Найти тему
3,9K подписчиков

Забавные случаи из жизни композитора Александра Бородина

185 прочитали

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был человеком, уникально одарённым в разных сферах деятельности.

Он широко известен, как автор оперы «Князь Игорь», и как участник знаменитого содружества выдающихся русских композиторов «Могучая кучка».

Также им был оставлен яркий след в химии и в медицине.

Он был доктором наук, автором многих химических открытий, профессором и академиком военной Медико-хирургической академии.

Успешно занимался и общественной деятельностью. Боролся за право женщин получать высшее образование, добился создания Высших женских врачебных курсов, был соучредителем Русского химического общества, редактором журнала «Знание».

Судьба этого многогранно талантливого человека была неординарной.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был человеком, уникально одарённым в разных сферах деятельности.

Родился Александр Бородин в Санкт-Петербурге, как внебрачный ребёнок.

Отцом его являлся 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили).

А матерью была 25-летняя содержанка князя — мещанка Авдотья Антонова, дочь простого солдата.

Мальчика князь записал, как сына своего крепостного слуги Порфирия Бородина и его жены Татьяны.

И до восьми лет Саша считался крепостным собственного отца, который, незадолго до своей кончины, оформил сыну вольную и подарил ему с мамой четырёхэтажный особняк.

Причём, проживая в этом доме с вышедшей замуж матерью, Бородин официально считался… её племянником, поскольку та весьма стыдилась своего «греха молодости».

Мальчик получил великолепное домашнее образование, научился играть на разных музыкальных инструментах.

В 9 лет он влюбился во взрослую барышню Елену. И в честь данного прекрасного чувства тут же создал своё первое музыкальное сочинение — польку «Хелен».

Кстати, это произведение было успешно издано. И сейчас его часто исполняют дети в музыкальных школах.

В 10 лет Саша увлёкся химией. И в доме появились реактивы, инвентарь и приспособления для химических опытов.

Мальчик активно экспериментировал, делал химические фокусы, самостоятельно производил акварельные краски, устраивал шумные фейерверки. И держал в большом страхе всех домашних, которые боялись весьма реальной угрозы пожара.

Маменька юного дарования была страстной кошатницей и поклонницей… сторублёвых купюр.

Вот и своего Сашеньку, которого она любила и баловала, она называла не иначе, как «мой сторублёвый котик».

А «котик» был не прочь иногда и похулиганить.

Вот что он вспоминал о некоторых своих проделках:

«А всё же как ни был я тих и скромен, как ни похож нравом на девочку, но во мне порою сказывался озорной мальчишка. Играешь, играешь с кузиной Мари в куклы, и вдруг, иной раз, по какому-то странному вдохновению, пока она зазевается, возьмёшь да все куклы и перевешаешь за шею на верёвочках. Куклы висят — я в полном восторге, а кузина заливается слезами».

В 16 лет Александр начал обучение в Медико-хирургической академии. Он был круглым отличником, все предметы давались ему очень легко. Однако после окончания академии, ему неожиданно не дали диплом, а вручили только Похвальный лист.

Виной тому стал конфликт с преподавателем Закона Божьего, который посчитал, что талантливый студент делает уж слишком вольные пересказы Священного Писания.

Усердно занимаясь химией и медициной, Бородин не забывал и о занятиях музыкой. При этом, он очень любил играть на флейте.

Ценная флейта

Однажды, после одного из музыкальных вечеров, Саша шёл с товарищем домой. На пустынной улице было очень темно, фонари отсутствовали.

Бородин шагал впереди, по своей привычке о чём-то напряжённо думая. А его друг, которого уже понемногу начал одолевать сон, слегка отставал.

И вдруг засыпавший на ходу молодой человек услышал впереди себя резкий вскрик и какой-то шум, которые тут же вернули ему бодрость.

Он дрожащим голосом позвал:

— Сашь! Ты где?

В ответ — странная тишина. Бородина нигде не было. Он словно под землю провалился.

А через некоторое время, не на шутку испугавшийся приятель вдруг услышал протяжные звуки флейты, которые шли откуда-то снизу.

Оказалось, что в кромешной тьме, Александр провалился в открытый подвал одного из ближайших магазинчиков, уронив деревянный футляр с флейтой.

— Эй, Сашка! Ты хоть цел там? — поинтересовался товарищ у Бородина.

— Ещё не знаю, — отвечал тот, — но флейта моя любимая вроде бы не пострадала.

При всей своей многогранной одарённости, Александр Бородин был очень рассеянным человеком. Он регулярно забывал и путал номера лекционных аудиторий, а также принимал рабочие дни за выходные и наоборот.

Без штанов, но со шпагой

Работая врачом-ординатором в военно-сухопутном госпитале, он однажды пошёл из дома на службу в госпиталь, забыв надеть штаны.

