Найти в Дзене

КЕМ БЫЛИ ВЕЛИКИЕ РЕРИХИ?

Оглавление

Николай Константинович Рерих

Отец семьи. (1874-1947)

Николай Константинович Рерих – выдающийся художник, писатель, учёный, путешественник, общественный деятель, патриот России. Автор 7000 полотен, сюжеты которых охватывают очень широкий тематический спектр с глубоким философско-символическим смыслом от истории древности до будущего народов и мира. Автор более тысячи статей, книг и научных трудов. Почётный член более ста академий, лиг, объединений, обществ, таких как Всемирная лига культуры, Американский археологический институт, Международная ассоциация за развитие культуры «Фламма», Международное объединение Пакта Рериха в Брюгге, Международный буддийский институт в Сан-Франциско, Центр искусства и культуры в Аллахабаде и др. Н.К. Рерих является членом-основателем Этнографического общества во Франции (1).

"Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее". Так говорил о своем отце Святослав Рерих (2).

-2
-3

Рерих – исследователь и защитник старины,

строитель и реставратор храмов, иконописец.

Ему довелось украшать шесть православных храмов. В мозаике и фресках воплощены декор церкви в Пархомовке под Киевом, портал Почаевской Лавры, эскизы для церкви в Шлиссельбурге и часовни во Пскове, оформление церкви Святого Духа в Талашкине; художник выполнил иконостас для церкви в женском монастыре в Перми. Этот перечень могут дополнить панно для частной молельни в Ницце, религиозные изображения для Марфо-Мариинской обители в Москве, образ Св. Георгия Победоносца для домовой молельни Нечаева-Мальцева. Благодаря его усилиям удалось отстоять от разрушений Ростовский Кремль, храм Василия Блаженного в Москве и многих других памятников православной истории Руси. Н.К. Рерих был основателем знаменитой иконописной мастерской при Школе Императорского Общества поощрения художеств (3).

Н.К.Рерих – театральный художник

Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Рерих обращается к произведениям Н.А.Римского-Корсакова ("Снегурочка"), А.П.Бородина ("Князь Игорь"), Р.Вагнера ("Валькирия"), М.Метерлинка ("Принцесса Малэн"), Г.Ибсена ("Пер Гюнт"), И.Ф.Стравинского ("Весна Священная").

Н.К. Рерих - педагог

В 1906 году Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств - самого большого российского учебного художественного заведения. Подбирает замечательных художников и педагогов - А.А.Рылова, А.В.Щусева, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы, увеличивался преподавательский состав. Ее главную цель Николай Константинович видел в воспитании художественного вкуса и поддержке творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущим началом в жизни молодого художника, а искусство как можно шире входило в простую, повседневную жизнь. В 1909 году Рерих становится академиком Российской Академии художеств.

Н.К. Рерих – организатор

В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Продолжается культурно-просветительская деятельность. В 1921 году в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого Рерих видит сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года - распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей им. Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника

Н.К. Рерих – путешественник

Он является организатором двух научно-художественных экспедиций (1925, 1934). В результате их проведения впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги ("Сердце Азии", "Алтай-Гималаи"), создано около пятисот картин. Так, в 1925-1926 годах во время вынужденной стоянки в Хотане художник создает серию полотен "Майтрейя", посвященную грядущему Будде, с именем которого народы Востока связывают наступление новой эры - эры торжества мира и справедливости.

Н.К. Рерих – учёный

По окончании Трансгималайской экспедиции Рерихи основывают Институт гималайских исследований "Урусвати", что в переводе с санскрита означает "Свет утренней звезды". Институт ведёт обширное международное сотрудничество с учёными мира по различным областям знания. Директор института – сын Ю.Н. Рерих.

Н.К. Рерих - величайший общественный деятель

В 30-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Его начинание было поддержано в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А.Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный им специальный флаг - Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, - и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

Н.К. Рерих - патриот России

Сразу же по окончании войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. Рерихи хотели жить на Алтае, о чём они неоднократно заявляли. "Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли, - пишет Н.К. Рерих в одном из писем к брату. - Знание, опытность, любовь к славной Родине

- все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно". И эти слова относятся не только к одному Николаю Константиновичу, но и ко всей его семье, каждый член которой внес свою лепту в сокровищницу культуры и науки. Вот что говорит об этом сам Рерих в очерке "Четверть века":

"Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий - в науке, Святослав - в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения".

...Но жизнь распорядилась иначе. 13 декабря 1947 года художника не стало.

Награды Н.К. Рериха:

Русский орден Святого Станислава 3 степени;

Орден Святой Анны и Святого Владимира;

Югославский орден Святого Саввы 1 степени;

Высшая награда Франции – орден Почётного Легиона;

Королевский шведский орден Полярной Звезды 1 степени;

Елена Ивановна Рерих

Мать семьи. (1879-1955)

-4

Елена Ивановна Рерих - спутница и верная другиня Н.К. Рериха, разделявшая его трудности и радости, дававшая ему силу и радость творчества родилась в г. Петербурге 12 февраля 1879 г.

Н.К. Рерих говорил, что его произведения должны иметь по праву два имени – мужское и женское. Одно - его, а другое – его супруги, Елены Ивановны Рерих. Всё то, что было создано, организованно и сотворено Н.К. Рерихом, справедливо можно отнести и к Е.И. Рерих. Они всегда были рядом, они всегда были сотворцами. Их встреча произошла в 1899 году в имении тети Е.И. Рерих, княгини Е.В.Путятиной. В ноябре 1901 года они поженились.

Именно Е.И. Рерих дала миру книги Учения Живой Этики, написанные в сотрудничестве с Великим Учителем, ведущим семью Рерихов через годы совместного труда и познавания.

Название Учения говорит само за себя - все книги Живой Этики обращены прежде всего к земным, реальным условиям жизни каждого человека. Призывая людей жить в соответствии с Космическими законами, они открывают беспредельные возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров. Рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика особое внимание уделяет развитию культуры мышления, поскольку мысль - это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Человек самым прямым образом ответственен за качество своего мышления, считают Учителя, ведь от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом. Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, Живая Этика представляет собой стройную философскую систему, не отвергающую великие традиции прошлого.

