Страна воспоминаний
Рад, что кто-то заглянул.
И ещё один исторический факт, непреме́нный для рассказа.
Это Ивановский канал – водный путь от Оки до Дона *269.
Задумка появилась у Петра I в 1696 году, когда он побывал на Иван-Озере, а работы начались уже летом 1701 года *269.
И мысль-то хорошая – во всякое время года чтоб ходили от Оки на Дон 80-пушечные корабли *333.
И, что характерно, построили.
Но воды в канале не хватало, даже весной в половодье *333.
Так бывает, а что – инженеров-то гидротехников ещё не было. Да и никаких не было. Всё, почти, как сейчас.
15.1. Дела Петровы
Затея красива своей простотой: существует Иван-озеро и изливающиеся из него две реки: Дон и Шат – приток Упы *334.
Еще при царе Алексее Михайловиче проводили из-под Воронежа по их руслам лодки с живой рыбой для государева стола *335.
Но Шат и Дон в верховьях маловодны. Проводить по ним суда можно, либо преодолевая часть дороги посуху, либо углубив ру́сла*333 и устроив на них шлюзы. Это крайне хлопотно.
Но Петру идея понравилась, и после войны за выход к морю и завоевания Азова, он решился.
Людей было ве́лено не жалеть. Работали зимой и летом, и в голод, и в холод. Кто пытался бежать – ловили и били кнутом *333.
Пётр сколько мог, когда здесь бывал, исследовал места, по которым мог пройти канал *333.
Он лично разработал план работ, лично контролировал их ход *269.
Строительная площадка растянулась на две сотни верст –
валы и рвы, уходящие за горизонт *334 .
Десятки тысяч строителей – рабо́тных людей и мастеров. Их
хижины – «шалаши рабо́тничьи» – в городках, скоро появлявшихся
и также быстро исчезавших *334 .
Итогом явилось строительство на реках, составлявших водный
ход, цепочки шлюзов, протянувшихся от реки Упы до Гаёв *334 .
Всего к весне 1707 года было построено 24 каменных шлюза
и углублено русло Дона *333 .
В том же году по каналу было решено пустить первые суда.
Здесь могли проходить суда длиной 20-27 метров и шириной
четыре метра с осадкой в воде до одного метра. Такое судно
могло поднимать 50-60 тонн и для того времени являлось
довольно крупным *334 .
В 1707 году по каналу прошло около 300 судов *333 .
К маю 1709 года было построено еще 7 шлюзов *333 .
В 1717-м строительные работы на канале были продолжены ,
результатом работ стали еще 2 шлюза – под Устьем и в Гаях *269 .
Всего было построено 33 шлюза.
Но вышло не так, как задумано – мелко слишком, как не старались.
И после возвращения туркам Азова, работы на Иван-озере в 1720 году прекратились и при Петре уже не возобновлялись *333.
С тех пор прошло уж триста лет.
15.2. По каналу
Вот здесь прошли Петровские эскадры
Ру́сло канала – это Большой Озерок ( теперь тут лес ), и от устья Лисьего оврага направо вдоль Городка к Песочку.
Если не знать, ну разве подумаешь, что здесь был Шлюз.
На ру́сле.
Содержание:
Страна воспоминаний https://dzen.ru/a/Zat-XmEu_EHIhCiM
Тема 1. Знакомство https://dzen.ru/a/ZatxZEEk23JhydeF
Тема 2. По дороге в Гаи. часть 1 https://dzen.ru/a/Zatid7beNEMYzchn
Тема 2. По дороге в Гаи. часть 2 https://dzen.ru/a/ZarGnRxzlxFWxx5L
Тема 3. По Гаёвской округе. часть 1 https://dzen.ru/a/ZaqPEaM3HEkZFE4H
Тема 3. По Гаёвской округе. часть 2 https://dzen.ru/a/ZaqCEaug8QTnqahO
Тема 3. По Гаёвской округе. часть 3 https://dzen.ru/a/Zap06EWj0iMW7-oG
Тема 4. Граница https://dzen.ru/a/Zal8OKug8QTnPwde
Тема 5. Церкви https://dzen.ru/a/Zak3TUrruBk_or5l
Тема 6. Селения https://dzen.ru/a/ZakR1W7rVy1Mrg00
Тема 7. Дачи https://dzen.ru/a/ZakKPVpZzlXaxoAo
Тема 8. Владельцы https://dzen.ru/a/Zadip9b-TWe_pYpr
Тема 9. Городища https://dzen.ru/a/ZabPXZIp4HUtbvs2
Тема 10. Дороги https://dzen.ru/a/Zaa3EFOmshxqiCkF
Тема 11. Переправы https://dzen.ru/a/ZaQIUPFNACJtpZ3v
Тема 12. Сторожи https://dzen.ru/a/ZaPi70GfRlZkr8d4
Тема 13. Куликовская битва https://dzen.ru/a/ZaO6Ver8P2mqfpii
Тема 14. Хождение Пимена https://dzen.ru/a/ZaOjNRDd8DIlz3ba
Тема 15. Ивановский канал https://dzen.ru/a/ZaOKubV8xyIEuF1Q
Тема 16. Куликово поле в 1941 году https://dzen.ru/a/ZaKDaHdAAwhX2FXw
Источники https://dzen.ru/a/ZaGE3VTc9H1DmVmn