Триллеры о похищении детей всегда вызывают противоречивые эмоции. Вроде бы и мерзко, отвратительно, но оторваться сложно. «Кислород» итальянского писателя Саши Наспини (я долго была искренне уверена, что автор женщина, но нет) немного не такой. Это история о похищении ребенка, в которой мерзости я не нашла. Но мурашки в комплекте вполне себе прилагались.
Сюжет
Девочку в возрасте восьми лет крадут недалеко от дома. И находят ее спустя 14 лет. Живую. Прикованную цепями внутри контейнера. И совершенно не дезориентированную, потому что ее похититель (это не спойлер, это известно с самого начала книги) – профессор, который все это время ее учил. Каждая глава книги – оценка истории и ситуации с точки зрения одного из действующих героев: самой девочки, профессора, его сына (который будет пытаться наладить с девочкой контакт), ее подруги и кое-кого еще.
Плюсы
Тот случай, когда после прочтения книги я полезла за чужими отзывами. И они меня несколько удивили. Пишут, что книга посредственная. Не соглашусь. Мне лично эта история зашла, показалась выписана достаточно тонко – ровно настолько, насколько это было нужно. Наспини выбрал интересный способ отражения, когда каждый герой видит ситуацию со своей точки зрения. И эти точки не перемежаются, а рассказываются от начала до конца, открывая нам историю со все новой стороны. То же самое, кстати, сделала Ася Володина в «Протагонисте».
Поведение жертвы и ее семьи можно сравнить с карточным домиком. Семья – это тот самый домик. Если вытащить одну карту, то домик развалится. И со временем его можно построить заново уже без этой карты. Но если потом попытаться встроить вытащенную карту обратно, то все развалится вновь. Так и здесь. Вернувшаяся девочка (девушка) чужеродна. Ей рады, но искренности и спокойствия до конца не находится.
Этот психологический триллер остался бы на полке аналогичных, если бы не цель профессора, укравшего девочку. Он делал это не из каких-то низменных насильственных побуждений (хотя автор прямо дает понять, что преступник не невинная овечка, он маньяк и убийца). Но в первую очередь он хотел посмотреть за поведением, за реакциями. За тем, что будет, если с ней не разговаривать. И что будет, если начать ее обучать. Будет ли она жадно хватать знания? И как она будет стремиться к книгам, если они станут предметом награды, а их отсутствие станет предметом наказания за ее поведение?
И еще одна деталь есть в книге в конце, спойлерить ее не буду. Но один из героев не вписывается в общую канву. Тот момент, когда сначала не поняла, а потом каааак поняла и ух что началось.
Минусы
Книжка тонкая, а героев предостаточно. Мне кажется, можно было раскрыть ситуацию дальше, показать все то же с точки зрения и других героев. Сделать книгу еще чуть глубже. Но может быть мне просто не хотелось расставаться с историей.
Итог
Это аккуратный психологический триллер о похищении ребенка, интеллектуальном психопате и его исследованиях жертвы. Думаю, зайдет даже тем, кто чувствителен к таким темам. Прибавим сюда нестандартный вариант написания, когда каждая новая глава написана от лица нового героя. Мне понравилось.