Привет, собаковод! Знаешь ли ты, что гиперактивность - это не всегда врожденная проблема. Мы сами из нормальной собаки можем сделать невыносимую. Раскладываю все по полочкам и по пунктикам.
Только одна небольшая просьба: авторизуйся, пожалуйста, перед прочтением текста. Тебе не сложно, а нам приятно, потому что только такие прочтения идут нам в зачет)) Достаточно нажать на кружочек в правом верхнем углу страницы и авторизоваться через ВК или почту (всего два клика). Заранее спасибо! Итак, продолжаем...
Врожденные причины гиперактивности:
1. Генетическая предрасположенность. Тут многое зависит от заводчика и выбора родителей щенка. Если родители демонстрировали гиперактивное поведение, скорее всего, их потомство ждет эта же участь.
2. Физиологические особенности:
- В мозге гиперактивной собаки плохо синтезируется главный тормозной нейромедиатор – гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
- Переизбыток или недостаток дофамина приводит к хаотичности и импульсивности действий.
- Неэффективная работа центров внимания.
- В гиперактивном мозге содержится меньше ингибирующих нервных путей. И происходит это из-за измененной структуры префронтального кортекста.
- Слишком проницаемые фильтры стимулов. Мы бы перегрузились, если бы нам пришлось обрабатывать все стимулы. Чтобы этого не случилось, стимулы в глубине мозга проходят множество инстанций, которые фильтруют их и вычленяют только самые важные. Предполагается, что у гиперактивных собак фильтры стимулов слишком слабые.
3. Ошибки, допущенные в пренатальный период. Если беременная собака живет в плохих условиях, ее организм находится в состоянии хронического стресса, который влияет на состояние и развитие щенков. Гормональная система щенка еще в утробе начинает готовиться к стрессовым реакциям.
Приобретенные причины гиперактивности:
1. Ошибки постнатального развития. Если в первые дни после рождения щенки мерзнут, страдают от паразитов, испытывают болевые ощущения, возникает риск развития гиперактивности.
2. Поведение матери. Примерно на пятой неделе начинается фаза отлучения щенков от матери. Когда щенки надоедают ей, она удаляется. Это первый опыт фрустрации. Если щенок доставляет матери дискомфорт, она может щелкнуть зубами. Так щенок учится выдерживать небольшой испуг и быстро восстанавливаться. Данные ситуации тренируют контроль эмоций. Если помет слишком большой или если мать не имеет возможности удалиться, в период отлучения щенок не получит должного опыта. А щенки, выросшие без матери, и вовсе этого опыта не имеют. Такие собаки отличаются низкой толерантностью к фрустрации и слабым контролем эмоций.
3. Социальный опыт и однопометники. Конкурируя за соски матери, щенки учатся справляться с неудачами. Во время игры они начинают понимать, что необузданность ведет к прекращению веселья. Учатся контролировать эмоции. Но, если щенки в помете сильно отличаются размером, самые маленькие начинают чаще нервничать. Еще хуже дело обстоит с малышами, растущими в одиночестве – у них полностью отсутствует возможность обучиться терпеть, справляться с неудачами и контролировать эмоции.
4. Обедненные условия взросления щенка. Ежедневно в мозге щенка возникает гигантское количество нейронных связей. Если щенок до 5-6 месяцев растет в обедненной среде, где нет или недостаточно стимулов, его мозг не может активно развиваться. И мы получаем гиперактивную собаку.
5. Физические заболевания часто приводят к проблемам поведения.
6. Ошибки воспитания:
- Выученное возбуждение. Собака учится не только действиям, но и состояниям. Если щенка постоянно возбуждать или замечать его только тогда, когда он возбужден, щенок понимает, что выгоднее быть возбудимым, и выбирает эту стратегию. Или привыкают к определенному состоянию.
- Синхронизация с состоянием хозяина. У тревожного и возбудимого хозяина чаще оказывается эмоционально нестабильная собака.
- Если хозяин непоследователен, и на одни и те же поступки собаки реагирует по-разному (хвалит, игнорирует и наказывает за одно и то же действие), собака начинает нервничать. Повышенный уровень стресса приводит к повышенной возбудимости.
- Гиперактивность может быть усилена слишком большой уступчивостью или чрезмерной жесткостью хозяина.
- Игры с собаками и в собак. Многие ошибочно думают, что в игре собаки обучаются хорошему социальному поведению. Однако часто игры приводят к противоположному результату. Особенно это касается игровых групп, в которых собаки играют долго и необузданно.
- Слишком мало правил поведения. В любом возрасте на собаку положительно влияет наличие бытовых правил. Правила мешают идти на поводу у спонтанных желаний. Собаке приходится себя сдерживать и контролировать. Если собаке никто не ставит границ, у нее отсутствуют упражнения на выдержку. А значит снижается способность владеть собой и выдерживать фрустрацию.
- Перегруз или недогруз. Как физический, так и эмоциональный. С гиперактивной собакой следует избегать возбуждающих занятий - бросание мячей палок, беготни и т.д.
Вот такой немного схематичный материал у нас получился, но тема диктовала свои правила.
О том, какую собаку можно назвать гиперактивной, читай здесь.
А о том, как помочь гиперактивной собаке и как работать с ней, вот тут.
Понравилась статья?) Будем благодарны за донаты: карта СберБанка: 4276 2600 1466 6977 (Ирина Федоровна С.) Ваша поддержка поможет нам готовить для вас больше полезных материалов!)
А еще, собаковод, если тебе понравился наш материал, делись им с друзьями, ставь лайк и подписывайся на канал - мы подготовили для тебя еще много интересных и полезных текстов и видео! А если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши в специальный чат в Телеграм, и мы на них обязательно ответим! Вот, кстати, наша группа в ВК. Там можно наблюдать за успехами наших воспитанников.
Автор: инструктор-дрессировщик, кинолог, руководитель дог-центра "Барбосыч", директор Кинологического центра социальной помощи "Друг" Ирина Соловьева