Найти в Дзене
c.i.h.

Палимпсест в архитектуре

Изначально термин Палимпсест служил определением рукописного текста, написанному на писчем материале, после того, как он был целиком или частично очищен от прежнего текста, более ранних произведений, частично или полностью поврежденных. Термин также применим и в музыке в живописи, например, средневековые мастера делали новые изображения по старым росписям в храмах. Позднее он стал определением для любого произведения визуального искусства, написанного или сделанного поверх уже имеющегося изображения / текста / объекта, или с использованием уже готовых объектов как медиаматериала в процессе создания арт-объекта.
Палимпсест в архитектуре определяется как способ реконструкции по принципу преемственности архитектуры, её адаптации к современности.

Реконструкция церкви Chiesa Diruta
Реконструкция церкви Chiesa Diruta

Это достигается путем встраивания в старинный архитектурный комплекс элементов современных стилей, добавлением современных деталей и материалов. Палимпсест можно рассматривать как наложение слоев друг на друга, сохранение следов предыдущих исторических эпох.
Фасад здания, на котором присутствуют декоративные или конструктивные элементы, приобретенные им на протяжении нескольких столетий, также является палимпсестом.
История архитектуры также включает здания, которые подвергались трансформациям, добавлениям, изменениям функционального использования, или здания, выстроенные из повторно использованных строительных материалов.

-2

Филипп Робер (архитектор, занимающийся реконструкцией) в своих исследованиях относится к палимпсесту как к концептуальному инструменту в архитектурном творчестве и выделяет основные аспекты применения палимпсеста:

1) Здание в стиле
Когда стоит задача, чтобы современный объект гармонично вписался в пространство окружающих построек, ему добавляют элементы определенных более ранних стилей, либо изначально разрабатывают концепцию здания в определенным стиле, либо концепция создания единого пространственно-временного континуума за счет использования «памяти места»);

2) Форма-функция
Когда первоначальная функция объекта утрачивает актуальность необходима реконструкция в соответствии с измененной функцией здания, гармонирующая с исторической формой здания. «Во избежание противоречия между старой оболочкой и современными требованиями, рождение нового единого объекта должно предполагать не простое наложение, а синтез как конструктивных, так и архитектурных элементов». (Клод Соуси).
Новая функция должна иметь смысл приближенный к первоначальному. Например, устройство церкви внутри языческого храма.

3) Объемы и пространства
Когда объем сооружения слишком большой для предполагаемого использования необходимо изменение структуры пространства здания с сохранением основного объема и конструктивных элементов с целью извлечения практического максимума от использования пространства, размещение нескольких функций (например, магазины на первых этажах, офисы и/или жилье на верхних этажах).
Пример: современные квартиры в средневековых дворцах Италии.

-3

4) Старые конструкции и декор — отношения между новыми функциональными задачами сооружения и существующими зданиями за счет контраста между разными по природе элементами или за счет гармонии элементов, создающих визуальную целостность здания); стилистическое переосмысление деталей.

5) Архитектура интерьера (использование старых конструкций, таких как лестницы, антресоли, несущие конструкции, в проектах интерьеров реконструируемых зданий). При реконструкции большое внимание должно уделяться разработкой новых интерьеров, пространственных и световых эффектов и функциональных связей (например, возведение здания рядом с другим (Музей архитектуры во Франкфурте) или перекрытие двора стеклянной крышей.)

-4

Реконструкция должна быть функционально, эстетически и экономически оправдана. Поэтому каждый объект должен быть тщательно изучен, проанализирован, и по этим данным подобран индивидуальный подход к реконструкции.

Выделяют следующие типы архитектурного палимпсеста:

  1. Стилистический
  2. Функциональный
  3. Адаптивный
Бывшая фабрика Van Nelle, Роттердам, Нидерланды (интерьер) Ныне — арт-пространство
Бывшая фабрика Van Nelle, Роттердам, Нидерланды (интерьер) Ныне — арт-пространство

Пример функционального палимпсеста, так как поменялось именно назначение пространства с сохранением первоначального облика, предметным наполнением интерьеров, добавлением акцентов и удалением лишнего.

Бывшая фабрика Van Nelle, Роттердам, Нидерланды
Бывшая фабрика Van Nelle, Роттердам, Нидерланды

Пример преобразования функции с сохранением исторического следа (сохранены участки железнодорожного полотна) — от инженерно-промышленной до рекреационно-коммуникативной. Как мы видим, авторы проекта вдохнули новую жизнь в эту территорию, реанимировали и адаптировали к новым потребностям горожан, организовав зеленое пространство для отдыха.

High Line Park — парк на рельсах (бывшая железнодорожная ветвь), Нью-Йорк, США
High Line Park — парк на рельсах (бывшая железнодорожная ветвь), Нью-Йорк, США
Римский театр Марцелла, построенный в начале эры, в средние века стал крепостью, а потом дворцом
Римский театр Марцелла, построенный в начале эры, в средние века стал крепостью, а потом дворцом

Преобразование заброшенной ткацкой фабрики в одну из крупнейших современных офисных, рекреационных центров с жилыми корпусами.

Бывшая текстильная фабрика «Даниловская мануфактура», Москва, Россия
Бывшая текстильная фабрика «Даниловская мануфактура», Москва, Россия

Была сохранена “промышленная эстетика”, добавлены современные детали, получился яркий контраст стекла и металла с кирпичом. Яркий пример удачного перепрофилирования производственного здания, даже при условии, что здания такого назначения реконструировать сложно из-за расположения в городе и больших объёмах пространства.

Базилика — культурный центр (Санпедор, Испания) Общественно-культурное пространство на месте руин бывшего женского монастыря XVIII века
Базилика — культурный центр (Санпедор, Испания) Общественно-культурное пространство на месте руин бывшего женского монастыря XVIII века
Археологический центр «La Almoina» в Валенсии — это невероятных размеров музей истории города, расположенный под землей на месте остатков древнего города
Археологический центр «La Almoina» в Валенсии — это невероятных размеров музей истории города, расположенный под землей на месте остатков древнего города
Москва. Дом на Страстном бульваре, в архитектуре которого читаются 4 эпохи: композиция классического дома с угловой ротондой, эклектичная декорация фасада и конструктивистская обстройка, переосмысленная современными дизайнерами. Задача объема офисного здания — выигрышно оттенять дом на первом плане
Москва. Дом на Страстном бульваре, в архитектуре которого читаются 4 эпохи: композиция классического дома с угловой ротондой, эклектичная декорация фасада и конструктивистская обстройка, переосмысленная современными дизайнерами. Задача объема офисного здания — выигрышно оттенять дом на первом плане

А также: