Найти в Дзене
Чудесные истории

Ангелы в христианском искусстве. Часть 8

Предыдущая статья: Начало истории: Изображения ангелов, утвержденные Священным Писанием Помимо изображений ангелов в искусстве в соответствии с воображением отдельных художников, существуют два важных класса сюжетов с ангелами, один из которых опирается на Священное Писание, а другой — на авторитет Священных Сказаний. Первое упоминание об ангелах в Ветхом Завете встречается в третьей главе Бытия в связи с херувимами, которые находились на востоке Эдемского сада и охраняли путь к Древу Жизни. Прекрасные изображения на эту тему столь же редки, сколь и красивы. В картинах часто сочетаются изысканный сад, сияющие херувимы и ослепительный свет пылающего меча, создавая великолепный эффект. Ангелы также упоминаются в связи с историей Авраама. Жертвоприношение Исаака всегда была популярной темой у художников, поскольку оно показывает решимость Авраама принести в жертву своего драгоценного сына, символизирующую готовность Божественного Отца отдать своего возлюбленного Сына для спасения челове

Предыдущая статья:

Начало истории:

Изображения ангелов, утвержденные Священным Писанием

Помимо изображений ангелов в искусстве в соответствии с воображением отдельных художников, существуют два важных класса сюжетов с ангелами, один из которых опирается на Священное Писание, а другой — на авторитет Священных Сказаний.

Первое упоминание об ангелах в Ветхом Завете встречается в третьей главе Бытия в связи с херувимами, которые находились на востоке Эдемского сада и охраняли путь к Древу Жизни.

Прекрасные изображения на эту тему столь же редки, сколь и красивы.

В картинах часто сочетаются изысканный сад, сияющие херувимы и ослепительный свет пылающего меча, создавая великолепный эффект.

Мазаччо
Мазаччо

Ангелы также упоминаются в связи с историей Авраама.

Жертвоприношение Исаака всегда была популярной темой у художников, поскольку оно показывает решимость Авраама принести в жертву своего драгоценного сына, символизирующую готовность Божественного Отца отдать своего возлюбленного Сына для спасения человечества.

Появление ангела, препятствующего совершению жертвоприношения, изображалось на картинах множество раз.

Рембрандт «Жертвоприношение Авраама», 1635 г. Эрмитаж
Рембрандт «Жертвоприношение Авраама», 1635 г. Эрмитаж

Картина Рембрандта потрясает. Она очень реалистична.

Эта же сцена, написанная Тицианом и выставленная в церкви Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции, входит в число самых знаменитых работ этого великого мастера.

Тициан
Тициан

Хотя в истории Агари (родившей от Авраама) также упоминаются ангелы, этот сюжет редко изображался. Чаще показывалось изгнание Агари из дома в пустыню.

Симоне Кантарини «Архангел Михаил с Агарью и Измаилом в пустыне», 1630 г.
Симоне Кантарини «Архангел Михаил с Агарью и Измаилом в пустыне», 1630 г.

«Сон Иакова» из 28-й главы Бытия описывает видение Иакова о лестнице, ведущей к небу, с поднимающимися и спускающимися по ней ангелами, широко представлен в искусстве.

Однако каждая интерпретация различается по изображению как ангелов, так и лестницы.

Иллюстрация Уильяма Блейка к истории Иова "Когда утренние звезды пели вместе, и все сыны Божьи кричали от радости" известна своим необычным представлением ангелов.

Блейк показывает их потусторонность, что редко можно увидеть в работах других художников его эпохи.

Об этой картине писали: “Его ангелы скорее парят, чем летают, и в своих полупрозрачных драпировках, кажется, вот-вот растворятся в свете и любви; и его радующиеся ангелы видят, как они посылают свои голоса к утренним звездами, которые, поя во славе своей, движутся”.

Уильям Блейк
Уильям Блейк

Картина Рафаэля «Видение Иезекииля», выставленная в галерее Питти во Флоренции, была написана для графа Эрколани Болонского, много раз гравировалась и копировалась.

Иегова изображен восседающим во славе херувимских голов, которые почти незаметны из-за чрезвычайной яркости, описанной в тексте:

И увидел я как цвет янтаря, как вид огня вокруг него, от вида чресл его и вверху, и от вида чресл его, и внизу. Я видел как бы вид огня, и он имел сияние вокруг.

В связи с этим текстом Иегова предстает частично обнаженным: его верхняя часть обнажена, а нижняя часть его тела прикрыта красной драпировкой.

Под Иеговой находятся четыре животных, символизирующие евангелистов: херувим, лев, бык и орел.

Рафаэля «Видение Иезекииля»
Рафаэля «Видение Иезекииля»

Особенно поражает небо на этой картине; серые тучи разбегаются, раскрывая видение.

Эта картина подверглась критике из-за изображения обнаженной фигуры Иеговы; и считалось, что это более подходящее изображение для Юпитера, чем для Всемогущего.

Несмотря на это критику, очевидно, что сам текст оправдывает такую интерпретацию Рафаэлем.

Маловероятно, что существует изображение, более точно отражающее символическую природу «Четырех зверей».

Точное подражание природе, появившееся позднее в других произведениях искусства, противоречит сакральному характеру, свойственному этим эмблемам.

Продолжение: