Найти в Дзене

Карта темы на уроке, или Как показать школьнику ближайшую перспективу обучения. Часть 2

Первая часть этой статьи вышла 16 ноября. Качественно я отдохнула! Теперь на канале с новыми силами, новыми идеями и новыми разработками уроков. Но сначала закончу, как и обещала, с Картами тем — расскажу, как делаю их и как применяю для проверки знаний. Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье. Как я создаю Карту темы В первой части статьи описано, что такое Карта темы и из каких структурных элементов она состоит. Это здесь. Однако учебники меняются, тематический каркас создан из расчета «шаг вправо, шаг влево карается жестоко», поэтому у вас, дорогие коллеги, может возникнуть необходимость создать совершенно новую Карту с нуля. Создается она методом «с конца». И это прямо противоположно той методике, при помощи которой мы создаем планирование. К примеру, тема «Черви». Работая над планированием, мы рассуждаем так: на первом уроке у нас будет тема, скажем, «Плоские черви». На втором -

Первая часть этой статьи вышла 16 ноября. Качественно я отдохнула! Теперь на канале с новыми силами, новыми идеями и новыми разработками уроков. Но сначала закончу, как и обещала, с Картами тем — расскажу, как делаю их и как применяю для проверки знаний.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Как я создаю Карту темы

В первой части статьи описано, что такое Карта темы и из каких структурных элементов она состоит. Это здесь.

Однако учебники меняются, тематический каркас создан из расчета «шаг вправо, шаг влево карается жестоко», поэтому у вас, дорогие коллеги, может возникнуть необходимость создать совершенно новую Карту с нуля.

Создается она методом «с конца».

И это прямо противоположно той методике, при помощи которой мы создаем планирование.

К примеру, тема «Черви». Работая над планированием, мы рассуждаем так: на первом уроке у нас будет тема, скажем, «Плоские черви». На втором - «Круглые черви», на третьем - «Кольчатые черви». Последний урок — закрепление и проверка знаний, допустим, при помощи теста.

То есть логика такая: «Что я, учитель, должен детям ДАТЬ».

При создании Карты темы логика нужна другая. «Что ученик должен ЗНАТЬ».

Иными словами, каким должен быть результат изучения темы. Согласитесь, что у нас у всех, особенно в начале рабочей карьеры "дать" и "знать" не всегда совпадали.

Что ученик должен знать? Для ответа на этот вопрос смотрим, какие дидактические единицы предлагает программа, какие вопросы по данной теме наиболее часто встречаются в ОГЭ/ЕГЭ, применяем наш учительский опыт и даже частное педагогическое мнение. Думаем о практической значимости предмета.

Вот мое частное педагогическое мнение — среди всех вопросов темы «Черви» ученик должен знать наиболее общий эволюционный вклад этих животных (трехслойное тело, сквозной кишечник, кровеносная система) и биологию паразитических видов.

Ага, уже намечается особый урок на тему «Паразитические черви». А поскольку он объединяет животных из разных типов, то и провести его можно либо после урока по круглым червям, либо после урока по кольчатым. Уроки пронумерованы, поэтому любой ребенок с легкостью сообразит, что за чем следует.

Это повтор Карты темы из предыдущей статьи. На ней есть все структурные элементы, присущие таким Картам
Это повтор Карты темы из предыдущей статьи. На ней есть все структурные элементы, присущие таким Картам

Обратите внимание, что на Карте темы от слов «Паразитические черви» идут пунктирные стрелочки. Они призваны напомнить ученикам, что паразитические виды есть во всех трех изучаемых типах червей.

А сейчас скажу самую крамольную крамолу. При планировании курсов я никогда не опиралась на порядок параграфов учебника. Учебники меняются, мое планирование остается таким, каким я его задумала. Мне нужна система, плавное перетекание одного урока в другой, взаимосвязь между уроками. А некоторые учебники грешат раздробленностью тем.

Поэтому, на мой взгляд, хороший школьный курс можно проводить вообще без учебника. Порядок изучения — на Карте темы, все самое важное с урока — на опорном конспекте, что почитать есть в интернете.

Итак, мы знаем, что должен знать ученик в конце изучения темы. Составляем вопросы, делим из на три группы: репродуктивные вопросы, вопросы первого уровня понимания и вопросы второго уровня понимания. Заносим их на лист А4, нумеруем и слева от каждого вопроса ставим квадратик. В эти квадратики на этапе рефлексии соответствующего урока будем ставить галочки: «Это мы уже знаем!»

Для вопросов третьего уровня квадратиков нет. Это вопросы для сильных учеников, которые сами сообразят, где им галочку поставить.

Добавляем названия тем уроков, номера опорных конспектов и параграфов к каждой теме урока. Почти готово.

На некоторых Картах темы уместно разместить пару строк-линеечек для записи определения. Это я поняла, когда обнаружила, что дети дают примерно такие определения червям: «Черви — это примитивные животные с вытянутым телом». Возражаю: «у гидры тоже вытянутое тело и она тоже примитивна, даже еще более примитивна». На что дети безапелляционно заявляют: «Это определение из учебника!»

Оказалось, что один из авторов учебников по биологии очень любит конструкции с тире и словом «это». Ученики автоматически воспринимают такие фразы как определения.

Поэтому я начала составлять свои определения и размещать их на Картах тем. Но такое определение должно не сразу стоять на выданной ребенку Карте. Оно должно быть записано рукой ученика после обсуждения и даже попыток самостоятельно сформулировать определение. Для червей это «трехслойные животные с вытянутым телом без скелета».

