Найти в Дзене

Правда ли Вермахт был силён ещё и тылом

Как известно, к началу войны немецкая пехотная дивизия было по численности личного состава существенно больше, чем стрелковая дивизия РККА. В Вермахте аж 17 734 человек, а в Красной Армии лишь 14 483 человека. При этом, о чём я не раз упоминал, по штату советская дивизии была сильнее немецкой — в ней было больше пехоты и большинства видов вооружения. Объяснение тому обычно дают такое — разница в личном составе дивизий аж на три с лишним тысячи человек, не особо влияла на боевой состав, ибо приходилась в основном на тыловые подразделения, которые в Вермахте были заметно больше. Как знают мои читатели, я не люблю общие рассуждения, а предпочитаю конкретные цифры. Потому, предлагаю более внимательно ознакомиться с тыловыми частями обеих дивизий. В любом случае про тылы пишут редко и, как выяснилось, в этом вопросе немало путаницы. Начать предлагаю с того, без чего, увы, на войне никак не получается — с ранений. С убитыми понятно, а тех, кому «повезло» быть только раненым, надо спасать. Са

Как известно, к началу войны немецкая пехотная дивизия было по численности личного состава существенно больше, чем стрелковая дивизия РККА. В Вермахте аж 17 734 человек, а в Красной Армии лишь 14 483 человека.

При этом, о чём я не раз упоминал, по штату советская дивизии была сильнее немецкой — в ней было больше пехоты и большинства видов вооружения.

Объяснение тому обычно дают такое — разница в личном составе дивизий аж на три с лишним тысячи человек, не особо влияла на боевой состав, ибо приходилась в основном на тыловые подразделения, которые в Вермахте были заметно больше.

Как знают мои читатели, я не люблю общие рассуждения, а предпочитаю конкретные цифры.

Потому, предлагаю более внимательно ознакомиться с тыловыми частями обеих дивизий. В любом случае про тылы пишут редко и, как выяснилось, в этом вопросе немало путаницы.

Начать предлагаю с того, без чего, увы, на войне никак не получается — с ранений. С убитыми понятно, а тех, кому «повезло» быть только раненым, надо спасать.

Санитарная служба дивизии (Sanitätsdienste) включала:

  • 1-ю медицинскую роту на конной тяге — Sanitätskompanie (bespannt): 6 офицеров, 3 чиновника, 164 унтер-офицера и солдата (санитары, носильщики, водители и др.), 18 конных повозок, 9 верховых и 36 запряжных лошадей, 2 легковых и 2 грузовых автомобиль, 2 мотоцикла.
  • 2-ю моторизованную медицинскую роту — Sanitätskompanie (mot): 6 офицеров, 3 чиновника, 157 унтер-офицеров и солдат, 4 легковых и 21 грузовой автомобиль, 6 мотоциклов (4 с коляской).

В каждой роте 1-й взвод занимался эвакуацией раненых до перевязочного пункта, 2-й организовывал до двух перевязочных пунктов, 3-й взвод был резервным, он усиливал работу 2-го взвода, или создавал дополнительный пункт сбора раненых, также занимался обработкой легкораненых. В каждой медицинской роте также имелась полевая аптека (Feldapotheke) и стоматологическая станция (Zahnstation).

  • Полевой госпиталь — Feldlazarett (mot): 6 офицеров (врачей), 4 чиновника и 66 солдат, 6 автомобилей, 11 грузовиков и 2 мотоцикла с коляской. Госпиталь располагал палатками, где можно было организовать операционную, палату и перевязочный пункт, располагал 200-300 койко-местами.
  • Два взвода санитарных машин — Krankenkraftwagenzüge: 1 офицер, 40 унтер-офицеров и солдат, 1 легковой, 2 грузовых и 12 санитарных автомобилей. Предназначались для перевозки раненых от перевязочных пунктов войск к тыловым приёмным пунктам, госпиталям, санитарным поездам или самолётам.

Численность личного состава дивизионных медицинских частей составляла в ходе войны от 487 человек в 1939 году до 681 в 1942 году.

Надо отметить, что в каждой роте имелся унтер-офицер медицинской службы (медбрат) и санитар. В батальонах имелся врач, два медбрата и восемь санитаров. Свой врач имелся и в каждом полку. Задача медицинских служб на уровне батальона и полка заключалась в эвакуации раненых с поля боя, оказания им первой помощи. Важной составляющей медицинских служб являлся полковой или батальонный (у сапёров) оркестр, которой во время боя помогал медикам с эвакуацией раненых.

Давайте сравним с медико-санитарным батальоном советской стрелковой дивизии. В составе батальона штаб, комендантское отделение, медицинская и госпитальная роты, эвакуационно-транспортный взвод, отделение электриков, транспортный взвод, служба медицинского снабжения, хозяйственный взвод. Всего в медсанбате 51 человек комначсостава (офицеры), 46 человек младшего начсостава и 156 рядовых, 1 легковой, 25 грузовых и 24 специальных автомобиля.

