Российские железные дороги планируют построить пятнадцать вокзалов с применением новой отечественной технологии. Речь идет о модульных зданиях, на сборку которых уходит около четырех суток. При этом, срок эксплуатации таких объектов — не менее пятидесяти лет. Об этом в январе 2024-го сообщил председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
Глава монополии отметил, что традиционные малые вокзалы всегда представляли для компании определенную проблему, если говорить об их содержании и внешнем виде. Данный вопрос в ближайшем будущем решат за счет модульных конструкций, которые монтируются в короткий срок из прессованного бруса повышенной огнестойкости. Для их возведения нет необходимости сооружать фундамент, что значительно упрощает процесс.
Все материалы и комплектующие, по заверению Белозерова, производятся в России, в Санкт-Петербурге и на территории Чеченской Республики. На месте детали, каждая из которых имеет свой уникальный код, соединяются через шип-паз. Работы ведутся тихо, чисто и быстро. Внутренняя отделка также закладывается еще на стадии завода.
В 2019-м в РЖД отмечали, что в течение ближайших десяти лет необходимо провести масштабную реконструкцию и модернизировать около ста вокзальных комплексов по всей стране. И новые разработки российских инженеров наилучшим образом поспособствуют реализации этих планов.
Первый вокзал с использованием технологии модульного строительства построили в 2020-м в Сосногорске (Республика Коми) на главном ходу железнодорожной линии Москва – Воркута. Он заменил старый деревянный объект, введенный в эксплуатацию в первой половине прошлого века. Новое одноэтажное здание площадью 1,25 тыс. кв. м состоит из шестнадцати блоков. Каждый из них — это каркас из металлоконструкций, обшитых гипсоволокнистыми плитами и утеплителем.
Правда, этот проект воплотили за шесть месяцев. Белозеров же говорил о несколько иных конструкциях — модульных сооружениях меньших масштабов под тип того, что презентовали летом 2023-го в Екатеринбурге. Детище технопарка «Айра» называют первым в России автономным капсульным вокзалом. Внешне он напоминает скоростной поезд с панорамным остеклением.
Модульные вокзалы могут быть разных размеров. При этом, технология позволяет делать пристройки постепенно, по мере необходимости. Например, при открытии кафе или в случае увеличения пассажиропотока. Как отмечают в компании «Айра», разработавшей специально для пригородных станций по заказу РЖД новые вокзальные комплексы, масштабирование данной технологии позволит повысить качество обслуживания пассажиров на российских железных дорогах.
В статье использованы изображения технопарка «Айра» с сайта archi.ru и ГК «1520» / 1520.ru