Книги Живой Этики стали издаваться с 1924 года на разных языках, для многих они стали настольными. Идеи Учения составляют основу художественного и литературного творчества и Николая Константиновича Рериха. На его полотнах оживают древние восточные легенды, рождаются образы Великих Мудрецов, подвижников и святых. Язык живописи, стирающий границы между материальным и духовным, по-своему отображает Великие Законы Космоса, существование миров иных состояний материи, иных измерений, и их взаимодействие с нашим плотным миром.

Сегодня на основе идей, заложенных в Учении создано множество научных направлений в разных отраслях – естественнонаучном и гуманитарном. На материале Учения защищено большое количество научных диссертаций, работают научно-исследовательские институты в разных странах мира. Но до настоящего времени и ещё долго Учение будет руководящим в деле улучшения и совершенствования условий жизни человека, его культуры и познания всеобъемлющего знания.

В 1926 году, во время пребывания экспедиции в Улан-Баторе, выходит книга Е.И. Рерих "Основы Буддизма", трактующая фундаментальные философские понятия Учения Будды.

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж.Сент-Илер издается ее работа "Криптограммы Востока". Книга эта имела тот же самый источник, что и книги Учения, и была тесно связана с ними. Эти "Криптограммы" (или апокрифы, то есть сочинения тайного характера), относящиеся к сокровенной эзотерической традиции Азии, описывают легендарные и исторические события давно минувших дней. Прежде всего, это рассказы о неизвестных нам сторонах жизни Великих Учителей человечества - Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Завершают книгу пророчества о будущем, касающиеся как России, так и всего мира.

Особое место в творчестве Е.И.Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Простым и доступным языком она объясняет своим корреспондентам проблемы, затронутые в книгах Учения, - вопросы о Законах Космоса, эволюции планеты и человечества, взаимосвязи духа и материи. Какими качествами нужно обладать человеку, желающему вступить на нелегкий путь самосовершенствования и встретить на нем своих наставников, уже преодолевших первые вехи этого пути? Каково наше место в мироздании? Как космические законы влияют на историю человечества и к чему приводит их нарушение? Эти и многие другие вопросы, рождавшиеся в сердцах самых разных людей, различного уровня сознания, неизменно освещались в духе терпимости и доброжелательности.

Е.И. Рерих перевела с английского труды другой нашей великой соотечественницы, основательницы Теософского общества, Елены Петровны Блаватской (1831-1991) - "Тайной Доктрины" ("Синтез науки, религии и философии") и Письма Махатм (Учителей Востока), которые имели непосредственное отношение к истории становления теософского движения. «Махатма» переводится с восточных языков как «великая душа». Так называют разные народы тех людей, кто достиг очень высокой степени духовного и физического совершенствования, овладев научным познанием тайн природы. Знание, которое известно Махатмам пока сокрыто от человечества, потому что для того, чтобы владеть им, нужно сначала развить высочайший духовный уровень, перестать воевать и творить разрушения.

Вскоре после смерти мужа, последовавшей в декабре 1947 года, Елена Ивановна покидает долину Кулу и вместе со своим старшим сыном Юрием Николаевичем Рерихом поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаях. Там, до последней минуты своей жизни, она продолжала работу - велись записи бесед с Учителями, шла переписка с сотрудниками.

5 октября 1955 года она ушла из жизни.

Юрий Николаевич Рерих

-5

Юрий Николаевич Рерих родился 3 августа 1902 года в деревне Окуловка, что в Новгородской губернии. Старший сын, Юрий Николаевич был известным востоковедом, знавшим немало языков, в том числе очень редких. Это знание совместно с глубоким интересом к древним культурам помогло Ю. Н. перевести на русский язык немало очень редких тибетских первоисточников, которые до настоящего времени остаются в фокусе интереса современных учёных. За выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского Археологического и Этнографических обществ и многих других. С осени 1957 года он заведующий сектором истории религии и философии Индии в Институте востоковедения АН СССР. Но самая главная заслуга его состояла в том, что он был очень хорошим помощником своим родителям и продолжателем их трудов в деле развития высокой духовной культуры.

В 1922 году Ю.Н. Рерих заканчивает Гарвардский университет, отделение индийской филологии со степенью бакалавра. После окончания Гарвардского университета Юрий Николаевич Рерих год работает на Средне-Азиатском и Монголо-Тибетском отделениях Парижского университета, совмещая это с занятиями на военном и юридическо-экономическом отделениях.

В 1923 году он получает ученую степень магистра индийской словесности.

С 1924 года молодой ученый начинает исследовательскую работу на Востоке (Сикким, Кашмир и другие районы Индии), продолжая свои занятия санскритом и тибетским языком.

В 1925-1928 годах он участвует в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет). Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением. В результате экспедиции появились труды Юрия Николаевича Рериха: "Тибетские картины" (1925 г.), "Владения архатов" (1929 г.), "Современная тибетская фонетика" (1928 г.), "Звериный стиль у древних кочевников" (1930 г.), "Каталог тибетской коллекции" (1930 г.), "Путешествие в сокровенную Азию" (1931 г.), "На тропах Центральной Азии" (1933 г.).

С 1928 года, почти 10 лет, Юрий Николаевич был директором Института Гималайских исследований, созданного Рерихами в 1928 г. в долине Кулу. Он создал новую концепцию деятельности этого комплексного научного учреждения, в которой сочетались древние достижения с современной наукой. Институт Гималайских исследований объединил и гуманитарные предметы, и естественные: там были этнография и лаборатория по борьбе с раком, там были отделения ботаники, орнитологии и археологии. Концепция работы Института Гималайских исследований неизменно осуществлялась в жизни, пока существовал Институт. Находясь на посту директора института, он ведет большую переписку с учреждениями и частными лицами Индии, Америки, Франции, Латвии по поводу издательской деятельности "Урусвати".

Находясь в период с 1929 по 1930 год в Нью-Йорке, Юрий Николаевич занимался не только проблемами "Урусвати", но вел большую работу по организации кабинета тибетологии в Рериховском Нью-Йоркском музее, читал лекции в университетах американских городов, закончил работу над книгой "На тропах Центральной Азии".

С 1949 года Юрий Николаевич Рерих работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, заведует курсами китайского и тибетского языков. Растет авторитет Юрия Николаевича как ученого, обладающего энциклопедичностью знаний, тибетолога широкого диапазона, занимающегося не только лингвистикой и филологией, но и философией, археологией, искусствоведением. В это же время в Индии и за рубежом публикуется много работ Юрия Николаевича.