На Карте темы можно еще заметить «Патенты», но о них я напишу отдельную статью.

Организация ежеурочной работы с Картой темы

Понятно, что когда учеников много (а учитель биологии зачастую работает со всей школой), то никаких бумажных ресурсов не напасешься. Поэтому Карты темы ученики распечатывают сами. Для этого я заранее прикрепляю Карту в качестве домашнего задания к первому уроку по новой теме.

Раньше у меня был сайт, на котором лежало все: и Карты тем, и опорные конспекты, и даже разработки для коллег. Но как только я уволилась, сайт тут же исчез, потому что оплачивать его мне больше резона не было. А не оплачивать — значит иметь на нем рекламу, зачастую, мягко скажем, нешкольного уровня.

В некоторых классах с сильно развитым родительским комитетом Карты распечатывал кто-нибудь из родителей, для кого это не было непосильной нагрузкой. Делал на всех, потом в классе раздавали. Существуют ученики, которые могут на уроке работать с планшетом, не отвлекаясь на соцсети или игры. Им и печатать не надо — все на экране.

На первом уроке новой темы мы рассматриваем Карту темы, определяем, какие именно микротемы будем изучать, находим в учебнике соответствующие параграфы, смотрим вопросы. На этапе рефлексии ищем те вопросы, на которые узнали ответы в ходе урока, формулируем эти ответы и ставим галочки в нужные квадратики.

Это очень важно, потому что ребенок уходит с урока с убеждением, что он что-то новое знает и что неминуемая контрольная/зачет/тест/экзамен стали чуточку легче.

Организация итоговой проверки знаний

Самое главное в этой организации — спрашивать только то, что есть в Карте темы. Только вопросы из списка. Опросите студентов, и они скажут, что экзамены в ВУЗе легче, чем ЕГЭ. Почему? Потому что у ЕГЭ нет точного списка вопросов, нет краев, ты не можешь быть уверен, что знаешь все, что требуется. А в институте дают исчерпывающий список вопросов. Да, он может быть очень обширным, но все-таки он имеет начало и конец.

Зачет я провожу письменно, в тонких тетрадках. Требований к тетрадкам не имею. Любой цвет, клетка-линейка, без полиэтиленовой обложки. В таких условиях у детей возражений нет и тетрадку в сентябре сдают почти все.

Для тех, кто не сдает, в августе на распродаже закупаю пару пачек за условные пару рублей штука. Почему не жалко своих денег на нерадивых учеников? Потому что терпеть не могу листочки. Особенно драные по краям.

Для итоговой работы заготавливаю карточки. Ничего особенного, никакого картона. Вопросы первого уровня группирую в шесть вариантов (естественно, повторы вопросов в разных вариантах будут), печатаю на листе А4 и разрезаю. Можно, конечно, и на картоне сделать, но лениво).

Лист с карточками первого уровня. Осталось разрезать его на 6 частей
Лист с карточками первого уровня. Осталось разрезать его на 6 частей

Вопросы второго уровня группирую по 2 или по 3 и тоже распечатываю. Эти карточки точно не на картоне, потому что они одноразовые.

А это лист с карточками второго уровня. Даже линия разреза есть)
А это лист с карточками второго уровня. Даже линия разреза есть)

Дети любят игры, где они переходят с «лэвэла» на «лэвел». Вот у нас на зачете примерно такая игра.

Начинаем с первого «лэвела». Открываем тетради, записываем дату и название (тему) работы. К этому моменту я раздаю каждому по карточке с вопросами первого уровня. Ученики записывают вариант и сразу начинают отвечать. Вопросы переписывать не надо, я их и так на карточке прочитаю.

Как только ученик «прошел первый уровень», он поднимает руку. Он набрал свою «несгораемую тройку» и готов идти дальше. Я подхожу, забираю у него карточку и выдаю карточку с вопросами второго уровня. Не просто выдаю, а прикрепляю степлером к странице тетради. Позже, по желанию ученика прикрепляю карточку третьего уровня. Все это нужно для того, чтобы ученики не тратили время на переписывание вопросов, а я не запуталась в вариантах.

Карточки подготовлены к зачету
Карточки подготовлены к зачету

Таким образом, у каждого ученика есть выбор: до какого уровня ему идти. Остановиться на троечке или попробовать свои силы в более серьезных вопросах.

Есть еще вопросы четвертого уровня. Это олимпиадные задания, которые не были прописаны на Карте темы заранее. Рассчитано на воспроизведение условий олимпиад — на них ведь тоже вопросы заранее не известны.

"Олимпиадный" четвертый уровень, вопросы которого заранее не известны.
"Олимпиадный" четвертый уровень, вопросы которого заранее не известны.

Однако олимпиадные задания оцениваются либо хорошо, либо никак. Если ученик не справился, он ничего не получает. Если справился, то только «4» или «5». И то я спрашиваю в таких случаях, нужна ли четверка. Если ребенок говорит, что не нужна, не ставлю. Мало ли, она ученику итоговую за триместр испортит.А обязательной такая карточка не была.

Большую часть олимпиадных заданий приходится выдавать чуть ли под самый звонок. И хорошо: дети массово забирают их домой и на следующий урок приносят много идей для обсуждения.

Если вам интересна идея Карт тем и у вас остались вопросы, спрашивайте. Обязательно отвечу в комментариях!