Операция США и их союзников «Страж процветания» против йеменских хуситов стала реальностью. В ночь на 12 января военные корабли и авиация США и Великобритании нанесли серию ударов по хуситским логистическим центрам, системам ПВО и складам оружия. Хуситские новостные каналы сообщили о попаданиях по международным аэропортам Ходейды и Таизза и авиабазе аль-Дайлами к северу от столицы Йемена Саны.
Вашингтон и Лондон заявили, что это стало ответом на обстрелы торговых судов в Красном море, и на атаки хуситов на американские и британские военные корабли, охраняющие судоходство в регионе.
Пока операция носит ограниченный характер. Ни учреждения хуситской администрации, ни военная инфраструктура налётам не подверглась. Хотя последней вряд ли возможно нанести серьёзный урон с воздуха: хуситские вооружённые силы – это в основном племенные ополчения, бойцы которых живут в своих домах, и собираются по мере необходимости.
Другое дело, что сложная техника – баллистические и крылатые ракеты, дроны, средства связи, радиолокации и наведения – имеются у хуситов в относительно небольших количествах. Их поставляет Иран (в Йемене могут лишь собрать кое-что несложное из импортных деталей). Теперь, когда в Красном море курсируют американские и британские корабли, а крупные аэропорты повреждены, поставки сложной техники крайне затруднены. Скорее всего, интенсивность хуситских атак против морских целей резко снизится, либо хуситам придётся использовать примитивные неуправляемые ракеты (их можно делать на месте), но их эффективность крайне мала.
Военная операция почти наверняка не развернётся в нечто более масштабное, и тем менее вероятно, что перейдёт в сухопутное вторжение. Потому, что международное участие в войне с хуситами оказалось гораздо более вялым, чем рассчитывали в Вашингтоне и Лондоне. О поддержке удара заявили Австралия, Канада, Дания, Германия, Нидерланды, Новая Зеландия и Южная Корея, а из арабских стран – только Бахрейн. Молчат главный интересант прекращения хуситских обстрелов – Египет, и долго воевавшая с хуситами Саудовская Аравия (Э-Рияд всё это время просил США не наносить удары по хуситам, и до сих пор продолжает переговоры с ними). Отмалчиваются даже ОАЭ, контролирующие антихуситские группировки в Южном Йемене.
Почему они молчат – понятно: с точки зрения арабской «улицы» хуситы воюют с Израилем, и США с Великобританией бомбят хуситов в его поддержку. Саудовская Аравия долго и неудачно воевала с хуситами, и с трудом вышла из этой войны. Её поддерживали египетские воинские части, тихо исчезнувшие из Йемена после заключения перемирия. Тем более, что Египет имеет собственный опыт войны в Йемене: в 1962-78 гг. 70-тысячная армия по приказу Г.А.Насера воевала на стороне йеменских республиканцев против монархистов (это были те самые шиитские племена севера страны, составившие потом движение хуситов). Понеся большие потери и ничего не добившись, египтяне покинули Йемен.
Только Бахрейн исходит из принципа «всё равно хуже не будет». Потому, что около 60% жителей этой суннитской монархии – шииты, симпатизирующие Ирану. Они лишены доступа к властным структурам, считают себя угнетёнными и в 2011 г. подняли восстание, подавленное армией. Дипломатические отношения с Ираном разорваны. Так что терять Бахрейну всё равно нечего, и он примкнул к антихуситской коалиции.
Не участвуют в военной операции и некоторые крупные страны НАТО. Испанское правительство с самого начала высказывалось против силовых действий в отношении хуситов. Италия тоже не участвует. Даже Франция, ещё недавно заявлявшая, что в случае бездействия других государств она сама нанесёт по хуситам удар, внезапно «слилась».
Так что международная поддержка у США и Великобритании по йеменскому вопросу получилась слабая. В этих условиях, скорее всего, можно ожидать локальных ударов по хуситским позициям – и не более.
Другое дело, что возможно обострение ситуации вокруг Ирана. Буквально за сутки до удара по хуситам иранцы захватили нефтяной танкер «Сент-Николас» (бывший «Суэц Раджан»). В апреле это судно было захвачено и конфисковано американцами за нарушение нефтяных санкций против Ирана, и теперь Иран его вернул. Что расценено в США как оскорбление.
Поскольку это не первое нападение иранцев или их союзников за пределами Красного моря (недавно неизвестные атаковали индийское судно в Аравийском море), эти действия могут спровоцировать гораздо более серьёзный военный кризис, чем операция «Страж процветания».