В августе 1957 года сбывается мечта Юрия Николаевича о возвращении на Родину, и он переезжает в Советский Союз. За два с половиной года, проведенные на Родине, он активно занимался научной деятельностью в Институте Востоковедения Академии Наук, много внимания уделял молодым востоковедам. Параллельно с работой, все свои силы он отдавал главной задаче, которая перед ним теперь стояла: вернуть Родине творчество Николая Константиновича, популяризировать его искусство. Все его усилия в дальнейшем были планомерно и неуклонно направлены к этой цели. Ему удалось организовать выставки картин отца и брата в Москве, Риге, Ленинграде и других городах, прочитать очень много лекций, вести большую организаторскую работу в этом направлении.

21 мая 1960 года, на 59 году жизни, перестало биться сердце этого выдающегося ученого и человека в самый разгар напряженной творческой работы, в зените научной славы.

Святослав Николаевич Рерих

Младший сын. (1904 – 1993)

-6

Святослав Николаевич Рерих родился в Петербурге 23 октября 1904 года. Младший сын Святослав Николаевич Рерих продолжил эстафету отца и стал величайшим всемирно известным художником. Он был и выдающимся общественным деятелем, руководил несколькими крупными организациями, которые проводили важную общественно-полезную работу в США и Индии.

Основные вехи жизненного пути

После гимназии С.Н. Рерих учился в подготовительной школе к университету в Лондоне (1918-1920 гг.), затем на архитектурных курсах Гарвардского университета и в архитектурной школе Колумбийского университета в США (1921-1923 гг.).

Продолжение образования - самостоятельное изучение искусства старых мастеров в крупнейших музеях Европы и Америки, путешествия. Одновременно - работа с отцом над балетными постановками, создание эскизов костюмов, занятия графикой, книжной иллюстрацией. "Я был окружен искусством с самого раннего детства. Оно было для меня чудесным миром вдохновения. Духовные ценности стали для меня великими путевыми вехами, источником вдохновения и устремления", - вспоминал Святослав Николаевич.

В 1923 году, когда семья Рерихов жила в Америке, Святослав становится директором Международного культурного центра "Corona Mundi" ("Венец Мира") в Нью-Йорке, основанного Н.К. Рерихом. Здесь Святослав Николаевич организует прогрессивных художников, читает лекции, занимается общественной деятельностью, связанной с подготовкой к принятию Пакта Рериха и Знамени Мира (охрана культурных ценностей во время войн). В это время он входит в состав многих культурных и научных обществ Америки и Европы: Святослав Николаевич - пожизненный член Археологического института США, основатель общества по изучению философии и религии, член редколлегии журнала "Flamma".

В 1923 году Святослав Николаевич прибывает в Индию в составе экспедиции своего отца Н.К. Рериха. Начинается его художественная деятельность в стране, которая дает его искусству благодатную почву. Святослав Николаевич создает полотна на восточные сюжеты, которые приносят ему славу портретиста и пейзажиста. О нем пишут художественные монографии, статьи. Периодически возвращаясь в США, он руководит учреждениями культуры в то время, когда Николай Константинович проводит свою экспедицию по Центральной Азии.

С 1934 года Святослав живет в Индии постоянно. После завершения экспедиции отца, Святослав Николаевич участвует в работе научного института "Урусвати", созданного Рерихами в долине Кулу, где в это время проживает вся семья. Святослав изучает местную медицину, проводит экспедиции, изучает искусство, фольклор, пишет статьи о живописи и искусстве различных районов Индии.

Весть о начале Великой Отечественной войны глубоко взволновала семью Рерихов. Святослав Николаевич телеграфирует советскому послу в Лондон с просьбой о зачислении добровольцем в Красную Армию. Заявление остается без ответа, и тогда он вместе с Н.К. Рерихом организуют в Индии серию выставок своих картин, чтобы средства от их продажи перечислить в фонд Советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии. В 1943 году 23 февраля Святослав Николаевич выступает по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам. Мысли о Родине, помощи ей всегда были главными. "Всегда, во всех наших путешествиях, во всех наших долгих скитаниях по всему миру мы никогда не переставали думать о России, о нашей Родине".

В конце 40-х годов Святослав Николаевич переезжает в южную Индию и живет в городе Бангалоре. Здесь он основывает свою творческую мастерскую. Главная часть его жизни проходит в Индии.

Девизом Святослава Николаевича и в творчестве, и в жизни стали слова: "Будем всегда стремиться к Прекрасному!" Внесение Прекрасного в жизнь через искусство, мысль, действие.

С 1916 года Святослав Николаевич не был на Родине, и, наконец, в 1960 году он приезжает на Родину с выставкой своих картин по приглашению советского правительства. Он радовался встречам с людьми, показывая им в своих картинах прекрасные образы Индии, ее людей, ту красоту, которой живет человечество. "Это приглашение не только дало мне возможность посетить мою Родину, но и видеть вас всех... Искусство является именно тем, что особенно сближает людей, служит дружбе и миру. ...Искусство не только объединяет людей, но и улучшает и поднимает человека", - говорил на встречах С.Н. Рерих.

После возвращения в Индию С.Н. Рерих продолжает заниматься живописью, а также работами по палеонтологии, орнитологии, археологии, медицине.

С 1974 г. выставки картин Святослава и Николая Рерихов становятся регулярными в России. Приглашают и Академия Художеств, и Министерство культуры.

В 80-е годы Святослав Николаевич организует Центр искусств в Бангалоре. Центр включает школу изобразительного искусства, музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и художественную галерею Н.К. Рериха. Все это создавалось для детей и молодежи с использованием новых педагогических принципов: воспитания искусством, образами Красоты.

А в России, приехав по приглашению Министерства культуры в 1981 году, Святослав Николаевич участвует в обсуждении плана возобновления деятельности научного института "Урусвати" в Гималаях и принимает участие в создании фильма "Рерих", посвященного Николаю Константиновичу. На встречах с людьми Святослав Николаевич большое внимание уделял древним связям России и Индии, их дружбе - необходимом условии развития двух стран.

В 1987 году Святослав Николаевич Рерих приезжает в Москву по приглашению Академии Художеств. Тогда же был создан в Москве Советский Фонд Рерихов - культурно-просветительская и научная организация (в настоящее время — это Центр-Музей имени Н.К.Рериха под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой). Святослав Рерих выразил желание передать Фонду наследие родителей. В 1990 году специальным рейсом из Индии наследие было привезено в Россию, воля родителей была выполнена. Картины, архив, библиотека, корреспонденция, записи книг "Живой Этики", реликвии семьи были переданы в дар Родине для использования их в научной и культурной работе и для сохранения последующим поколениям.

