сначала она занимала должность заместителя директора по воспитательной работе, а в 2020-м ее назначили заместителем директора по учебной части. Все эти годы она продолжает вести уроки русского языка и литературы, учить разумному, доброму, вечному.
Педагог признается, что всегда радуется достижениям своих учеников, и неважно, по какому предмету эти успехи.
— У нас замечательная молодежь: позитивная, креативная, умная. Они хотят быть лучшими везде — как в школе, так и за ее пределами. Они легко ладят с компьютерной техникой и дают в этом фору многим взрослым. Школьники быстро думают, усваивают материал и решают проблемы, — утверждает представитель бугульминской школы. — Времена меняются, но что-то всегда остается неизменным. Это честность, правдивость, любовь к Родине, уважение к старшему поколению, традициям, жизненным ценностям. Каждый из наших учителей делает все, чтобы привить детям эти качества. Наверное, именно в этом и заключается главная миссия педагога.