(Сразу, без педагогов, часовых тренировок и т.д.)
Всем привет!
Сегодня поговорим о том, как прибавить в вокале здесь и сейчас, обратив внимание на детали, часто ускользающие от внимания даже продвинутых певцов. С точки зрения самого пения это будет несложно, однако удержать в голове всё и сразу - та ещё задачка. Ниче, я в вас верю)
Открывать рот.
Банальный пункт, но самый важный. Большое количество поющих то ли от стеснения, то ли от бруксизма какого совершенно забывает о том, что поём мы, собственно, ртом. И если рот зажат - никакого приятного пения не будет и в помине. Нет, если раскрыть варежку на всю ивановскую и проораться вместо пения - намного лучше не станет. Скорее необходимо обратить внимание на следующие вещи:
--> Челюсть должна двигаться свободно. Т.е. во время пения вы вполне можете подвигать и поболтать ей из стороны в сторону без потери в качестве звука.
--> Шея при этом не должна надуваться и краснеть. То есть мышцы шеи при пении должны быть относительно спокойны и в зеркале выглядеть благообразно, а не покрываться вздутыми венами и т.д.
--> Язык, губы, щёки и т.д. при этом должны работать в режиме хорошего и чёткого произношения. Если язык, например, заваливается в глубь рта и каменеет своеобразным валуном в районе глотки - хорошего пения вам не видать. Если же губы у вас тянутся вперед, как у утки - аналогично. Поглядите на себя в зеркало во время пения и постарайтесь выглядеть нормально и естественно. Не подавайте виду короче, даже если сложно.
Произношение.
Важная штука. Из песни слов не выкинешь, все это знают. Так вот, большое количество поющих наивно полагают, что необходимо срочно что-то делать именно с голосом, дабы звучать хорошо, и поэтому пение таких вокалистов часто напоминает чтение Некрономикона с выпученными глазами и хаотично летающими вдоль туловища руками. Жутковатое зрелище, признаться. И лишь немногие реально понимают, что песня пишется НА СЛОВА, а не иначе.
И если слова не разобрать, или если они просто дежурно проговариваются, аки заклинание на озкавош - успеха от пения не ждите.
Работа с текстом.
Слышали, как детки стихи рассказывают?) Вот и у взрослых в пении начинается точно такая же творческая атрофия, когда стихи из песни голосом зубрилы декламируются под перемежающиеся ноты. Слушать такое, конечно, непросто. Главная задача - постараться рассказать с выражением слова без песни, так чтобы было искренне и похоже на правду. Замутить такой себе радиоспектакль из слов того, что собираетесь петь. А потом постараться наложить это дело на музыку, правильно расставляя акценты, выделяя нужные слова, играя с динамикой звука, темпом и т.д. Понять это со слов не так уж и просто, посему прикрепляю в конце поста видео с наглядным разьяснением.
Дыхание.
Чтобы на базовом уровне разобраться с дыханием нет смысла тратить дни и часы на поиск той самой "вокальной опоры". Всё гораздо проще и банальнее, однако требует внимания и не терпит спешки. Особенно спешки.
Основная ошибка даже продвинутых певцов заключается в коротком, таком себе "собачьем" дыхании, когда воздух набирается резко, ртом и неглубоко. Попробуйте провести эксперимент, пробежав пару сотен метров сначала дыша вот так,по собачьи", а затем переключиться на глубокое ровное дыхание носом. Результат будет наглядный.
Пение, конечно, не бег, но "задранный" резкий вдох делает голос истеричным и писклявым, в то время как глубокий полноценный вдох носом расслабляет голосовой аппарат и приводит звук к нормальному состоянию. Но что делать, если песня быстрая и вдохнуть нормально времени нет?
Окончания фраз.
Возможно, что того самого времени на вдох нет банально потому, что вы тяните окончания фраз. И там, где нужно уже снять звук и начать вдыхать вы насилуете кота за хвост а потом в спешке пытаетесь набрать воздух для следующей фразы. В нотах очень часто чётко прописано - сколько конкретно времени должна тянуться каждая нота, поэтому у владеющих нотной грамотой серьезных проблем с этим не возникает. Однако иногда действительно не хватает времени на полноценный вдох и не очень понятно, как быть в такой ситуации.
На самом деле всё просто. Тело, привыкшее к спокойному глубокому вдоху на медленных лиричных песнях заем и в быстрых будет дышать спокойно и легко, не создавая лишних зажимов и стресса для голоса. То есть здесь идёт фактор привычки и отработки оной. Поэкспериментируйте, и вы заметите, что даже ноты высокие стали браться легче. Такое вот дыхание важное получается.
Для более искушенных я, по традиции, записал подробное видео по теме:
Всем хороших выходных, всем пока.