Святослав Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года, оставив людям пример устремления к Красоте, как основе нравственного совершенствования. Его жизнь строилась утверждением Красоты - и в искусстве, и в труде, и в каждом проявлении жизни. Она явилась отражением красоты духа этого великого художника.

Рерихи и Алтай

Прославление Алтая Великими Рерихами. Когда Н.К. Рерих был в селе Верхнем Уймоне (Горный Алтай), ему задали вопрос: «Вернулся ли он на Родину?» На что он ответил словами, раскрывающими его отношение к заграничным поездкам: «Я никогда не покидал Родины, я путешествую». Действительно, он был патриотом своей родины, и после окончания всех научно-исследовательских работ Н.К. Рерих планировал вместе с супругой поселиться на Алтае. По результатам Трансгималайской экспедиции Рерихом были написаны знаменитые во всём мире книги: «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», множество статей, писем. И везде Н.К. Рерих славил Алтай, придавал ему сокровенное, глубокое значение:

«Говорят, на Алтае весною цветут какие-то особенные красные лилии. Откуда это общее почитание Алтая?!» (20).

«А когда перешли Эдигол, раскинулась ширь Алтая. Зацвела всеми красками зелёных и синих переливов. Забелела дальними снегами. Встала трава и цветы в рост вершников. И коней не найдёшь. Такой травный убор нигде не видали» (21).

«… И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после - труд мирный» (4).

«Алтай - середина Азии. Стада в степи. Большие табуны коней и юрты черносиние и бело-молочные, и солнце, и ветер, и неслыханная прозрачность тонов» (5)

«Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, уставленное большими камнями, так называемые чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу. Владычица Алтая, белоснежная гора Белуха, питающая все реки и поля, готова дать свои сокровища» (6).

«Начата картина "Сосуд нерасплесканный". Самые синие, самые звонкие горы. Сама чистота, как на Фалюте. И несет он с горы сосуд свой. «Кует кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах». Гроб Святогора на Сиверных горах. Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Все тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение ее приравнивается мировой горе Сумеру. Саин Галабын судур – «Сказание о добром веке».

«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?

Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.

А за Белухой покажется милый сердцу хребет Куэнь-Луня, а за ним – «Гора божественной владычицы», и «Пять сокровищ снегов», и сама «Владычица белых снегов», и все писанное и неписанное, все сказанное и несказанное.

«Между Иртышом и Аргунью, через Кокуши, через Богогорше, по самому Ергору едет всадник»» ... (9).

«В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад» (7).

««Курумчинские кузнецы» - странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья. Общепринятые деления на гуннов, аланов, готов - разбиваются на множество необъясненных подразделений. Настолько все неизвестно, что монеты с определенными датами иногда попадают в совершенно несоответственные времени установленных периодов. Оленьи камни, керексуры, каменные бабы, стены безымянных городов хотя и описаны и сосчитаны, но пути народов еще на выявлены. Как замечательны ткани из последних гуннских могил, которые дополнили знаменитые сибирские древности» (8).

Какое значение имеет Трансгималайская экспедиция?

Н.К. Рерих был выдающимся учёным. Он мог синтезировать различные направления в науке и предвидеть ход научных исследований, новые открытия на сотни лет вперёд. Мыслитель, не знающий границ и мудрости.

Уже в начале 20 века он видел кризисное состояние цивилизации и имел своё видение на поиск путей выхода из него. По его мнению, синтез культур, поиск общих, объединяющих и особенных, взаимообогащающих начал может помочь на этом направлении. Так рождается гипотеза общности культур народов планеты. В связи с этим Н.К. Рерих снаряжает Трансгималайскую экспедицию, которая в 1923-1928 г.г. должна исследовать «колыбель народов» - (как её называл Н.К. Рерих), Алтаегималайскую горную систему в археологическом, геологическом, естественно-научном, историческом, этнографическом и культурологическом аспектах. Находки экспедиций исчислялись тысячами экспонатов. В этот же период художником было написано около пятисот картин и этюдов.

Алтай рассматривается Н.К. Рерихом как один из полюсов геокультурного напряжения системы Алтай-Гималаи. В связи с этим особый интерес вызывает выявление места Алтая в художественном творчестве и культурологических дефинициях мыслителя.

Маршрут Трансгималайской экспедиции был сформирован с учётом выявления ноосферных «магнитов», т.е. посещения и исследования «зон пассионарности (по Л.Н. Гумилёву) или «точек историко-культурной бифуркации» (по М.С. Кагану) для подтверждения гипотезы, высказанной Н.К. Рерихом об истоках евроазиатской культуры, зародившейся в «Срединной Азии», сердце горной системы Алтай-Гималаи.

Не раз звучит у Рериха мысль: «Истинно, Алтай-Гималаи – два магнита, два равновесия, два устоя». Его сын Юрий Николаевич вспоминает: «Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были как бы полюсами единого грандиозного горного мира. Его мысленный взор охватывал весь необъятный простор Внутренней Азии. От вершин Алтая (Белуха, миссия Табун-Богдо в Монгольском Алтае) до вершин Гималаев. Характерно, что снежная вершина Гэпанг, возвышающаяся над избранной Николаем Константиновичем для многих лет жизни долиной Кулу в Западных Гималаях, своими очертаниями живо напоминает далёкую северную Белуху» (10).

Сегодня исследования учёных подтверждают мысль Н.К. Рериха о значении этих «магнитов для движения исторического процесса, считая их движущими силами эволюции. «Естественное подобие могут явить и природные образования, которые как бы дополняют друг друга. Наиболее интересно сравнение культурно-исторических созвучий. Не случайно Н.К. Рерих назвал Алтай и Гималаи двумя магнитами, сравнив их действие с работой сердца» (11).

Некоторые территории Земли являются не просто «чистыми», заповедными местами, а как бы конденсирующими все проявления гео-, био- и духогенеза. «Их роль… аккумулировать и трнсмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля-Космос» (12). Одной из таких мембран или «астрально-ментальных линз», по определению М.Ю. Шишина, является Горный Алтай. Фактически, данный термин – это не что иное, как определение рериховских «магнитов» на языке современной научной мысли, развивающейся в русле философско-естественнонаучного космизма.

