Найти в Дзене

Волшебный зимний лес в живописи и поэзии. 11 картин и 12 стихотворений для виртуальной прогулки

Зима в самом разгаре: морозы сменяются метелями и порой нет желания выходить из дома. А так хочется погулять по красивому белоснежному зимнему лесу. И мы можем это сделать благодаря художникам и их замечательным картинам, которые перенесут нас в волшебную зимнюю сказку. А озвучить эту красоту помогут живописные строки наших прекрасных поэтов, которые успели подглядеть, что там происходит в засыпанном снегом лесу. Вот, например, Елизавета Яковлевна Тараховская (Парнох, 1891-1968) заметила, кто там гуляет и машет своим чудодейственным посохом: Елизавета Тараховская
Гуляя по лесу зимой Гуляя по лесу зимой,
Мороз поднимет посох –
И снег повиснет бахромой
На соснах и берёзах.
Бредёт вдоль речки старый дед.
Тихонько стукнет посохом:
И снова чудо! – по воде
Пройдёт, как будто посуху.
И логично начать нашу прогулку по пейзажам с картины того, кого уже при жизни называли «царь леса». Картина Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Зима» переносит нас во владения царя Берендея: глубокий снег, тиши

Зима в самом разгаре: морозы сменяются метелями и порой нет желания выходить из дома. А так хочется погулять по красивому белоснежному зимнему лесу. И мы можем это сделать благодаря художникам и их замечательным картинам, которые перенесут нас в волшебную зимнюю сказку. А озвучить эту красоту помогут живописные строки наших прекрасных поэтов, которые успели подглядеть, что там происходит в засыпанном снегом лесу.

Вот, например, Елизавета Яковлевна Тараховская (Парнох, 1891-1968) заметила, кто там гуляет и машет своим чудодейственным посохом:

Елизавета Тараховская
Гуляя по лесу зимой

Гуляя по лесу зимой,
Мороз поднимет посох –
И снег повиснет бахромой
На соснах и берёзах.
Бредёт вдоль речки старый дед.
Тихонько стукнет посохом:
И снова чудо! – по воде
Пройдёт, как будто посуху.


И логично начать нашу прогулку по пейзажам с картины того, кого уже при жизни называли
«царь леса». Картина Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Зима» переносит нас во владения царя Берендея: глубокий снег, тишина и покой спящей природы, нет следов на снегу и лишь одиноко сидящая на ветке небольшая птичка (можно увидеть увеличенный фрагмент, перелистнув галерею). Художник с особой тщательностью и досконально изображает деревья, прописывая все детали.
Существуют воспоминания Ильи Репина.
Когда молодой художник показал Шишкину свою работу «Плоты на Волге», то в ответ получил критическое замечание мастера: «Ведь вот эти бревна в воде... Должно быть ясно, какие бревна еловые, сосновые? А то что же, какие то «стоеросовые»!.. Это несерьезно...». Шишкин в совершенстве знал «анатомию» леса и не признавал приблизительности в пейзаже. Его лес подлинный и величественный.
И несмотря на то, что он предпочитал писать летом, его зимний лес также завораживает.

И как нельзя лучше к картине подходят строки одного из любимых поэтов Шишкина и классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877). Возможно, именно этот отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» помогал художнику создавать его сказочный шедевр:

Николай Некрасов
Мороз-воевода (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»
1863


Влияние Ивана Шишкина чувствуется и в произведениях его ученика –
Андрея Николаевича Шильдера (1861-1919). Художник не получил академическое художественное образование, но его рисунки оценил выдающийся мастер пейзажа и пригласил в свою мастерскую обучаться. Андрей Шильдер оказался способным учеником – он, как и его учитель большое внимание уделял правдивости и точности в изображении пейзажа. А любовь к природе и искусству сделали его произведения не только известными, но и востребованными.
В картине
«Зимний пейзаж» Андрея Шильдера мы видим, как на заснеженный лес спустилась ночь. А мастерству передачи лунного света художник учился у самого волшебника световых эффектов Архипа Куинджи.

Андрей Шильдер. Зимний пейзаж. 1896. Холст, масло. 81 х 121. Частное собрание
Андрей Шильдер. Зимний пейзаж. 1896. Холст, масло. 81 х 121. Частное собрание

Вот и советский поэт Тимофей Максимович Белозёров (1929–1986) сумел подсмотреть, как ночью всё уснуло в зимнем лесу.

