Советский Союз не мог похвастаться большим ассортиментом автомобилей, которые выпускали автомобильные заводы страны. Но на предприятиях постоянно шла работа, воплощали в жизнь новые идеи, велась разработка и конструирование новых интересных моделей автомобилей. Как раз одним из таких был минивэн ИЖ-042.
В конце 80-х годов в столичном предприятии создавался восьмиместный фургон АЗЛК-3733. На Ижевском автомобильном заводе конструкторы тоже загорелись идеей создать свой собственный микроавтобус. Так ИЖ-042 создавался на пике соперничества со столичным предприятием. К 1991 году микроавтобус был уже готов. Ижевцы за короткий срок сконструировали автомобиль, а за год построили опытный образец минивэна. Всем было понятно, что микроавтобус построенный так быстро был еще полностью не доработан. Но из-за того, что эта была новая концепция, делала она машину перспективной.
При создании конструкторы ориентировались на микроавтобус из Японии Suzuki Every. Один экземпляр специально был куплен заводом для его изучения. В планах у разработчика не было такого, чтобы полностью скопировать "японца". Уже изначально отечественный автобус был больше и тяжелее. Несмотря на это все равно во внешнем виде советского автомобиля прослеживались японские черты.
Опытный образец ИЖ-042 имел пластиковый кузов, который был построен на трубчатом каркасе. В дальнейшем планировали пластиковые панели кузова заменять на металлические панели, которые можно было с легкостью снимать. Фарам и свету вообще не уделили никакого внимания, они просто были позаимствованы у легкого автомобиля который производился в то время на заводе. У конструкторов в планах не было создавать новую оптику, так как это было экономически невыгодно. Несмотря на это для 90-х годов минивэн смотрелся стильно и современно.
Салон отечественного автобуса был очень просторный и предусматривалось три ряда сидений (7 посадочных мест). Вес прототипа составлял 1100 кг. Все элементы и материалы, которые применялись в салоне были позаимствованы у серийных отечественных автомобилей. Большинство деталей было взято от хэтчбека ИЖ-2126. Передняя подвеска была независимой пружинной. Задняя подвеска рессорная вместе с мостом была взята от ИЖ-2717. Специально, так как предполагалась повышенная грузоподъёмность. Были применены специальные шины, которые тоже выдерживали бы большую нагрузку.
ИЖ-042 был оснащен механической коробкой переключения передач на пять ступеней. В качестве силового агрегата был применен бензиновый двигатель объёмом 1,8 литра мощностью 99 лошадиных сил. Разработчики планировали, что с таким силовым агрегатом автобус сможет развивать скорость до 100 км/ч. 100 км ИЖ-042 должен был набирать за 12 секунд. Расход топлива на 100 км пути предположительно должен был составлять 13-14 литров. Топливный бак сделали объемом 60 литров, благодаря чему у микроавтобуса был приличный запас хода.
Минивэн ИЖ-042 был действительно перспективной моделью в 90-х годах. Планировалось автомобиль в скором времени отправить на испытания. Но планам не суждено было сбыться. Почему? Да потому что ему также не повезло, как и многим другим проектам не только на Ижевском автомобильном заводе, но и на других советских автомобильных заводах. Ему просто удосужилось появиться в тяжелое время для страны. Именно тогда, когда начался распад Советского Союза. В 90-е сложности испытывали практически все автомобильные предприятия, поэтому было не до создания новых автомобилей. Тем более речи вообще не шло о продолжении работы над уже существующими моделями. Государству было не до автомобильной промышленности, оно решало более важные для страны вопросы. Работа над проектом была полностью оставлена, навсегда.
Что случилось с единственным опытным образцом советского микроавтобуса ИЖ-042? Сейчас он находится в Заводском музее Ижевского автозавода. Известно, что в 1996 году его наблюдали на улице на территории автомобильного завода. При чем в очень удручающем состоянии. Так как несколько лет его не щадило ни солнце, ни дожди. Автомобиль был весь грязный, часть деталей кузова и салона отсутствовали видимо, постарались люди. Отсутствовали зеркала заднего вида. Но потом все-таки советский минивэн привели в порядок и отреставрировали. Вместо оригинальных зеркал на отреставрированный музейный экспонат пришлось установить от Лады "Гранта".
Оказалось, что Ижевский автомобильный завод за свое существование разрабатывал и создавал много интересных и перспективных автомобилей. У предприятия есть музей, где можно познакомиться с многими концептами. В том числе и с микроавтобусом ИЖ-042.