Макромодель SCORE в коучинге

Коучинг – это инновационный тип консультирования и искусство умения задавать правильные вопросы. Иными словами – это процесс сопровождения и поддержки клиента в достижении его целей и развитии внутреннего потенциала, где коуч помогает клиенту осознать свои желания, сформировать план действий и преодолеть препятствия на пути к успеху.

В своей работе коуч постоянно задает вопросы клиенту (иногда неочевидные и будто неуместные, иногда сложные и такие, ответ на которые лежит где-то в глубине подсознания), активно слушает, много проясняет, поддерживает, а иногда фрустрирует клиента. Как правило, за всем этим стоит множество четких и структурных моделей, по которым коуч постепенно проводит коучи, позволяя взглянуть на ситуацию шире и исследовать ее с разных сторон. Знакомство с макромоделями мы начали еще в прошлой статье, где детальнее раскрыли тему модели GROW, сегодня же я предлагаю рассмотреть модель SCORE.

Модель SCORE — эффективная методика сбора информации по запросу клиента по 5 направлениям, что позволяет разложить ситуацию на составляющие и понять, как из точки А достичь точку Б. Впервые модель упоминается в 1987 году специалистами по нейролингвистическому программированию Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном.

Давайте рассмотрим каждый этап отдельно.

СИМПТОМЫ, S – symptoms

На этом этапе важно отследить и зафиксировать «симптомы», то есть обозначить то, что не нравится и доставляет неудобства. Тут важно понять, что чувствует клиент и как реально обстоят дела в текущий момент времени. В рамках этого этапа обозначается проблематика, с которой дальше будет работать коучи.

ПРИЧИНЫ, C – causes

Второй этап подразумевает исследование ситуации и анализ опыта клиента, именно тут мы пытаемся выяснить, какие внешние и внутренний факторы поспособствовали тому, что возникла проблема. Важно отследить, заметить и зафиксировать все препятствия, которые лежат на пути к цели.

РЕЗУЛЬТАТЫ, O – outcomes

Выявив проблематику и проанализировав причины ее возникновения, важно сфокусировать свое внимание на цели, к которой коучи хочет прийти. На третьем шаге фиксируется результат и желаемое состояние, куда стремиться клиент. По возможности, можно использовать микромодель SMART для формулирования конкретной цели.

РЕСУРСЫ, R – resources

На четвертом этапе следует уделить внимание тем ресурсам, которые позволят достичь желаемый результат. К ресурсам можно отнести опыт клиента и сделанные из него выводы, полезные знакомства, приобретенные навыки, финансы, время, энергию и мотивацию коучи. Тут важно акцентировать внимание как на внутреннем потенциале клиента, так и на внешних реальных возможностях.

ЭФФЕКТЫ, E - effects

Финальный этап создает виденье того, какой эффект получит клиент от достижения поставленной цели, причем тут клиент фиксирует эффекты, которые оказывают влияние как на него самого, так и на бизнес, окружение и внешний мир в целом.

Выше представленная последовательность шагов не является строго определенной. Как альтернативный вариант представлю вам следующую этапность S-C-O-E-R. В этом варианте после фиксации желаемых результатов можно сразу обсудить эффекты, которые клиент получит бонусом. Далее имеет смысл проанализировать свои ресурсы и продолжить дальнейшую работу по достижению цели.

Также хочу отметить, что, на мой взгляд, в данной модели отсутствует важный этап – это обозначение конкретных шагов для достижения желаемого результата, декомпозиция цели и фиксация реального плана действий.

Модель SCORE, как и GROW, служит основным алгоритмом взаимодействия с клиентом на протяжении коучинговой сессии. Если клиент изначально приходит с готовой целью, то разумнее использовать модель GROW, так как тут первостепенно мы фиксируем точку Б, куда хотим прийти, а уже потом исследуем реальность, ищем возможности и прописываем план шагов. Если клиент приходит с позицией неопределенности, то модель SCORE будет более информативной, поскольку тут сначала мы концентрируемся на ситуации коучи и причинах ее появления, а уже исходя из этого формулируется цель, куда будет стремиться клиент. SCORE используется тогда, когда клиенту сразу сложно сформулировать желаемый результат, и он испытывает затруднения в обозначении конкретной цели.

Коучинг – это инновационный тип консультирования и искусство умения задавать правильные вопросы.