При этом имелись в наличии верхняя часть мундира и фуражка, была даже шпага, но вот панталоны в облачении отсутствовали.

И только, двигаясь по людной улице, Бородин неожиданно для себя обнаружил, что на нём нет штанов. Пришлось стыдливо бежать за ними домой.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был человеком, уникально одарённым в разных сферах деятельности.-2

Пора домой

Как-то раз Александр Порфирьевич пригласил к себе на ужин множество гостей.

После приятной трапезы, весёлого музицирования, пения песен, шуток и бесед на разные темы, хозяин дома вдруг резко встал, одел верхнюю одежду и с задумчивым видом стал со всеми прощаться.

Гости были обескуражены.

— Куда же Вы, голубчик, собрались? — спросил у Бородина один из участников ужина.

— Домой очень спешу, — невозмутимо ответил тот. — Поздно уже, а у меня завтра утром лекция…

И только дружный хохот присутствующих дал понять Бородину, что он находится дома.

Свою супругу, пианистку Екатерину Сергеевну Протопопову, Александр Бородин обожал. И давал ей всякие нежные прозвища — «Клопик», «Кокушка», «Любовка», «Желтый пузырик», а также «Фонтанчик разных приятностей».

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был человеком, уникально одарённым в разных сферах деятельности.-3

Разоблачение шпиона

Однажды Бородин ехал с женой куда-то за рубеж. И своим странноватым видом, при паспортной проверке, вызвал подозрения у сотрудника пограничной службы. Поэтому тот попросил Бородина назвать имя своей жены.

Великий учёный и композитор, как всегда, был занят размышлениями, и не сразу понял суть вопроса.

Подозрения пограничника ещё больше усилились. Он радостно закричал:

— Ага! Вы не знаете, как зовут Вашу жену! Вы не тот, за кого себя выдаёте! Наверняка, Вы — шпион!

И тут в зале пункта проверки паспортов появилась супруга композитора.

Растерянный муж тут же кинулся к ней:

— Катенька! Умоляю тебя, скажи мне поскорее, как твоё имя?

Визит к самому себе

Как-то раз, ненадолго покидая свой дом, Бородин, на всякий случай, для информирования возможных визитёров, повесил на дверь записку: «Буду через час».

И вскоре вернувшись обратно, сам же её прочитал.

После чего, огорчённо вздохнув, он сел на ближайшую скамейку. И принялся терпеливо ждать появления… самого себя.

Бородин имел достаточно своеобразное чувство юмора.

Однажды к нему, как к химику, с письмом обратился композитор Милий Алексеевич Балакирев, выразив просьбу прислать мышьяк для уничтожения мышей.

Однако вместо яда он получил следующее послание:

«При всём моём желании спасти Вас от съедения мышами, мышьяка не посылаю и не советую его употреблять, ибо Вы можете перетравиться, и, таким образом, квартира Ваша останется без жильцов, а музыка без деятеля. Чтобы Вас не доводить до отчаяния, дам Вам практический совет — купите себе мышеловку».

Сочиняя музыку, Бородин имел привычку записывать ноты своих музыкальных творений карандашом.

Но такие записи были весьма недолговечны. И, для сохранности своих ценных нотных рукописей, композитор покрывал их яичным белком или раствором желатина. И затем развешивал листы для сушки по квартире.

Так в жизни гения химия помогала музыке.

Александр Порфирьевич Бородин был одним из членов великолепной группы русских композиторов — так называемой «Могучей кучки».

В которую также входили Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был человеком, уникально одарённым в разных сферах деятельности.-4

Своё самое известное произведение, оперу «Князь Игорь», Бородин писал около 20-ти лет, но так и не окончил.

Уже после смерти автора, музыкальный шедевр завершили его друзья-коллеги Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков.

А сочинялась опера довольно необычным образом. Работа над ней велась тогда, когда Бородин… заболевал.

Во что писал об этом он сам:

«Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего дельного делать не могу, голова трещит, глаза слезят, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы».

В этой бессмертной опере имеется одна из самых известных и завораживающих мелодий в мире — «Улетай на крыльях ветра».

Кстати, опера Александра Бородина «Князь Игорь» оказала интересное влияние и на жизнь автора этой статьи.

Когда-то мой отец, Юрий Константинович Тютюкин, будучи студентом-заочником исторического факультета МГУ им. Ломоносова, посмотрел в Большом Театре оперу «Князь Игорь». И, находясь под огромным впечатлением от этого, решил назвать своего будущего сына Игорем.

Так что, спасибо папе и великому композитору Бородину за моё имя, которое мне очень нравится.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был человеком, уникально одарённым в разных сферах деятельности.-5

Ещё мои публикации: