Те (называющие себя: креативный класс), кто побежали из страны (и от народа, которого они называют: Уралвагонзавод) от СВО, духовно воспитывались давно, тоже уехавшими в итоге, только из СССР, художниками.
Тут я вернусь к привычке описывать картины аналогами (по сходству или по противоположности) из моей жизни.
Недавно я подвергся панической атаке (так это называется в медицине). У меня сбилось дыхание, и я как бы увидел смерть. Не спал две ночи подряд. Еле мог передвигаться по квартире. А главное – испытывал отвращение при попытке читать некую диссертацию, чтоб превратить её в свою заметку. А это (заметки и вокруг них) оказались практически единственным содержанием моей жизни. Прибирать я прекратил, борщ варить – тоже, но и раньше это содержанием моей жизни не являлось. Я стал ощущать себя ноль-человеком. Я полдня сидел, закрыв глаза, дремая без мыслей, а другие полдня смотрел, не вникая, детективы на ЦТВ.
И думаю теперь, когда вылечился, что так – как на ноль-людей – смотрит креативный класс на народ.
Их, некоторых (если не многих) креативность сомнительна. Мне при столкновении так повезло, что не один человек оказался тёмным, на свой лад, человеком. Но духовная элита в конце СССР, оппозиционные художники, конечно, тёмными не были, вернее были, но настолько, насколько требует их художественное бытие (слишком умные – плохие художники).
Янкилевский – из той духовной элиты.
Уже и отца своего от считал отсталым совком (тот читает жёлтую – аж по цвету – прессу и в опущенных наушниках ушанки в метро). А уж про остальных, массу, художник думает, что те вообще умеют не думать, в бодрствующем состоянии.
Откуда-то когда-то выписал:
«Когда наблюдаешь представителей первобытных племен, то можно заметить, что на малейшее раздражение, выводящее их из дремоты, они стараются исчезнуть. Могут сидеть часами неподвижно, когда же их спрашиваешь: «А что вы делаете? О чем думаете?» – они обижаются и говорят: «Только сумасшедшие думают – они держат мысли в своей голове. Мы не думаем»».
Эти человекообразные дыры, понимай, в стене вагона – образ ноль-людей. Они смотрят в окна вагона метро на какие-то проносящиеся кабели туннеля – и это вся их умственная деятельность.
И вот Янкилевский, понимая, что это крайнее мнение, а отца он всё-таки любит, мечется между крайностями. – Потму автопортрет – эти метания.
.
Меня навели на этого художника и эту картину хвалебные слова в мае 2011 года историка искусства Киры Долининой, перед пиком протестной активности в декабре.
13 января 2024 г.