Найти в Дзене

Веб-навигация: настраиваем правильно

Оглавление

При создании и модернизации сайта особое внимание следует уделить веб-навигации. Благодаря ее успешной настройке пользователи с большей долей вероятности смогут найти интересующую их информацию, что обеспечит рост спроса на Ваши товар (услугу).

Что такое веб-навигация и почему не стоит ей пренебрегать?

Веб-навигация (юзабилити) – система приемов, элементов, обеспечивающих переход на сайте от одной страницы к другой. Она является важным элементом пользовательского опыта и одним из ключевых инструментов управления поведением пользователей.

Веб-навигация реализуется в различных формах, нет четких правил ее организации. Неофициальное правило состоит в том, что пользователь должен попасть на нужную страницу максимум за 3 клика.

Оценка удобства использования сайта сводится к 5 компонентам:

  • результативность – достижение пользователем конечной цели – нахождение релевантной информации, оформление заказа и так далее;
  • эффективность – количество времени, которое потребовалось пользователю для достижения конечной цели;
  • привлекательность интерфейса – оптимальное, гармоничное расположение элементов, ускоряющее процесс работы на сайте и способное вызвать позитивную реакцию пользователей от работы с ним;
  • устойчивость к ошибкам – наличие на сайте сервисов, предотвращающих ошибки пользователей (например всплывающие подсказки об ошибке при заполнении формы);
  • легкость освоения – навигация должна быть доступной и понятной.

Веб-навигация оказывает влияние на:

  • трафик – плохая навигация снижает ваш рейтинг в поисковой  выдаче;
  • продажи и привлечение новых клиентов – если пользователь не сможет эффективно использовать сайт, он не предоставит свою личную информацию или не совершит покупку;
  • лояльность к бренду;
  • восприятие бренда и его репутацию – неудачная навигация на сайте даже при качественной продукции заставит пользователей задуматься о совершении покупки в магазине с более продуманным и удобным сайтом;
  • доступность –  сайт должно быть одинаково удобно просматривать с использованием как мыши, так и клавиатуры для прокрутки. Также не стоит забывать о людях с инвалидностью.

Элементы навигации сайта

Меню– панель со ссылками на основные разделы сайта. Бывает трех видов:
– горизонтальное – самое распространенное;

– вертикальное – ссылки в правой или левой части сайта (на примере меню ресторана лаконично расположилось в правой части экрана);

– меню-гамбургер – ссылки скрыты с помощью специального значка (чаще всего используют три параллельные горизонтальные черты). Актуально для сайтов, где важно сохранить место на главной странице.