Причём нужно брать во внимание не только Горный Алтай, но и весь степной Алтай. И даже больше – всю территорию Сибири как наиболее древнейшую область на планете, которую слабо затронули катаклизмы и изменения.

Н.К. Рерих был выдающимся учёным. Он мог синтезировать различные направления в науке и предвидеть ход научных исследований, новые открытия на сотни лет вперёд. Мыслитель, не знающий границ и мудрости.

Уже в начале 20 века он видел кризисное состояние цивилизации и имел своё видение на поиск путей выхода из него. По его мнению, синтез культур, поиск общих, объединяющих и особенных, взаимообогащающих начал может помочь на этом направлении. Так рождается гипотеза общности культур народов планеты. В связи с этим Н.К. Рерих снаряжает Трансгималайскую экспедицию, которая в 1923-1928 г.г. должна исследовать «колыбель народов» - (как её называл Н.К. Рерих), Алтаегималайскую горную систему в археологическом, геологическом, естественно-научном, историческом, этнографическом и культурологическом аспектах. Находки экспедиций исчислялись тысячами экспонатов. В этот же период художником было написано около пятисот картин и этюдов.

Алтай рассматривается Н.К. Рерихом как один из полюсов геокультурного напряжения системы Алтай-Гималаи. В связи с этим особый интерес вызывает выявление места Алтая в художественном творчестве и культурологических дефинициях мыслителя.

Маршрут Трансгималайской экспедиции был сформирован с учётом выявления ноосферных «магнитов», т.е. посещения и исследования «зон пассионарности (по Л.Н. Гумилёву) или «точек историко-культурной бифуркации» (по М.С. Кагану) для подтверждения гипотезы, высказанной Н.К. Рерихом об истоках евроазиатской культуры, зародившейся в «Срединной Азии», сердце горной системы Алтай-Гималаи.

Не раз звучит у Рериха мысль: «Истинно, Алтай-Гималаи – два магнита, два равновесия, два устоя». Его сын Юрий Николаевич вспоминает: «Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были как бы полюсами единого грандиозного горного мира. Его мысленный взор охватывал весь необъятный простор Внутренней Азии. От вершин Алтая (Белуха, миссия Табун-Богдо в Монгольском Алтае) до вершин Гималаев. Характерно, что снежная вершина Гэпанг, возвышающаяся над избранной Николаем Константиновичем для многих лет жизни долиной Кулу в Западных Гималаях, своими очертаниями живо напоминает далёкую северную Белуху» (10).

Что же привлекало художника и путешественника в этих местах?

Почему он планировал вернуться на Алтай и продолжать исследования?

Почему завещал часть своих картин ближайшему к Алтаю городу, где есть картинная галерея? Таким городом оказался Новосибирск. В г. Барнауле, Бийске и Горно-Алтайске тогда не было художественных музеев.

Почему на последнем полотне, оставшемся незавершённым на мольберте, работу над которым оборвала смерть художника, мы вновь видим Белуху?

Алтай рассматривался Рерихом не только как часть огромного горного мира Азии, но и как «средоточие культурно-энергетических токов: «Алтай - середина Азии» …. Всё центр от четырёх океанов, ….. мировой горе Сумеру … Белая Гора, Белуха – вот тот магнит, который притягивает помыслы народов Сибири, Востока. С ней связано множество легенд и пророчеств» (9).

Здесь, на Алтае, Рерихи должны исследовать условия для дальнейшего эволюционного развития планеты: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предначертано этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра (13).

Сегодня в истории, наряду с другими точками зрения, существует алтаецентристская концепция культуры. В её основе лежит утверждение о том, что Алтай является своеобразным «котлом», в котором переплавлялись племена и народы, движимые лавиной Великого переселения и позже образовавшие современные европейские и азиатские нации и государства. Одним из первых эту мысль высказал Н.К. Рерих: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу». Так, индийский учёный Падмашри В.Р. Риши, отыскивая первоначальную родину арийцев, находит её на Алтае. Он утверждает, что «Родиной арийцев является гора Меру или Сумеру Парбата, как упоминается в некоторых пуранах и Махабхарате…, что Меру в Пуранах - это не что иное, как Алтайские горы в Центральной Азии…, что основное местопребывание Бога Творца, Брахмы, было на самой Меру» (14).

Сравним у Рериха: «…Сибирь – Сумеру. Всё тот же центр от четырёх океанов…» (9). Он однозначно приравнивает Белуху мировой горе Сумеру. Алтайцы называют Белуху: «Ак-Сюмёр», что значит «Белая Сюмёр», где обитает дух Алтая – Алтай –ээзи: «На священной горе Ак-Сюмёр – на самой высокой горе, увенчанной тремя белыми пиками» (15). А также «Кадын-Бажи» (Вершина Катуни) и «Юч-Сюмер» (16). В одной из легенд так разъясняется последнее название Белухи: «Имя Ориона часто связывается с повествованиями о Гесер-хане. На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. Уч – Орион. Сюре – жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона» (17).

Мировое значение, в понимании Н. Рериха, Алтай имеет и потому, что является центральной точкой крупнейшей суши планеты - Евразии, «равным расстоянием от четырёх океанов». Здесь – проблемы разгадок древних образований континентов, геоэнергетических процессов, зарождения народов и их взаимоотношений.

Человек – центр духовной концепции Н.К. Рериха

Человек предстаёт как носитель активного, высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию. Н.К. Рерих выступил с предельно максимальными требованиями к человеку, обществу, искусству. Эти требования определили философскую глубину большинства его живописных произведений, а также смысловую многоуровневость литературного творчества мыслителя.

В космосе постоянно происходят сложнейшие процессы энергоинформационного обмена. В результате его меняется энергетический уровень человека, планеты, Вселенной. В Учении Живой Этики утверждается, что человек призван быть «трансмутатором и конденсатором» космических энергий.

Таким образом, Н.К. Рерих уже в начале 20 века уверенно стоит на научно-обоснованной позиции, что человек является творцом культуры и в рамках этой парадигмы особое место уделяется Алтаю, как особому геокосмическому и историко-культурному пространству, одному из важнейших центров возникновения и распространения мировой культуры.

Н.К. Рерих утверждает уникальность климатических и геологических условий Алтая, богатой флоре и фауне, а также о неразработанности этих богатств и неразвитости промышленности. Потому академик Н.Н. Моисеев считает, что богатство Алтайского и сопредельного ему Енисейского регионов, должны стать в 21 веке «стержнем России».

