Найти тему

Автопутешествие на север. Часть 1 - Карельская... Дни 1 и 2

Оглавление

По некоторым причинам выезжали мы в самое дачное время. Встреча была назначена уже на трассе М18, сразу же за мостом через р. Волхов (60 04 559 N; 32 20 400 E)....

К содержанию: https://dzen.ru/a/ZaJ0rR0qSEdO45Gb

День 1 (СБ, 7 июля)

Перегон: Санкт-Петербург - Волхов (Иссад; 60 04 559 N; 32 20 400 E) - Лодейное Поле - Петрозаводск - Шуя (61 53 920 N; 34 14 058 E) - Марциальные воды (62 09 459 N; 33 54 213 E) - Гирвас (62 28 082 N; 33 40 828 E).

Расстояние: 420 (аппроксимация ломанными; на самом деле от Гирваса до Питера примерно 510).

По сути погрузка вещей в автомобиль началась еще с вечера, потому как вещей набралось ровно на заполнение салона ... и это без учета байдарки, показавшейся нам жутко необходимой. Пока синий продвигался к месту встречи с юга, мы погрузили часть продуктов в зеленого и слетали в Кронштадт за Серегой.

И вот мы наконец-то встретились.

Если честно, встреча намечалась на 10:30 - 11:30. Опоздали мы примерно на час - полтора, что, вобщем-то, как обычно. Если по дороге до Волхова мы жарили как могли (мы - красный), то после встречи набрали свою крейсерскую 80-ку, неспешно продвигаясь к границе Карелии (скорость была выбрана по пожеланию зеленого).

В первый день пути наша дорога не омрачалась ничем, кроме нескольких небольших дождиков и штрафа за превышение скорости на ДПС-е на границе Республики Карелия. Для еды мы останавливались на первом попавшемся озере (просто отворот с трассы), название которого никто наверное уже и не припомнит. В общем озеро как озеро, исторической или географической ценности не представляет... от Ленобласти отличается только тем, что больно уж там чисто. Хотя народ присутствует (сказывается близость к трассе).

Фотографии озера и дороги к нему:

-2
-3
-4
-5
-6

После короткого обеда мы продолжили неспешный путь на север. Столь вальяжное передвижение позволило нам не только обжиться по машинам, ставшим нам домом на ближайшие 2 недели, но и привыкнуть к тонкостям радиообмена при движении в колонне.

-7

Оставив в стороне Петрозаводск (на ДПС-е свернув на Мурманск; 61 49 408 N; 34 13 053 E), мы заправились на безымянной заправке Бэнди. Далее, свернув на старую Мурманскую трассу, достаточно быстро оказались в Марциальных водах (62 09 459 N; 33 54 213 E). Чего только не приходилось мне читать об этом курорте, но вот уже второй год его посещаю, и второй год не могу понять, зачем. Старые домики, скважины... Да я и минералку-то не особо люблю.

-8
-9
-10
-11
-12

Как и в прошлом году, мы, как говорится, отметились, и поехали дальше. До Гирваса (62 28 082 N; 33 40 828 E) нам оставалось меньше 50-ти км.

Гирвас - достаточно длинный населенный пункт. Начинается он с первого водоспуска, потом развилка. Налево - старая мурманка; направо - в сторону Поор-порога и новой мурманки. Мы поехали направо; через некоторое время населенный пункт заканчивается.

-13

Еще на стадии составления маршрута у нас был выбор, какую стоянку обозначить местом "привыкания к лесу" и акклиматизации. Выбрали Гирвас и, вроде бы, не зря. Даже если отвлечься от величественных водоспусков и столь понравившейся нам в прошлом году "гранитной страны" (которые мы рассматривали только на следующий день), сама природа в этом месте постаралась создать максимально комфортные условия. Небольшие озерца, расположенные террасами и соединенные между собой перекатами и водопадиками, оставляют неизгладимое впечатление (62 28 260 N; 33 43 080 E). Север в принципе впечатляет, но есть среди всего множества болот и озер места, куда хочется возвращаться снова и снова. Одно из них - Гирвас.

-14
-15
-16
-17

До Гирваса мы добрались еще засветло и нам очень повезло, когда мы в субботу вечером на запланированной стоянке не обнаружили ни одного человека (стоянка была запланирована около Поор-порога; отворот с трассы на Поор-порог следует искать сразу же после таблички с зачеркнутым названием населенного пункта - первый ОЧЕВИДНЫЙ поворот. Может быть в будущем поставлю там точку на местности).

Быстро поставившись, мы отправились купаться. Первый вечер на природе коротко можно охарактеризовать как "первые впечатления, первые комары и первое пиво в дороге".

-18
-19
-20
-21

День 2 (ВС)

Перегон: покатались.
Расстояние: смешное.

-22

День начался, естественно, с купания...

-23
-24

...и небольшой прогулки по окрестным лесам.

-25
-26

Кстати, в этом году мы умудрились найти старую разрушенную мельницу, относительно происхождения которой так и не пришли к общему мнению. Находится это чудо инженерной мысли чуть ниже по течению "бывшей р.Суны" относительно Поор-порога (ее легко найти, если идти вдоль воды, придерживаясь правого берега).

-27

Через мельницу проходит отдельный рукав реки, начинающийся в одном из заливчиков, образованных дамбами. А чуть выше по течению он преграждается таким же разрушенным шлюзом, единственный способ переправиться через который - это пройти по тоненькому катающемуся бревнышку, придерживаясь руками за верхнюю перекладину.

-28

Чуть поодаль мы нашли несколько удобных стоянок (подъезды к которым можно будет в будущем исследовать на машине) и металлическую "балду", которая торчит прямо из земли около воды. На "балде" значится загадочная надпись "M II C".

