Это то, о чем точно не пишут в инструкциях к автомобилям и предпочитают не упоминать в рекламе – редкие, а местами разоблачительные факты о моторных маслах, о которых знают немногие. Проверьте себя: какие из них вам были известны ранее, а о чем вы узнали, лишь дочитав эту статью до конца!
1. Моторное масло изобрели позже двигателя, а изобретателем был врач.
Первый работоспособный двухтактный двигатель внутреннего сгорания был сконструирован в 1860 году бельгийским механиком Жаном Этьеном Ленуаром. Первое же моторное масло изобрел американец Джон Эллис, и произошло это 13-ю годами позже, в 1873 году. Более того, изобретение это было случайным, как и сам Эллис был далек от автомеханики: изучал свойства сырой нефти, чтобы использовать сугубо в своей профессиональной области, коей была медицина. А вышло, что изобрел, а затем и запатентовал автомобильную смазку, а заодно и первый рыночный бренд моторных масел. Об этой истории мы, кстати, писали в самой первой статье нашего канала.
2. Первая «синтетика» – изобретение нацистов.
Все именно так: первыми синтетическое моторное масло разработали ученые нацистской Германии во время Второй мировой войны. Когда фашистские войска вторглись в пределы государств Восточной Европы, они столкнулись с необходимостью в смазочных материалах, которые бы выдерживали характерные для новой местности суровые погоды. «Минералка», которую использовали до этого, в условиях восточно-европейской зимы застывала, и военная техника немцев выходила из строя. Так что пришлось помозговать, в результате чего на свет появилось моторное масло с синтетическими добавками, улучшающими характеристики и свойства базового масла при воздействии низких температур. Иными словами, немецкие ученые первыми добавили в базу присадки, за что их, пожалуй, можно поблагодарить, закрыв глаза на то, под каким неблаговидным предлогом они до этого додумались.
3. Оригинальных масел от автопроизводителей не существует.
Мы уже об этом писали и не устаем повторять, что на свете нет ни одного автоконцерна, который бы сам под себя производил смазочные материалы. Все, что попадает внутрь двигателя на конвейере, заказывается у сторонних компаний, которых производитель авто подбирает тендерным методом (и довольно часто меняет). Таким образом, все, что выпускается на рынок как моторные масла OEM, то бишь оригинальные, — это продукция от сторонних производителей смазочных материалов, помещенная в канистры с логотипом автопроизводителя.
4. Все необходимые присадки уже есть в масле.
Любое современное масло – сложный микс из базы и целого перечня химических добавок, которые принято называть присадками. Без них ни один продукт не пройдет положенные тесты и испытания, а значит, не будет допущен на рынок. Фигурально выражаясь, противоизносные присадки в качественном моторном масле для бензинового двигателя – это такой же обязательный и неотъемлемый компонент, как пробиотики в кефире. Другое дело, что маркетологи научились преподносить нам это как некое исключительное преимущество.
А если учесть еще и тот факт, что все существующие на рынке присадки к моторным маслам в настоящее время производит ограниченное число компаний, основные из которых: Lubrizol, Infineum, Afton и Chevron, — становится совершенно понятно, что ни одна марка моторных масел не может похвастаться исключительностью пакета присадок. Другое дело — как именно и в каком соотношении создатели масел их используют, но как раз об этом рынок умалчивает, потому как истинный состав своих продуктов производители чаще всего держат в секрете – по крайней мере, от широкой публики.
5. При редкой езде масло нужно менять чаще.
Парадокс, но это так. Причем объяснение простое, а точнее, их два. Во-первых, в двигателе машины, которая чаще стоит, нежели движется, накапливается влага. В результате часть ресурса масла уходит на то, чтобы эту влагу удалить, пока при очередном «холодном» запуске двигатель прогревается до рабочих температур. Во-вторых, масло способно окисляться само по себе, даже если машина просто стоит. Ведь двигатель не герметично закрытая канистра, в него попадает конденсат из влажного воздуха. Плюс присутствует контакт смазочного материала с металлом самого двигателя. А раз так, то дни масла, коль скоро оно уже туда залито, сочтены. Таким образом, если вы залили в машину свежее масло, после чего она на всю зиму отправилась в гараж, весной лучше сделать полную замену смазочного материала, даже если по факту автомобиль не проехал и метра.
6. До 2/3 моторных масел на рынке – контрафакт.
Увы, но это так. По различным оценкам, объем поддельных автомобильных масел сейчас составляет 30 до 50 % от общего числа имеющихся на рынке, а в отдельных регионах этот показатель достигает 70 %. Подделывают, в основном, продукцию известных брендов, которые ушли из России в результате введенных санкций. Самыми подделываемыми сейчас являются такие марки, как Mobil, Toyota, Castrol, NGN, Shell, BARDAHL и Liqui Moly. Все они продолжают присутствовать на полках российских магазинов, однако поручиться за их качество сегодня никто не готов.
Но есть и хорошая новость: в России по-прежнему есть некоторое число официально поставляемых импортных брендов, которые пока не начали подделывать. Так, южнокорейский бренд HYUNDAI XTeer, в силу не столь высокой популярности среди автовладельцев, для производителей контрафакта интереса пока не представляет. Зато по качеству эти масла популярным маркам не уступают и имеют действующие сертификаты API по самым актуальным допускам. И это тоже факт, который стоит иметь в виду!
Ну как, узнали вы что-нибудь новое про автомасла из нашей статьи? Подписывайтесь на канал Hyundai XTeer — узнаете и не такое!