Сегодня темой человека в Космосе, как активной единицы занимается целый ряд известных учёных с мировым именем: Шипов Г.И., Акимов А.Е. (теория физического вакуума), Казначеев В.П. (исследования биосистем и «живого интеллектуального вещества»), Герловин И.Л. (Теория фундаментального поля), Волченко В.Н. (биоэнергоинформатика) и др. В связи человека и ноосферных магнитов можно назвать и открытие барнаульского исследователя Ильичёвой Н. И., профессора БГПУ, заведующей лабораторией «Творческая одарённость» НИИПУО (Проблем управления образованием) при БГПУ. Она утверждает, что именно на Алтае мы наблюдаем повышенный процент по отношению к общим мировым показателям как одарённых детей (2%), так и слабоумных (тоже 2%). Возможно, это имеет связь с полярными свойствами ноосферных магнитов, о которых упоминалось выше. На основании этого можно предположить, что область действия ноосферного магнита находится далеко за областью Уймонской долины и распространяется на всю Сибирь. И здесь ещё предстоят серьёзные исследования для того, чтобы понять влияние на нашу жизнь этих природных феноменов. И первыми исследователями в этом направлении здесь были Великие Рерихи.

Какое значение имел для Рерихов город Барнаул?

Семья Рерихов в лице Н.К. Рериха, Е.И. Рерих и Ю.Н. Рериха прибыли в г. Барнаул 28 июля 1926 г. в рамках Трансгималайской экспедиции. Этот день для города Барнаула является самым важным хотя бы даже потому, что такой известной личности в мировом масштабе город Барнаул никогда не знал. Рерихи пробыли в г. Барнауле всего сутки, затем они отправились в г. Бийск.

Барнаул – это центр Алтайского края – экономический, общественный, культурный, научный. Город Барнаул имеет гораздо более древнюю историю, чем принято считать традиционно, на что указывают исследования археолога А. Кунгурова. Барнаул – это древнейший город, и он гармонично включен в общую метакосмическую систему всего Горного Алтая и Гималаев. По сути, Алтай начинается с Барнаула. Этот город имеет сокровенное значение, которое на сегодняшний день пока ещё не может быть осмысленно и изучено.

Когда Рерихи были здесь, то от Высокого Учителя, который являлся вдохновителем всего многогранного творчества семьи Рерихов было получено письмо следующего содержания: «Ручаюсь за успех. Примите неслыханную серьёзность момента. Удержите ощущение центра Моей Страны. Бывшее в прошлом — лишь игрушки в сравнении с настоящим. Считаю, как жемчуг, мгновения вашего устремления. Так важно его присутствие. Ужасный ящер угашает огонь ваших шагов. Потому будем держать факел в неприкосновенности. С соизмеримостью Мы будем смотреть на подробности, которые подвержены превратностям, и тем охраним ствол дерева».

Что означает символ Знамени Мира?

-7

Знамя Мира — символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений, исторических памятников. Автором Знамени Мира является Н.К. Рерих. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне двадцать одно государство подписали Пакт Рериха. В дальнейшем принципы Пакта легли в основу заключённой в 1954 году Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В 1955 г. Пакт Культуры был ратифицирован уже тридцатью девятью странами, а в 1968 году их стало уже 59, в том числе и Советский Союз. Идея Пакта Мира в ХХ столетии вызвала широкое движение в защиту памятников культуры.

Целью Пакта стала защита ценностей культуры, искусства и науки всего мира от разрушений как во время войны, так и в мирное время. Согласно этому проекту, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники искусства и архитектуры, общественные и частные коллекции, памятники природы должны считаться нейтральными объектами, быть защищены и уважаемы государствами, присоединившимися к договору.

Три лиловых круга на белом Знамени Мира, обрамлённых в одно кольцо означают синтез религии, науки и искусства в круге культуры, или как прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в круге вечности. Смысл и значение Знамени Мира в вознесении истинной культуры, которая только и может быть залогом процветания человечества во всех сферах жизни.

Под культурой здесь понимается синтез возвышенных и утонченных достижений человечества. Все лучшее, что достигнуто народами, нациями, странами на протяжении их истории, содержится в понятии культуры.

Культура должна вдохновлять на подвиг, творчество, добрые дела, способствовать улучшению жизни людей, объединению стран и народов.

Культура создаётся веками и воплощает в себе высочайшие духовные достижения людей. Такие достижения создаются ценою огромного напряжения и нуждаются в охране и защите. Потому что именно они ведут человечество к вершинам эволюции. Творцы культуры – сокровище народа, потому что они оказались способными пройти путь длительного труда и самоусовершенствования.

Культура находится над всеми областями жизни людей и насыщает их: культура производства, культура общения, культура земледелия и т.д. Без культуры наступает хаос, разложение и раздоры. Культура всегда была тесно связана с религиями, и только культура может объединить их на основе общих ценностей ради мира людей.

Культура сегодняшнего дня далека от истинного понятия культуры и подобна слоёному пирогу к праздничному столу. Культурой по ошибке сегодня называют и разные безобразные малевания и пустоцветные стихи, книги, которые либо опустошают человеческую душу, либо вселяют в неё разрушающий огонь животных страстей.

Великий созидатель и защитник Культуры, Николай Константинович Рерих, еще в начале 20 века писал в своих статьях: «Мы обеднели красотой, все прекрасное исчезло из наших жилищ, из нашего обихода, из нас самих и наших стремлений… В красоте не нуждаются там, где происходит величайшее падение духа, где господствует всемогущая вульгарность, диктующая людям, что видеть и чувствовать». С его точки зрения современная цивилизация утеряла наиважнейший элемент древности – красоту как неотъемлемый атрибут истинной культуры. Для Рериха красота заключалась в первозданной гармонии духа и материи, когда духовный труд и материя были неразделимы.

Знамя мира родственно символу красного креста. И если территория, обозначенная символом красного креста, является нейтральной территорией для воюющих в целях защиты раненых, больных и мирного населения, то символ знамени мира является нейтральной территорией для памятников культуры, включая обслуживающий персонал. Именно поэтому так же, как и Красный Крест, Знамя Мира помогает установлению перемирия и возможности достижения мира в военных условиях. Отсюда и название Знамя Мира.

Николай Рерих настойчиво боролся против разрушения художественных ценностей, активно призывал к охране памятников древнерусского искусства. Варварское разрушение памятников культуры в годы первой мировой войны глубоко возмутило художника. В 1914 году он создаёт плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение прекрасной библиотеки в бельгийском городе Лувене и известного собора в Реймсе.