При оформлении меню обратите внимание на следующие моменты:шрифт должен быть читаемым;
названия категорий, страниц, на которые ведет ссылка, должны быть понятными, однозначными;
тот раздел, где находится пользователь, должен быть выделен цветом или иным образом;
меню не должно быть громоздким, чтобы пользователю не пришлось прокручивать страницу, продумайте удобную и емкую структуру сайта, при необходимости сократите количество категорий.
Меню– панель со ссылками на основные разделы сайта. Бывает трех видов: – горизонтальное – самое распространенное; – вертикальное – ссылки в правой или левой части сайта (на примере меню ресторана лаконично расположилось в правой части экрана); – меню-гамбургер – ссылки скрыты с помощью специального значка (чаще всего используют три параллельные горизонтальные черты). Актуально для сайтов, где важно сохранить место на главной странице. При оформлении меню обратите внимание на следующие моменты:шрифт должен быть читаемым; названия категорий, страниц, на которые ведет ссылка, должны быть понятными, однозначными; тот раздел, где находится пользователь, должен быть выделен цветом или иным образом; меню не должно быть громоздким, чтобы пользователю не пришлось прокручивать страницу, продумайте удобную и емкую структуру сайта, при необходимости сократите количество категорий.
Логотип компании – разместите его на всех страницах и добавьте на него ссылку на главную страницу (чтобы облегчить пользователю переход). Также для возврата на главную страницу можно использовать кнопки «Главная» или значок «Домой».(Логотип компании продублирован на каждой странице и выполняет роль ссылки на главную страницу)
(А здесь кнопка “Главная” служит ссылкой для перехода наглавную страницу)
Логотип компании – разместите его на всех страницах и добавьте на него ссылку на главную страницу (чтобы облегчить пользователю переход). Также для возврата на главную страницу можно использовать кнопки «Главная» или значок «Домой».(Логотип компании продублирован на каждой странице и выполняет роль ссылки на главную страницу) (А здесь кнопка “Главная” служит ссылкой для перехода наглавную страницу)
Чтобы облегчить восприятие контента – добавьте иконки (вместо текстовых ссылок). Желательно сделать их в едином стиле и использовать понятные изображения, очевидные для каждого пользователя, либо сопроводить каждую иконку подписью.
Чтобы облегчить восприятие контента – добавьте иконки (вместо текстовых ссылок). Желательно сделать их в едином стиле и использовать понятные изображения, очевидные для каждого пользователя, либо сопроводить каждую иконку подписью.
«Хлебные крошки» – интересный прием в навигации сайта. Это вспомогательный инструмент, который показывает весь путь до страницы, на который находится пользователь в данный момент. При этом каждая ссылка кликабельна и позволяет поднять в соответствующий раздел, который просматривался ранее.
«Хлебные крошки» – интересный прием в навигации сайта. Это вспомогательный инструмент, который показывает весь путь до страницы, на который находится пользователь в данный момент. При этом каждая ссылка кликабельна и позволяет поднять в соответствующий раздел, который просматривался ранее.
Футер (или подвал) – нижняя часть сайта. Продублируйте на ней для удобства пользователей все разделы сайта, контакты Вашей компании, а также ссылки на обязательные документы, соглашения и правила пользования ресурсом.  Если Вы предлагаете на сайте услугу – не лишним будет добавить в футер CTA, или call-to-action – это, в широком смысле, триггер, который помогает целевому посетителю совершить конверсию. Здесь такой призыв будет очень кстати.
Примеры нестандартной навигации на сайте
Иногда, чтобы выделяться среди конкурентов разработчики проявляют креативность и демонстрируют необычные решения  навигации на сайте. Горизонтальный скроллинг
Использование элементов навигации на главном экране в виде различных изображений (вместо привычных текстовых ссылок и кнопок).
Использование интерактивной 3D карты. Такое решение актуально если, например, у Вас сеть кофеен, расположенных в разных районах города. Вы можете расположить их на карте и при нажатии на каждый из объектов пользователь получит информацию о нем (режим работы, ассортимент, фотографии интерьера и прочее).
Панорамная навигация. С помощью нее можно создать эффект присутствия, полного погружения (интересное решение, к примеру, для базы отдыха). Интерактивная история на главной странице. Изображение «оживает» при скроллинге или нажатии на ссылки, что также способствует «погружению» пользователя и, соответственно, «живости» контента.
Видеофильм на главной странице сайта. Вы можете рассказать историю своего бренда, показать технологию изготовления Вашего товара и познакомить пользователя со всеми тонкостями этого процесса.
Футер (или подвал) – нижняя часть сайта. Продублируйте на ней для удобства пользователей все разделы сайта, контакты Вашей компании, а также ссылки на обязательные документы, соглашения и правила пользования ресурсом.  Если Вы предлагаете на сайте услугу – не лишним будет добавить в футер CTA, или call-to-action – это, в широком смысле, триггер, который помогает целевому посетителю совершить конверсию. Здесь такой призыв будет очень кстати. Примеры нестандартной навигации на сайте Иногда, чтобы выделяться среди конкурентов разработчики проявляют креативность и демонстрируют необычные решения  навигации на сайте. Горизонтальный скроллинг Использование элементов навигации на главном экране в виде различных изображений (вместо привычных текстовых ссылок и кнопок). Использование интерактивной 3D карты. Такое решение актуально если, например, у Вас сеть кофеен, расположенных в разных районах города. Вы можете расположить их на карте и при нажатии на каждый из объектов пользователь получит информацию о нем (режим работы, ассортимент, фотографии интерьера и прочее). Панорамная навигация. С помощью нее можно создать эффект присутствия, полного погружения (интересное решение, к примеру, для базы отдыха). Интерактивная история на главной странице. Изображение «оживает» при скроллинге или нажатии на ссылки, что также способствует «погружению» пользователя и, соответственно, «живости» контента. Видеофильм на главной странице сайта. Вы можете рассказать историю своего бренда, показать технологию изготовления Вашего товара и познакомить пользователя со всеми тонкостями этого процесса.

Нестандартная навигация – отличный способ выделиться, но в погоне за уникальностью не стоит забывать о важности доступной и понятной навигации для пользователей.

Некоторые общие рекомендации по веб-навигации:

  • не перегружайте меню и футер – оптимизируйте их, не «раздувайте» большим количеством ссылок. Отталкивайтесь от самых частых запросов – они помогут определить потребности пользователей и, как следствие, что следует взять за основу категоризации контента;
  • используйте выпадающее меню – с ним сайт будет выглядеть более организованным;
  • придерживайтесь традиционных мест размещения информации (вверху страницы, или в боковом меню – основная информация, внизу страницы – контакты);
  • используйте понятные символы и значки вместо слов;
  • будьте ориентированы на пользователей – убедитесь, что навигация по сайту построена с учетом их потребностей;
  • убедитесь, что навигация адаптивна к мобильным устройствам;
  • проведите исследование – вместо того, чтобы просто читать о навигации, проанализируйте сайты лидеров рынка в Вашей отрасли, или те сайты, которые Вы считаете удобными в использовании.

Источники: https://localiq.co.uk/blog/website-navigation-best-practices-with-examples
https://www.idbi.ru/blogs/blog/navigatsiya-v-dizayne-sayta?ysclid=lr4qn1bn2p825335058