Макромодель GROW как фундамент коучинга

В своих статьях я постепенно раскрываю тему коучинга и постоянно даю ему определение, вот и сейчас обозначу, что коучинг - это процесс сопровождения и поддержки клиента в достижении его целей и развитии внутреннего потенциала, где коуч помогает клиенту осознать свои желания, сформировать план действий и преодолеть препятствия на пути к успеху. Иными словами – это сопровождение клиента в его поиске решения, где основная задача коуча – не научить чему-либо, а стимулировать процесс самообучения.

В процессе консультирования между коучем и коучи (клиентом) выстраивается диалог, где коуч сопровождает клиента, активно используя различные макро- и микромодели, позволяющие добавить четкость в работу. В целом стоит отметить, что коучинг сам по себе очень структурирован, что позволяет сначала детально исследовать тему запроса, сформулировать конкретную цель, а затем разложить ее на более мелкие задачи, учитывая реальные возможности клиента.

Макромодели - это широкие и общие модели, которые предоставляют клиенту систему для понимания и решения сложных вопросов и проблем. Они часто используются в начале коучингового процесса, чтобы помочь клиенту идентифицировать и изучить области, требующие внимания. Микромодели более узкие, они фокусируются на конкретных аспектах коучингового процесса, определенных проблемах или задачах клиента. Они предлагают более детальные руководства и инструкции для работы с более мелкими задачами.

В это статье я предлагаю познакомиться с базовой макромоделью GROW, которая лежит в фундаменте работы практически с любым запросом. Эта модель была разработана в 1980-х годах одним из родоначальником коучинга Джоном Уитмором и его коллегами. GROW - простая и структурированная методика, которая может быть использована в широком спектре ситуаций. Макромодель представляет из себя четырехступенчатый процесс исследования запроса клиента, где каждый этап обозначен буквой: G– goal, R – reality, O - opportunities, W – what to do.

Далее давайте рассмотрим каждый этап детальнее.

ЦЕЛЬ, G – goal

Основная задача первого этапа – правильно сформулировать цель* в рамках своего коучингового запроса. На этом шаге важно убедиться, что обозначенная точка Б, куда стремиться клиент, действительно для него актуальна и значима, саму же цель важно сделать конкретной, для этого обычно используют микромодель SMART. Примеры вопросов клиенту на этом этапе могут быть сформулированы следующем образом:

  • В каком направлении вы хотели бы поработать, что сейчас вас волнует или тревожит больше всего?
  • Почему ваша цель для вас актуальна?
  • На какие результаты вы рассчитываете?
  • В течение какого времени вы планируете достичь цель?
  • Как вы поймете, что цель достигнута?
  • Что будет, если вы не сможете достичь цель или достигните ее частично?

* если цель оказывается слишком масштабной и долгосрочной, то ее можно разбить на более мелкие и легкодостижимые подцели и дальнейшую работу по GROW проводить именно по подцелям

РЕАЛЬНОСТЬ, R – reality

На втором этапе важно оценить реальность клиента, понять, в какой точке он находится сейчас, критически «отсканировав» текущее положение дел – отметить те точки, где часть работы уже сделана и зафиксировать моменты, которым стоит уделить большее внимание. На этом этапе отлично работают следующие вопросы:

  • Какая ваша точка А? В чем обстоит текущая ситуация, какие вы в этой точке?
  • Как бы вы описали вашу ситуацию/состояние дел, если бы смотрели на нее со стороны?
  • В какой мере вы сможете контролировать получаемый результат?
  • Какие внутренние и внешние ограничения необходимо преодолеть для достижения цели?
  • Есть ли у вас опыт, полезный для рассматриваемого направления? Какие выводы сделаны?
  • Если визуализировать вас на шкале от 0 до 10, где 0 – это полное отсутствие навыков, опыта и промежуточных результатов, а 10 – это уверенно достигнутая цель на 100%, то на какой отметке вы находитесь?

ВОЗМОЖНОСТИ, O - opportunities

На третьем этапе, после исследования текущего обстоятельства дел коучи, можно переходить к поиску реальных вариантов и возможностей, которые смогут способствовать достижению поставленной цели или просто помогут продвинуться вперед. Коуч может фокусировать внимание клиента через эти вопросы:

  • Какие ваши сильные стороны?
  • Кто/что вас поддерживает и мотивирует?
  • Как бы вы действовали, если бы были руководителем/бизнес-партнером/клиентом?
  • Какие навыки, связи, идеи у вас уже есть, которые могут помочь в достижении цели?
  • Какие возможности принесут больший результат? Какие из возможностей потребуют от вас наименьших усилий?
  • Какие преимущества и недостатки у обозначенных выше возможностей?

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, W – what to do

На последнем этапе клиент разрабатывает стратегию - обозначает четкий план действий, с конкретными шагами и оценкой ресурсов, учитывая выше проделанную работу. Следующие вопросы отлично подходят для завершающего этапа:

  • Что вы собираетесь делать? Какими возможностями планируете воспользоваться?
  • Как вы думаете, что можно сделать прямо сейчас/в течение ближайшей недели?
  • На какие промежуточные результаты вы ориентированы?
  • Какие дедлайны ставите для достижения промежуточных результатов и финальной цели?
  • Какие есть альтернативные варианты шагов, дающие полное или частичное решение вопроса?
  • Что вы сделаете, когда цель будет достигнута?

Важно отметить, что коуч может не являться экспертом в отношении запроса клиента, не дает ему конкретных рекомендаций и решений. Это означает, что коучи должен самостоятельно отвечать на вопросы в рамках каждого этапа, искать основные или сопутствующие шаги, брать на себя ответственность за выполнение каждой подзадачи. Коуч же скорее сопровождает клиента на каждом этапе, помогает комплексно взглянуть на ситуацию, поддерживает, а иногда фрустрирует клиента, задавая ему не всегда очевидные вопросы.

В своих статьях я постепенно раскрываю тему коучинга и постоянно даю ему определение, вот и сейчас обозначу, что коучинг - это процесс сопровождения и поддержки клиента в достижении его целей и...