В наши дни инициативу Пакта Рериха поддерживает всемирная организация ЮНЕСКО. Ею проводится огромная работа по составлению каталогов исторических памятников в разных странах и их охране.

Эту краткую информацию можно закончить словами самого Николая Константиновича: “Не удивительно ли, по-русски слово “мир” единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны. Мир - вселенная и мир - труд мирный, вселенский, посев - творящий, красота мира - победительница”.

Памятник Н.К. Рериху

в Бирюзовой Катуни под названием «Рериху от народа Алтая»

-8

  • 13 сентября 2009 г. на территории туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь»Катунь» (Алтайский район Алтайского края) был открыт памятник Николаю Рериху. Торжественное событие приурочено к 135-летию философа и художника, а также Году Индии в России.
  • В церемонии открытия памятника Николаю Рериху приняли участие Губернатор Алтайского края Александр Карлин, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александр Торшин, публицист Мария Арбатова, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Белоусов и Юрий Шамков, депутат Государственной Думы РФ Николай Герасименко, представители Рериховских центров со всей России.

Организаторы праздника назвали это событие знаковым не только для Алтайского края. Оно является значимым для России и Индии, поскольку в регионе многое непосредственно связано с творческим наследием Николая Рериха.

«Алтайский край в творчестве Николая Рериха занимает особое место, он называл его «сердцем Азии». Вообще это событие очень символично для нашего региона. В этом году мы отмечаем не только 135-летие со дня рождения Николая Рериха, но и 80-летие Василия Макаровича Шукшина. В творчестве этих писателей очень много общего. Это еще одно подтверждение того, что памятник Рериху должен стоять на этой благословенной земле. В последние годы в крае происходят качественные изменения, мы делаем все возможное для его развития и процветания. А эта работа невозможна без присутствия высоких духовных компонентов, таких как любовь к родному краю. Поэтому все, что мы делаем, мы делаем с любовью, как нам и завещал Николай Рерих», - подчеркнул Александр Карлин. Также Губернатор края отметил, что несмотря на то, что идея проекта возникла спонтанно, его воплощение не потребовало много времени. «Это хороший знак для места его расположения – «Бирюзовой Катуни». Хочется верить, что присутствие духа Николая Рериха будет оказывать благотворное воздействие на тех, кто будет здесь находиться», - отметил Александр Карлин.

Примечательно, что в адрес Губернатора края поступило множество телеграмм, со словами поздравлений по случаю открытия памятника. Так, благодарность за приобщение жителей края к творческому наследию Николая Рериха и популяризацию его произведений была выражена в письмах Министерства иностранных дел и Министерства культуры РФ.

Уникальность состоявшегося события отметил также первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александр Торшин: «Памятник устанавливается в непростые времена, когда страна выходит из финансового кризиса. Но это делает событие еще значительнее, поскольку даже в это время здесь, в Алтайском крае, не забывают о духовном воспитании нации». Первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ также выразил благодарность Администрации Алтайского края и всем, кто принял участие в изготовлении памятника, отметив, что такие поступки наилучшим образом характеризуют людей, живущих здесь. По его словам, это «люди, которые куют победу над кризисом».

Право открыть памятник взорам собравшихся было предоставлено Губернатору Алтайского края Александру Карлину и скульптору Владимиру Войчишину.

На этом торжественная церемония открытия памятника художнику, философу и писателю Николаю Рериху не закончилась: ее продолжением стал концерт, в котором приняли участие лучшие творческие коллективы Алтайского края и других регионов страны.

Идея строительства памятника Николаю Рериху возникла на выставке "Таланты Алтайского края" в Государственной Думе. Заместитель председателя Комитета по культуре Александр Тягунов и писательница Мария Арбатова предложили губернатору Александру Карлину создать памятник Николаю Рериху. Узнав, что Владимир Войчишин работает не только с драгоценными металлами и бронзой, но и с камнем – сделал девять скульптур из мрамора, – строительство памятника поручили ему. Он сразу согласился, причем совершенно бесплатно. Он сказал: «Это высокая честь – увековечить образ великого русского писателя, философа и художника, который прославил Алтай еще 80 лет назад в своих картинах и книгах так, как нам и не снилось.

Этот памятник Рериху – единственный в мире, изготовленный из мрамора. Причем все последователи Рериха настаивали именно на белом цвете скульптуры.

Композиция состоит из двух частей: сам бюст сделан из белого мрамора, его специально Владимир заказывал на Урале, потому что на Алтае такого нет. Кусок мрамора весом в две тонны пришлось предварительно просвечивать рентгеном на предмет обнаружения трещин.

Сначала Владимир сделал бюст, а потом под него проработал постамент. Рерих – путешественник, на фотографиях всегда изображен в плаще, поэтому нижняя часть – стилизованное продолжение тела. Это девять тонн мрамора, взятого из Пуштулимского разреза недалеко от Ельцовки.

В чём практическая польза и новизна идей Рерихов?

Суть идей Рерихов заключается в непрестанном непрекращающемся ни на минуту самоусовершенствовании и накоплении знаний, взращивании положительных личностных качеств (человеколюбие, терпимость, великодушие, дружелюбие, искренность, находчивость, ответственность, простота, самообладание, спокойствие, сострадание и др.).

Взявшись за любое, даже маленькое бытовое дело нужно стараться сделать его качественно, красиво и хорошо – с душой и сердцем. Нужно стремиться к согласию, гармонии и миру в отношениях с людьми. Уважительно относиться ко всем верованиям, народам и национальностям.

Изучающий и почитающий идеи Рериха всегда, прежде всего, учёный-исследователь жизни, природы и человека с целью улучшить, обустроить и украсить этот мир, сделать его добрее и человечнее.

Рерихи дали такие знания, которые нельзя взять из других источников. Именно в рериховских книгах находятся «ключи» к пониманию многих религиозных и научных истин. Как сказал сам Н.К. Рерих: « … Я привел тебя к широким рекам и к необъятным озерам. И я тебе показал океан. Видевший бесконечное, не потеряется в конечном …». То есть тот, кто сможет понять строение вселенной, человека и место его в Космосе сможет и лучше адаптироваться к решению простых земных человеческих задач, сможет действительно быть успешным и удачливым, знающим и умеющим. Девиз такой: «Чем больше человек знает и умеет, тем выше его духовный уровень, тем больше пользы он может принести людям». Именно жизнь не для себя, но для помощи человечеству – такой пример жизни дали нам все четверо Рерихов. Идея Общего Блага здесь является основной. Но для того, чтобы помогать людям, нужно сначала самому что-то уметь, самому что-то важное познать. Потому непрестанная учёба и совершенствование-улучшение! В этом основные принципы рериховского Учения, данному миру через Рерихов Великими Учителями человечества. Они несут миру Благо. Они являются источником духовного света, источником Знания. Именно поэтому их и называют Великими Учителями человечества.