Подробно на 1941 год не нашёл, но под рукой как раз документ по штату гвардейской стрелковой дивизии на 1944 год. Состав медсанбата хоть и уменьшился, но в целом структура осталась, так что можно изучить:

В стрелковом полку у нас была медицинская рота: 5 человек комначсостава, 11 младшего комсостава и 40 рядовых. В стрелковом батальоне санитарный взвод — 1 человек комначсостава, 3 младшего комсостава и 4 рядовых, в стрелковой роте санитарное отделение — 1 человек младшего комсостава и 4 рядовых.

Как видим, по общей численности личного состава в Вермахте медицинская служба была побольше.

Кроме людей, на войне страдали и лошади. Которых жалко особенно — уж они точно не причём. Ими занимались ветеринарные службы.

В пехотной дивизии Вермахта имелась ветеринарная рота — Veterinärkompanie, которая занималась лечением 5375 положенных по штату верховых, артиллерийских и обозных лошадей. В роте 6 ветеринаров-офицеров, 1 чиновник, 24 унтер-офицера, 302 солдата, 88 лошадей, 21 повозка, 1 легковой и 9 грузовых автомобилей, 3 мотоцикла.

В стрелковой дивизии РККА по штату лошадей было меньше — 3039, для их лечения был ветеринарный госпиталь, в количестве 3 человека комначсостава (врачи) и 10 рядовых. Ещё 1 ветеринар был в артиллерийском полку.

Теперь давайте перейдём к службам снабжения (Nachschubdienste).

При штабе службы снабжения было 6 офицеров, 24 унтер-офицера и рядовых, 24 легковых и 3 грузовых автомобиля, 4 мотоцикла.

Три малые моторизованные колонны снабжения (kleine Kraftwagen-Kolonnen) — 3 офицера, 90 унтер-офицеров и рядовых, 3 легковых и 33 3-тонных грузовых автомобиля, 11 мотоциклов. Грузоподъёмность колонны — 30 тонн.

Три малые гужевые колонны снабжения (kleine bespannte Kolonnen): 3 офицера, 90 унтер-офицеров и рядовых, 36 двуконных повозок (грузоподъёмностью по 700 кг), 3 легковых автомобиля и 6 мотоциклов.

Колонна снабжения горючим (kleine Kraftwagen-Kolonne für Betriebs-Stoff) — 1 офицер, 34 унтер-офицера и рядовых, 1 легковой автомобиль, 11 бензовозов (ёмкостью по 25 куб м), 3 мотоцикла.

Ремонтная рота (Werkstattkompanie) — 1 офицер, 7 чиновников и инженеров, 94 унтер-офицера и рядовых, 6 легковых и 19 грузовых автомобилей, 4 прицепа, 6 мотоциклов. В роте три взвода: ремонтный (Werkstattzug), оружейный (Waffenmeisterzug) и ремонта автотранспорта (Kfz- Instandsetzungszug).

Рота снабжения (Nachschubkompanie) — 5 офицеров, 240 унтер-офицеров и рядовых, 1 легковой и 14 грузовых автомобилей, 7 мотоциклов.

***

Ещё одна служба тыла дивизии Вермахта Verwaltungsdienste дословно переводится как административная, но лучше переводить как хозяйственная.

В её подчинении:

  • Моторизованная хлебопекарная рота — Bäckereikompanie (mot): 2 офицера, 2 чиновника, 138 унтер-офицеров и рядовых, 5 автомобилей, 24 грузовика (7 с прицепом, 5 с походными пекарнями на буксире), 6 мотоциклов. Могла выпекать 12 000 буханок весом 1.5 кг ежедневно;
  • Моторизованный скотобойный взвод— Schlächtereizug (mot): 1 офицер, 1 чиновник, 42 унтер-офицера и рядовых, 1 легковой и 6 грузовых автомобилей, 3 мотоцикла. Мог ежедневно забивать 15 голов крупного рогатого скота, 120 свиней или 240 овец, и производить до 3000 кг колбасных изделий. Для производства копчёностей имелась передвижная коптильня;
  • Интендантский отряд — Verpflegungsamt: 7 чиновников, 15 унтер-офицеров и рядовых, 1 легковой и 3 грузовых автомобиля, 1 мотоцикл без коляски. Занималась распределением боеприпасов, продовольствия и всего прочего. Полный суточный рацион полной численности дивизии составлял около 30 тонн продуктов в сутки (без учёта кормового рациона для лошадей, который составлял ещё около 70 тонн).

