Найти в Дзене
Вечерняя Казань

В Казанском кремле представлены золотная вышивка и ажурное литье из чугуна

Оглавление

Два уникальных выставочных проекта открылись в музее-заповеднике «Казанский кремль»: это прекрасный, как райский сад, «Дом цветов» и феноменальное искусство ажурного чугуна из Касли.

пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Райский сад в зимнем кремле

Посреди морозного января в национальной галерее «Хазинэ» расцвел диковинный сад – здесь открылась выставка «Дом цветов» одного из ведущих мастеров в области декоративно-прикладного искусства Луизы Фасхутдиновой. Мастеров такого уровня в настоящее время – единицы.

Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Экспозицию составили 30 работ художницы, созданные за последние пять лет. Каждое изделие уникально и являет редкостный образец гармоничного сочетания цветовых решений, традиции и вдохновенного усердия. По сути, любой предмет выставки – музейный образец. Представлены декорированные ручной вышивкой предметы религиозного культа – молитвенные коврики (намазлыки), религиозные картины (шамаили), а также футляры и накидки для Корана. Предметы восхищения – воссозданные Фасхутдиновой ансамбли традиционного татарского костюма (платья, камзолы, изю и другие детали), богато украшенные вышивкой головные уборы казанских татар (мужские тюбетейки, женские и девичьи калфаки).

Изумительными образцами национальной вышивки, богатством орнаментального наследия татар, которое сохраняет и развивает автор в течение нескольких десятилетий, посетители могут любоваться с 13 января по 11 февраля 2024 года.

Интересно, что предыдущая персональная выставка автора называлась «Сады изобилия», с ней перекликается новая экспозиция – «Дом цветов». И это совсем не случайно.

– У татарского народа представление о рае и райском саде передается через цветочно-растительный орнамент, и я стараюсь использовать все его разновидности в своих работах, – говорит Луиза Фасхутдинова.

Подчеркнем, что творческий путь заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата премии имени Баки Урманче Луизы Фасхутдиновой напрямую связан с возрождением и развитием традиций татарского золотошвейного и вышивального искусства. Луиза Фагимовна Фасхутдинова – член Союза художников Татарстана (с 1994 года) и Союза художников России (2002). Выпускница Казанского художественного училища и исторического факультета Казанского государственного университета (кафедра этнографии) прошла обучение и практику в древнейшем центре восточного золотного шитья – Бухаре, где приобщилась к классике восточного золотошвейного промысла, освоила десятки швов, приемов и технологий. Кроме того, мастер окончила аспирантуру Института истории им. Ш. Марджани, тема ее научного исследования «Золотное шитье казанских татар».

Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Изделиями Луизы Фасхутдиновой восхищались посетители многочисленных российских и международных выставок в Турции, Пакистане, Ираке, ОАЭ, Германии, Венгрии, Франции, а ее искусные работы хранятся в музеях республики (Национальный музей РТ, ГМИИ РТ, фонд «Туран») и России, в частности в знаменитом Фонде им. Марджани (Москва), в частных коллекциях.

Художник работает в технике традиционного татарского золотного шитья и практически во всех видах ручной вышивки: тамбурная вышивка, гладь, ковровый шов, ушковая техника и др. В сочетании с золотным шитьем мастер использует вышивку бисером и стеклярусом, которые позволяют передать самые тонкие цветовые переходы, придавая изделиям особую фактурность. Еще одна сторона ее творчества – восточная миниатюра. Фасхутдинова пишет свои авторские миниатюры в стиле традиционных монгольской, османской, среднеазиатской школ.

Чугун из Касли – культурный феномен

Выставка произведений каслинского художественного литья XIX–XXI веков открылась в музее истории Благовещенского собора музея-заповедника «Казанский кремль». Проект посвящен одной из визитных карточек нашей страны – чугунному художественному литью, которое тиражировалось в XIX–XX веках на чугунолитейном и железоделательном заводе в городе Касли Челябинской области. Своей уникальной тонкостью и ажурностью отливок каслинское художественное литье прославилось на весь мир.

Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Все предметы экспозиции «Касли: искусство удивлять» являются частью собрания Каслинского историко-художественного музея. Представлено 18 образцов искусного литья из чугуна и алюминия, включая «кабинетные вещи», камерную скульптуру и предметы религиозного культа. Изделия отлиты по дореволюционным моделям знаменитых европейских и российских скульпторов: Леонарда Поша (1750–1831), Йохана Петера Молина (1814–1873), Жака-Луи Готье (1831–1872), Николая Лаверецкого (1837–1907), Роберта Баха (1859–1933) и других. В экспозиции представлены и миниатюры (например, спичечница «Муха»), и крупные скульптурные группы («Борьба древнескандинавская»).

Особый интерес представляют предметы христианской тематики, отражающие присвоение промышленным литьем образов и сюжетов православия: медальоны с изображением святых, барельеф «Спас Нерукотворный», иконы Николая Чудотворца старообрядческого извода XVIII веков.

Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Отдельный раздел посвящен участию Каслинского завода во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1900 году, на которой завод получил Гран-при и Большую золотую медаль за поразивший заморскую публику чугунный павильон. К слову, это была выставочная витрина завода с экспонатами – скульптурой и кабинетными утилитарными вещицами (копия сейчас хранится в Екатеринбурге). На той Всемирной выставке европейцам также очень понравились и легкие, тонкие, качественные по литому декору и прочные в использовании вазы для фруктов, шкатулки, подставки под часы, рамочки для фото и декоративные тарелки, отлитые по немецким образцам первой половины ХIХ века.

Примечательно, что в Казани представлено творчество современных каслинских умельцев и вне музейных стен. Специально для возрожденного собора Казанской иконы Божией Матери на заводе отлили 1466 чугунных напольных плит и две винтовые лестницы.

Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Перед Каслинским заводом, как и перед всеми участниками восстановления собора, стояла задача строгого соблюдения исторической идентичности. Перед началом работ специалисты предприятия внимательно изучили сохранившиеся артефакты и при создании моделей ориентировались именно на них. К примеру, на половых плитах, которые в храме покрывают площадь более 800 квадратных метров, в точности воспроизведен рельефный узор утраченного исторического покрытия. Такой же подход соблюдался при моделировании винтовых лестниц, каждая из которых представляет собой сложную конструкцию из надежной стальной основы и чугунных узорчатых элементов. Притом что элементы одинаковые, лестницы «закручиваются» по принципу зеркальности: одна в левую, а другая – в правую сторону. Принцип ориентировки на аутентичность каслинские мастера соблюдали не только в стилистике, но и в технологии чугунного литья: все изделия для казанского храма были выполнены традиционным способом формовки в землю.

Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»
Автор фото: пресс-служба ГМИИ РТ и музея-заповедника «Казанский кремль»

Отметим, что Каслинский историко-художественный музей основан в 1962 году как историко-краеведческий музей на общественных началах. В основе собрания музея уникальная коллекция чугунных отливок, выполненных в XIX–XX веках на Каслинском литейном заводе. Коллекция изобразительного искусства музея включает около 200 живописных и более 600 графических работ местных самодеятельных художников. В музее хранится собрание произведений и личный архив первого главного скульптора Каслинского завода – Павла Степановича Аникина (1917–1956), а также музейный фотофонд, насчитывающий около 10 000 единиц хранения.

Выставка «Касли: искусство удивлять» продлится в Казани до 1 апреля 2024 г.

Автор материала: Ольга Юхновская