Тимофей Белозеров
В зимнем лесу

Сквозь иней леса одиноко
Дрожат далёкие огни.
На хрупкой ветке спит сорока –
Лишь только руку протяни.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть…


А мы снова отправляемся в лесную чащу. Гнутся ветки елей под тяжестью снега на картине «
Лес зимой» академика живописи и талантливого пейзажиста Крыжицкого Константина Яковлевича (1858-1911). Сквозь деревья пробивается мягкий зимний свет, но никого не видно. Даже днем лес спит, и как символ этого сна – поваленное дерево на переднем плане.
Крыжицкий был близким другом Архипа Куинджи и разделял его особую любовь к свету в искусстве. к поиску солнца даже там, где его нет. Впоследствии он стал одним из основателей Общества художников имени А. И. Куинджи.

Константин Крыжицкий. Лес зимой. 1906. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Константин Крыжицкий. Лес зимой. 1906. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Про такие молчаливые деревья с застывшими слезами написал в своем стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин, 1820–1892):

Афанасий Фет
Учись у них
у дуба, у березы...

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883


А ещё Константин Крыжицкий был хорошим преподавателем, и он очень внимательно относился к своим талантливым ученикам. Одним из которых был
Иван Федорович Шультце (1874-1939). Художник поздно стал учиться живописи, уже после 30 лет. А до этого он был инженером и изучал электричество. Поэтому неудивительно, что вторым его учителем стал … Архип Куинджи! А сам Шульце стал художником-люминистом (от лат. lumen – свет).
Известный арт-дилер Гилберт Блэр Лэйнг написал в своих воспоминаниях о Шультце: «Он рисовал захватывающие снежные сцены, в которых свет буквально светит из холста».
Я пару лет назад попала на выставку художника «Архитектура света», которая проходила в Музее пейзажа в Плесе. Это фантастика! У меня было полное ощущение того, что в картинах спрятан источник света.
Надо сказать, что писать зиму и снег Шульце очень любил. В 1910 году он вместе со своим учителем Крыжицким ездил в экспедиции на остров Шпицберген, где им было создано много удивительно солнечных арктических пейзажей.
Вот и картина «
Зимний пейзаж», которой я предлагаю вам сегодня полюбоваться, наполнена ярким светом, от которого порой даже больно глазам.

Иван Шультце. Зимний пейзаж. Частное собрание
Иван Шультце. Зимний пейзаж. Частное собрание

А знаменитый русский поэт Федор Иванович Тютчев (1803–1873) описал нам в стихах этот волшебный лес, который от зимнего солнца «вспыхнет и заблещет ослепительной красой»:

Федор Тютчев
Чародейкою Зимою околдован лес стоит

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.


Восхитительные закаты в зимнем лесу писал
Юлий Юльевич Клевер (1850-1924). Лучи заходящего солнца придают ещё больше загадочности высоченным елям и раскрашивают снег в нежно розовый цвет в его работе «Зимний закат в еловом лесу».
Клевер учился в Императорской Академии Художеств, но не закончив образования, покинул её. И уже через несколько лет стал не только академиком, но и профессором живописи, получив от Академии мастерскую и квартиру. Даже при советской власти он продолжал преподавать в Академии. Его пейзажи всегда пользовались большим успехом у публики. Вот и мы можем полюбоваться его закатным солнцем в зимнем лесу.

Юлий Клевер. Зимний закат в еловом лесу. 1889. Холст, масло. 143 x 104. Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва
Юлий Клевер. Зимний закат в еловом лесу. 1889. Холст, масло. 143 x 104. Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачёва

Про то, как зима поселилась в лесу и «ручей застыл, овраг исчез, сосна лежит в снегу» рассказывает в своем стихотворении Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964):

Самуил Маршак
Мне был известен каждый пень...

Мне был известен каждый пень
От речки до холма.
Но без меня который день
В лесу живет зима.
Что снегу намела метель!
Кусты погребены.
И строгим памятником ель
Стоит в лучах луны.
Ручей застыл, овраг исчез.
Сосна лежит в снегу,
И этот хрупкий, звонкий лес
Узнать я не могу.