***

Ещё из тыловых служб имелись:

  • Полевая почта — Feldpostamt (mot): 1 почтмейстер, 17 чиновников; 2 легковых и 2 грузовых автомобиля;
  • Полевая жандармерия (Feldgendarmerietrupp): 2 офицера, 29 унтер-офицеров и 6 рядовых, 7 легковых и 1 грузовой автомобили, 3 мотоцикла.

Это в дивизии, а в пехотном полку имелись:

  • Лёгкая пехотная колонна полка (leichte Infanteriekolonne) перевозила боеприпасы. В колонне три взвода, в каждом по 8 повозок. Всего 54 человека;
  • Полковой обоз (Regimentstroß) состоял из взвода боевой поддержки, двух интендантских и одного обозного отрядов. Всего (вроде бы) 24 человека и 8 повозок.

***

Теперь давайте посмотрим, как обстояли дела в стрелковой дивизии РККА. Структура была тыловых частей была немного другая.

Отдельный автотранспортный батальон: 32 человека комначсостава, 33 младшего комсостава и 190 рядовых, 1 легковой, 126 грузовых и 15 специальных автомобилей. В составе батальона штаб и партполитаппарат, взвод связи, рота подвоза боеприпасов, взвод подвоза продовольствия и фуража, взвод подвоза ГСМ, отделение подвоза, ремонтно-восстановительный взвод, отделение аварийного ремонта, склад боеприпасов, склад военно-хозяйственного имущества, хозяйственная часть. То есть автобат — это не транспортная часть, как иногда считают, а снабженческая.

Отдел интендантского снабжения: 5 человек комначсостава.

Служба артиллерийского снабжения: 5 человек комначсостава.

Полевой автохлебозавод: 2 человека комначсостава, 12 младшего комсостава и 109 рядовых, 16 грузовых автомобилей.

Гурт скота: 1 человек младшего комсостава и 8 рядовых, 1 грузовой автомобиль.

Походные артиллерийские мастерские: 6 человек комначсостава, 21 младшего комсостава и 18 рядовых, 5 специальных автомобилей и 1 трактор.

Походные обувные ремонтные мастерские: 22 человека.

Отдельный взвод регулировщиков: 1 человек комначсостава, 3 младшего комсостава и 29 рядовых, 2 грузовых автомобиля.

Комендантский взвод: 1 человек комначсостава, 2 младшего комсостава и 12 рядовых.

Отделение полевой почты: 19 человек.

Это была в дивизии, а в стрелковом полку имелись хозяйственная часть (15 человек), транспортная рота (107 человек, 86 повозок), мастерские боепитания (17 человек), мастерские обозно-вещевой службы (17 человек).

Ещё одна тыловая часть дивизии Вермахта — полевой запасной батальон (Feldersatzbataillon). Интересно, что его, то учитывают при подсчёте численности дивизии, то забывают. Поэтому, когда приводят численность пехотной дивизии в 16 858 человек, то это без запасного батальона, а когда 17 734 человек, то с запасным батальоном. По штату в батальоне 876 человек, но данная часть имеет постоянный и переменный личный состав. Думаю, это понятно, поскольку задача батальона — подготовка пополнения. В запасной стрелковой роте (Schützenersatzkompanien), если я правильно нашёл информацию, было 24 человека постоянного и 174 человека переменного состава. В 1944 году в запасном батальоне было 17 офицеров, 1 чиновник, 97 унтер-офицеров и 60 рядовых постоянного состава (всего 175 человек), плюс 750 унтер-офицеров и рядовых переменного состава.

В стрелковых дивизиях РККА на начальном периоде войны аналогичных частей не было, они появились уже позже — учебный и запасной батальоны.

Думаю, на этом обзор тыловых частей надо завершать. Несмотря на общую для всех армий схему тылового обеспечения, структура тыловых частей Вермахта и РККА всё-таки отличалась. Так что сравнивать впрямую не получается. Тем более, что мы ещё не учли уровни батальонов, дивизионов, рот и батарей, где тоже были свои тыловые структуры. Так что до глубокого анализа дойти крайне сложно.

Могу лишь добавить, что на дивизионные тыл Вермахта по штату приходилось 2756 человек (включая 876 человек в запасном батальоне), тогда как в стрелковой дивизии РККА получается всего 807 человек. Но это без учёта полковых и батальонных тылов.

Но, понятно, что тыловые структуры немецкой дивизии в целом многочисленнее. А про качество говорить сложно, а оценить — тем более.

В любом случае теперь вы можете лучше себе представить устройство тыла в Вермахте, да и в РККА тоже.

Уже когда публиковал статью нашёл документы советской разведки 1944 года об устройстве тыла Вермахта. Думаю любопытно:

-3

Я же ещё лишь порекомендую вам мою статью:

Мифы и заблуждения про артиллерию Вермахта