Учение Живой Этики – основной труд

24 марта 1920 года Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи начали записи бесед с Великим Учителем, который направлял их на протяжении всей их жизни. Эти записи продолжались до самой смерти Е.И. Рерих. В результате этих записей было составлено так называемое Учение Живой Этики (другое название – Агни-Йога). Учение состоит из 14 книг: Зов, Озарение, Община, Агни-йога, Беспредельность (две части), Иерархия, Сердце, Мир Огненный (три части), Аум, Братство, Надземное. Последние записи Е.И. Рерих ещё находятся в наборе и не были никогда ещё напечатанными в бумаге. Учение Живой Этики является философской доктриной, на которой было основано всё литературное и художественное творчество Н.К. Рериха.

Что утверждает Учение? Прежде всего, Учение Живой Этики есть помощь Высшего Мира человечеству. В книгах Учения даются новые знания о строении мира, о внутреннем строении человека, о новых научных направлениях, в которых должно двигаться человечество, если оно не желает погибнуть от самоуничтожения. Основой Учения является самосовершенствование, культивирование положительных личностных качеств, развитие всестороннего научного знания, активизация творческих энергий на благо всего человечества. По сути, Учение Живой Этики есть руководство по преображению старого мира, основанного на насилии и страхе в новый мир, основанный на рождении в будущем совершенного духовного человека, наделённого новыми возможностями и способностями. Служение Культуре как культу света (Ур – это свет в переводе с лат.).

В третьей книге «Община» есть следующие слова:

«Путник-друг, пойдем вместе. Ночь близка, звери кругом, и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы.

Завтра наш путь долог, и мы можем истомиться. Пойдем вместе. У нас будут праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери и жены, и сестры. Ты же скажешь предание отца о герое и подвиге; будет наш путь общим.

Не наступи на скорпиона и предупреди меня о ехидне. Путник-друг, помни, что мы должны прийти в одно селение горное.

Путник, будь мне другом» (книга «Община», вступление).

А.И., 65; Если спросит вас совсем простой человек; какие задачи Учения? Скажите: чтоб тебе было хорошо жить. Не нужно его загромождать сложными соображениями. Пусть всё его существо проникнется сознанием, что всё Учение заботится об улучшении его жизни. Понятие ответственности придёт после. Первое - возвестите радость и улучшение жизни.

Н, 249; ...Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всём. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений.

ОБ., 30; ...Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому.

ОЗР, 2.2.8; Учение есть лишь открытие занавеси театра. Как чудесно быть исполнителем мировой мистерии!

ЗОВ, 20.11.21; Мои дети, учение жизни, направленное Мною, - кратчайший путь для достижения явления понимания Космоса.

ОЗР., 3.5.17; Учение не кедровые орешки в сахаре. Учение не серебряные бирюльки. Учение есть мощная серебряная руда, назначенная и сбережённая. Учение есть целебная смола, открытая и устремлённая.

Список литературы

1. Мир через Культуру: Сборник. – М: Советский писатель, 1990. 336 с. – с. 23.

2. Сайт в Интернете «Орифламма» - https://www.roerich.com/

3. Рерихи и Россия. (Духовный пламень Рерихов). – Новосибирск: «СВЕТ». – 128 с. – с.20-23.

4. Рерих Н. Алтай-Гималаи: Путевой дневник/ Предисл. К. Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с., с. 239.

5. Рерих Н. Алтай-Гималаи: Путевой дневник/ Предисл. К. Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с., с. 266.

6. Рерих Н.К. Сердце Азии. – Мн.: университетское, 1991. – 96 с., с. 30.

7. Рерих Н.К. Сердце Азии. – Мн.: университетское, 1991. – 96 с. с. 29-30.

8. Рерих Н. Алтай-Гималаи: Путевой дневник/ Предисл. К. Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с., с. 286.

9. Рерих Н. Алтай-Гималаи: Путевой дневник/ Предисл. К. Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с., с. 291.

10. Рерих Ю.Н. Листки воспоминаний. Приключения в горах. М., 1961., с. 57.

11. Лебедев С.Г., Чирятьев М.Н. Особенности исторического процесса в свете Учения Живой Этики// пути восхождения. М., 1995. – с. 137.

12. Шишин М.Ю. Астрально-ментальная линза как особая структура Мира Высшей реальности над территорией Алтая//Алтай-Космос-Микрокосм. Тезисы докладов 2-й международной конференции. Алтай, 1994. – с. 203.

13. Булгаков В. Встречи с художниками. Л., 1968. – с. 268.

14. Падмашри В.Р. Риши. Инидия и Россия//Алтай-Гималаи. Материалы конференции. Новосибирск. 1992. – с. 22.

15. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центральноазиатские влияния. Новосибирск. 1984. – 62.

16. Цесюлевич Л.П. Рерих и Алтай// Перед восходом. 1995.№5(13) – с. 6.

17. Рериховский вестник (январь-декабрь 1991). Санкт-Петербург., Извара – Барнаул-Горно-Алтайск. 1991. – с. 52-53.

18. Жерносенко И.А., Алтай в историко-культурологической концепции Н.К. Рериха, автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук, Санкт-Петербург, 1997, 18 с. – с. 7.

19. Художественная культура Сибири и Алтая: «История и современность. Сборник материалов научных конференций и материалов семинаров. 1998-2000 г.г., Барнаул, ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2001 г., 144 с. – 51.

20. Рерих Н. Алтай-Гималаи: Путевой дневник/ Предисл. К. Брэгдона. – Рига: Виеда, 1992. – 336 с., с. 260.

21. Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи. М., 1974 – с. 238.

22. Книги Учения Живой Этики.

23. Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

24. "И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г. Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

25. Книги Учения Живой Этики: Зов (ЗОВ), Озарение (Оз.), Община (ОБ.), Агни-Йога (А.И.), Надземное (Н.) и др. (Всего 14 книг)