Если удаляться от воды, то приходится сначала преодолеть крутой подъем, который видимо когда-то являлся берегом полноводной р. Суны.

-29

Дальше начинается "ступенчатый" и по-северному редкий лес со следами пожарища, исполосованный колесами какого-то большего вездехода (то ли пожар тушил, то ли метки после пожара ставил).

-30
-31

Дневку продолжали уже на стоянке...

Несмотря на то, что в этот день мы твердо решили поматрасничать, за руль все-таки пришлось сесть. Какие-то смутные воспоминания говорили мне, что в точке отварота на Гирвас с новой М18 есть заправка и мы решили этот факт проверить (тем более, что моей машине уже ой-как требовалось вливание топлива). Заправка оказалась действительно хорошей; там в отличии многих мест в Карелии заливают "до полного бака"; есть шиномонтаж (правда, грузовой) и некое подобие кафе с одноразовой посудой (62 28 524 N; 33 48 885 E).

После заправки грех было не покататься по окрестным достопримечательностям, первой из которых была взлетно-посадочная полоса (ВПП). На карте она, естественно, не обозначена и оставляет весьма глубокое впечатление (поиск ВПП проще производить в направлении от заправки, а значит, и от мурманской трассы. Если ехать по отвороту на Гирвас, то нужно будет пройти 2 достаточно резких поворота и увидеть знак отворота направо; для права - он будет единственный; по нему надо отвернуть, а дальше катиться по самой наезженной лесной грунтовке).

Кстати, по дороге на ВПП мы нашли первую неточность в карте: как видно на ее фрагменте, приведенном выше, там на Гирвас по сути есть 2 отворота, верхний и нижний. В реальности нижнего (вдоль реки) просто не существует. При этом, путешествуя по новой мурманке (в сторону Мурманска) в районе точки 62 27 654 N и 33 48 920 E, по левую руку можно увидеть только стену леса.

Но вернусь к взлетно-посадочным достопримечательностям. Когда, видимо, ВПП была окружена сараями / бараками. Сейчас от них не осталось и следа (только аккуратные горки мусора). Только местные грибники и фиговы рейсеры, вроде нас, нарушают покой асфальтированной прямой.

-32
-33
-34

За ВПП находится оз. Пальеозеро, на котором мы не один раз останавливались в прошлом году. Озеро красивое... Но вода относительно Поор-порога холодная, а идти, чтобы получить глубину хотя бы по колено, надо очень и очень долго. Как в прошлом, так и в этом году, мы подходили к озеру со стороны отмеченной на карте отмели. Возможно, следовало поискать стоянку получше.

-35
-36
-37
-38

Желание искупаться появилось только у меня; я мокнулась и мы покатили дальше искать самое интересное. Самым интересным, до чего мы не доехали в прошлом году, была Гирваская ГЭС (62 29 008 N; 33 40 357 E).

Сказать, что "поток воды впечатляет" - значит не сказать ничего. ГЭС это всегда величественное зрелище, тем более, если ради него перекрывают такую реку, как Суна. А в данном случае старое русло реки было перекрыто плотиной с водоспуском (вторым в Гирвасе), а вода направлена через отдельный канал под огромное здание ГЭС, огражденное колючей проволокой. Между двумя водными путями - что-то вроде островка, с которого мы и любовались окрестностями.

-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46

После прохода через ГЭС вода попадает в Пальеозеро. Возникает ощущение, что протока, благодаря которой это происходит, - дело рук человеческих.

-47
-48

Поскольку нам не для всех стоянок удавалось найти достойное описание в доступных источниках, случалось, что мы искали красивые виды только при помощи карты. Согласно карте этой местности, именно такой вид можно было "поймать" с мостика между Гирвасом и Койкарами (вид на каньон Пионерный; 62 27 348 N; 33 39 647 E).

Мы не с первого раза нашли поворот в Гирвасе на дорожку, соединяющую 2 деревни, но мостик нас поразил с первого же взгляда.

Вот так выглядит этот мост. Интересно, когда по нему проезжала последняя машина?
Вот так выглядит этот мост. Интересно, когда по нему проезжала последняя машина?

К слову, каньон Пионерный не представляет собой ничего интересного...

-50

Наверное это был настоящий каньон в те времена, когда ГЭС просто не существовало.

Последней точкой нашей прогулки стал водоспуск, который мы впервые посетили еще в прошлом году (62 27 345 N; 33 40 199 E). К слову, в этом году был заметен прогресс: кусты внизу вырублены, а через шлюз просачивается раза в 2 больше воды, чем в прошлом.

-51
-52
-53
-54

После водоспуска мы до закрытия магазинов еще успели заехать в деревенский магазин за ингридиентами к ухе и отправились догуливать дневку на стоянку, где уже готовилась копченая рыбка. А пока она доходила до готовности, мы искупались и попытались прогуляться по берегу реки до "белой скалы", которую было видно от мельницы.

-55

К скале мы так и не дошли, но зато на одной из открытых точек набрели на разрушенный бункер.

-56

Вечер в лагере закончился матрасничеством... Чтобы избавиться от всяких разных насекомых, мы выбрались попить пива прямо на бывшее русло р.Суны на плотину.

-57
-58
Сталактиты и сталагниты на плотине (стоит она не так давно, но влияние воды, просачивающейся через породу, еще как заметно!
Сталактиты и сталагниты на плотине (стоит она не так давно, но влияние воды, просачивающейся через породу, еще как заметно!
-60

Следующая часть: https://dzen.ru/a/Zad67h0vzyiZEtcC

К содержанию: https://dzen.ru/a/ZaJ0rR0qSEdO45Gb