Найти тему

Вот и мы дожили: научить свое «чадо» играть на скрипке скоро будет доступно только миллионерам…

А точнее не скоро, а УЖЕ… Спросите, как такое может быть, когда музыкальное образование в нашей стране бесплатное, а значит – доступное всем желающим… Однако, в «истории» с обучением ребенка в музыкальной школе есть много чего, о чем родители «будущих юных музыкантов» или не знают или не догадываются…

Никого не хочу пугать, но считаю, что родители должны знать, что если есть желание дать своему ребенку музыкальное образование, необходимо предусмотреть для этого «статью» расходов и не малую, не смотря на то, что, действительно, обучение в музыкальных школах сегодня – БЕСПЛАТНОЕ.

За последние два десятилетия менялась не только система начального музыкального образования, которая переходила из системы пред профессионального в систему дополнительного образования, и возвращения его сегодня обратно в профессиональное «русло».

С этими изменениями в течение многих лет менялась и система оплаты за обучение в музыкальных школах.

В советское время оплата за обучение зависела от дохода семьи, после распада союза – оплата за обучение была для всех едина, и различалась по оплате за конкретный инструмент.

Сегодня – обучение – «бесплатное», но существует система «добровольных пожертвований», и, как правило, эти суммы – незначительны, по сравнению оплатой музыкального образования, например, в Европе или в другой какой либо стране мира.

Например, в 90-е годы, в Германии один урок по скрипке стоил 180 марок. Для гражданина СССР это была большая сумма, но и для немцев это тоже было «дорогое удовольствие», «не по карману» со слов профессора Ганноверской консерватории.

Его слова: «Учить ребенка на скрипке доступно только очень богатым людям…»

Я думала, что речь идет именно о высокой плате за обучение. Если посчитать количество уроков в месяц по специальности, сольфеджио, а еще и работа концертмейстера, которая оплачивалась дополнительно, то «набегала» внушительная сумма…

Но, оказывается, немцы в понятие «дорого учить на скрипке», вкладывали, не столько «дороговизну» занятий, сколько денежные траты, связанные с инструментом, начиная, с покупки скрипки «маленького размера» для начинающего скрипача и смычка, который покупается отдельно, и всего остального «приклада», как это у нас называется, к инструменту, а это – струны, канифоль для смычка, машинки для настройки скрипки, подбородник, «мостик», футляр для инструмента, а еще…

Скрипку и смычок приходится, достаточно часто, ремонтировать. Дети, особенно маленькие, да и большие, их роняют, бьют, а ремонт – это тоже дело не из «дешевых».

А еще – регулярная замена струн, которые или рвутся, или изнашиваются.

И это еще не все… Волос на смычке также необходимо регулярно менять, но это в музыкальной школе делают родители единицы.

Картинку, которую я «нарисовала», наверное, многих родителей, которые учат детей на скрипке, удивила.

Они учат детей и понятия не имеют, что столько всего необходимо для обучения, и что есть скрипки хорошие, а есть – «так себе».

На самом деле, большинство деток играют, вообще, на инструментах, которые, «ни коем образом» не подходят под общепринятое во всем мире «звание» скрипки – «ЦАРИЦЫ музыки», которое ей «присуждено» за ее необыкновенно красивый и волшебный звук, но…

Скрипки, на которых учатся дети, и не только маленькие, но и большие, и даже те, которые уже учатся в училище и в консерватории, часто, не обладают этим достоинством… Цена таких скрипок такова, что по «карману», разве только для «миллионеров», как, в общем, и говорил немецкий профессор в начале статьи.

Скрипки, да и другие струнно-смычковые инструменты всегда были дорогими, но если в наше время цена дорого инструмента была эквивалентна цене дорогого японского телевизора, то сейчас, как выразилась мама одного моего ученика, правда, ученика, который учится уже профессионально: «Ничего не поделаешь, нужен хороший инструмент, с плохим ни в один приличный оркестр не возьмут, надо продавать комнату в «коммуналке…»

А если нет, чего можно продать, и родители, например, у меня есть семья, в которой две девочки учатся профессионально, а папа – преподаватель университета…

Еще год назад скрипка за «миллион», если так можно выразиться, была доступна для покупки, а сегодня…

А сегодня этих денег не хватает, чтобы купить хороший инструмент для музыканта профессионала.

Вот и представьте, как быть папе, у которого две девочки выбрали музыку своей профессией, и той, и другой необходимы хорошие скрипки, даже если только за «МИЛЛИОН»???

Спросите, как же мы «выкручиваемся» из этой ситуации?

ВЫКРУЧИВАЕМСЯ!!! По-другому – не скажешь!

Пока дети учатся в музыкальной школе, скрипки и смычки я им выдаю свои собственные.

Родители покупают только «приклад»: струны, канифоль, но дорогих, чаще немецких производителей, потому что, считаю, что дети должны учиться на хороших струнах, и пользоваться качественной канифолью для смычка, так как от этого зависит и качество звука, и в целом звучание инструмента.

А вот, когда они подрастают, и родители, если не в состоянии купить скрипку и пока «копят» деньги, дети играют на моих инструментах, или я беру «попользоваться» у кого-то из своих «бывших» учеников, а еще…

Несколько лет назад «Фонд Спивакова» нам подарил французский мастеровой прекрасный инструмент в бессрочное пользование. Для нас это – «бесценный» подарок, который нас сегодня очень выручает…

Но если, начистоту, то ситуация сегодня с обучением ребенка на скрипке, я имею ввиду «материальную сторону», не только для родителей, но и для преподавателей, не только сложная, а часто, просто, безвыходная, потому что, чтобы научить ребенка ИГРАТЬ на скрипке, а «НЕ ДЕЛАТЬ ВИД», что УЧИШЬ его.

Для этого необходимы и хорошая скрипка, и хороший смычок, а так же, хорошие струны, канифоль, и все, что необходимо для обучения ребенка игры на скрипке.

Я очень ценю, что родители моих учеников, независимо от их материального положения, прислушиваются к моему мнению и дают мне возможность УЧИТЬ их детей, а «НЕ ДЕЛАТЬ ВИД»!!!

А что вы думаете по этому поводу? Интересно узнать ваше мнение.

Ваша Г. Молькова.