Рижская автобусная фабрика в Советском Союзе считалась популярным и перспективным предприятием. В 80-х годах была начата работа над новым автобусом, он должен был заменить уже устаревший РАФ-2203. Который выпускался на протяжении 21 года.
Руководство завода на весь Советский Союз объявил конкурс на разработку лучшего дизайна для автобуса. В нем участвовали не только работники завода, но и несколько дизайнеров со всего Советского Союза. Но первые места в конкурсе заняли заводские таланты и это никого даже не удивляло. Ведь на заводе работали талантливые люди. Так началась более активная работа над автобусом.
Позднее был изготовлен макет автобуса масштаба 1:5. Ему дали название М-1. С начало руководство завода поставило условие, чтобы автобус обладал исключительно передним приводом. Как макет был построен стало известно, что есть некоторые проблемы с комплектующими узлами. Поэтому, чтобы оптимизировать затраты, необходимо, как и прежде применить классический задний привод.
Займы под залог авто в СПБ: 6467373.ru
Конструкторы очень огорчились, когда узнали, что им придется отказываться от перспективного переднего привода. Но они так хотели, чтобы появился новый автобус, поэтому все равно продолжили работу над своим проектом. Вся работа была практически проведена заново. Когда автомобиль был почти готов во второй раз, сменившееся руководство завода решило, что все-таки передний привод для нового автобуса будет самое лучшее решение. К тому же было принято решение, что будет использоваться вагонная компоновка. Благодаря опытным конструкторам, дизайнерам и инженерам завода в 1990-м году на улицы Риги выехал первый автобус для прохождения первых испытаний. Новому автобусу дали название РАФ М-1 "Роксана".
После испытаний М-1 был отправлен в Великобританию для доработки. Англичане хорошо поработали над автобусом. Довели до ума не только салон автомобиля, но и кузов. Автобус производился специально, чтобы эксплуатировать его в городе и на междугородних поездках. Салон просторный, в нем могли разместиться до 12 человек. Сиденья удобные, с комфортом можно было преодолевать большие расстояния. Окна большие предоставляли хороший обзор.Внешний вид РАФ М-1 был интересный, обладал прямыми линиями и угловатой формой. Его габариты были подобраны так, что он легко мог справляться с уличным движением.
Через пару лет опытный автобус был показан на выставке в Москве. В реальных условиях, да и на бумагах М-1 "Роксана" показал себя только с лучшей стороны. К автобусу было большое внимание не только отечественных СМИ, но и зарубежных. Хвалили не только за современный внешний вид, но и за техническую часть.
В качестве силового агрегата использовался инжекторный двигатель ЗМЗ-406. Объемом 1,6 литра мощностью 80 лошадиных сил. Максимальную скорость, которую мог развить автобус с таким двигателем составляла 140 км/ч. В то время это был самый современный двигатель производства Заволжского моторного завода. К этому двигателю была предусмотрена механическая коробка переключения передач на пять ступеней от УАЗ. Спереди были применены стойки МакФерсон в то время от передовой и представительской ГАЗ-3105.
После того как автобус удачно прошел испытания, а все бумаги были готовы он должен быть встать на конвейер для серийного производства. Но этого так и не случилось, так как произошел распад большого государства СССР. Решались сначала более важные вопросы для государства, а автопромышленность отошла на последний план. Дела обстояли так, что людям было совсем не до автомобилей. Так перспективный в те годы автобус так и не смог пойти в серийное производство. Так как ни в самой Латвии, ни за рубежом не нашлось того, кто бы смог инвестировать в этот проект. Да что там говорить, в 90-х годах вообще было очень сложно с финансами.
Рижские конструкторы несмотря на сложную государственную обстановку надеялись, что автобусом заинтересуется Россия. Но и этого тоже не случилось. Проект РАФ М-1 "Роксана" не заинтересовал Россию. К тому же стали разрабатывать собственную модель ГАЗели. Да и потом уже стали в страну поступать зарубежные автомобили. Проект М-1 был окончательно закрыт.
Спустя какое-то время был разработан проект микроавтобуса РАФ М-2 "Стилс". Этот автомобиль оказался более успешным чем его собрат и выпускался продолжительное время в Риге. Проект был более современный, так как поменялись ряд улучшений и новые технологии.
Автобус РАФ М-1 "Роксана" разработанный на Рижском автомобильном заводе в 80-90-е годы был одним из самых перспективных проектов предприятия. Только жаль, что он так и не пошел в серийные производства из-за распада Советского Союза, а потом из-за кризиса на предприятии.