А мы продолжаем свою прогулку по заснеженному вечернему лесу с
Арсением Ивановичем Мещерским (1834-1902). В его пейзаже «Зимний вечер в лесу» можно пройтись вдоль русла замерзшей реки, и даже в компании. Например, девушки с коромыслом. Огромные глыбы льда, деревянный мостик и нежный свет уходящего солнца делают картину очень лиричной.
Сам Мещерский называл себя
«рисовальщиком» природы. Что любопытно, он также, как и Клевер, покинул Академию художеств, недоучившись. Перебрался в Швейцарию и продолжил художественное образование у известного пейзажиста Александра Калама. И вскоре он тоже получил и звание академика, и звание профессора пейзажной живописи. Художник писал виды Крыма, Кавказа, окрестности Петербурга и Малороссию. А любимым временем года в его живописи стала зима.

Арсений Мещерский. Зимний вечер в лесу. 1884. Частное собрание
Арсений Мещерский. Зимний вечер в лесу. 1884. Частное собрание

И поддержит нашу прогулку своей поэзией Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945). В своем печальном (и одновременно радостном) стихотворении она пройдется с нами (или мы с ней) «глухим путем, неезженным, на бледном склоне дня»:

Зинаида Гиппиус
Снежные хлопья

Глухим путем, неезженным,
На бледном склоне дня
Иду в лесу оснеженном,
Печаль ведет меня.
Молчит дорога странная,
Молчит неверный лес...
Не мгла ползет туманная
С безжизненных небес –
То вьются хлопья снежные
И, мягкой пеленой,
Бесшумные, безбрежные,
Ложатся предо мной.
Пушисты хлопья белые,
Как пчел веселых рой,
Играют хлопья смелые
И гонятся за мной,
И падают, и падают...
К земле все ближе твердь...
Но странно сердце радуют
Безмолвие и смерть.
Мешается, сливается
Действительность и сон,
Все ниже опускается
Зловещий небосклон –
И я иду и падаю,
Покорствуя судьбе,
С неведомой отрадою
И мыслью – о тебе.
Люблю недостижимое,
Чего, быть может, нет…
Дитя мое любимое,
Единственный мой свет!
Твое дыханье нежное
Я чувствую во сне,
И покрывало снежное
Легко и сладко мне.
Я знаю, близко вечное,
Я слышу, стынет кровь…
Молчанье бесконечное…
И сумрак… И любовь.
1894


А дальше предлагаю вам работу представителя московской школы живописи и основоположника лирического «пейзажа-настроения» –
Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Художник не очень любил зиму, что сразу можно почувствовать, глядя на его картину «Зимой в лесу». Грусть и печаль – таким холодное время года ощущал Левитан, и его мастерство состоит в том, чтобы и нам передать это ощущение. А вот страх встретить в зимнем лесу голодного зверя – это уже заслуга его друга, художника Алексея Степанова, который добавил в пейзаж Левитана волка. И наша волшебная сказка получает свою порцию опасностей и приключений. К счастью, виртуальных.

Исаак Левитан. Зимой в лесу. 1885. Холст, масло. 55 x 45. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Зимой в лесу. 1885. Холст, масло. 55 x 45. Государственная Третьяковская галерея

А вот у Валентина Дмитриевича Берестова (1928-1998) в морозной тишине леса тоже есть жизнь. Но она полная противоположность дикой природе с картины Левитана. Ведь это безобидные семена. И пусть пока это «бездыханный» посев, но «весна придёт, весна растопит»:

Валентин Берестов
Семена на снегу

Здесь сучья лип чернеют строго.
Морозный блеск и тишина.
И облетают понемногу
С продрогших веток семена.
Кружат над снежною поляной
И падают, оцепенев,
И странно видеть бездыханный,
На снег ложащийся посев.
Для невнимательного взора
Природа севера бедна.
Но разве беден лес, который
Доверил снегу семена?
Весна придёт, весна растопит
Невозмутимый белый пласт
И всё, что в нём зима накопит,
Земле разбуженной отдаст.
1955


И раз уж мы сегодня так много говорили об учителях и их учениках, то следующей у нас будет картина
«Лесная дорога» самого преданного ученика Исаака Левитана и лиричного пейзажиста – Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944). Вот она – дорога, которая выведет нас из дикого леса и вот оно – яркое солнце, которое заставит наше сердце снова радоваться.
Кто-то возможно скажет: «Разве это зимнее солнце, оно скорее весеннее». Но вы знаете, природа настолько удивительна, что я иногда смотрю на её причуды и думаю: если художник это напишет, ведь никто не поверит, что так бывает.
Поэтому предлагаю любоваться этим голубым небом, красивыми деревьями и их длинными тенями, изрезавшими снежную дорогу, а представлять каждый может своё.

Станислав Жуковский. Лесная дорога. 1901. Холст, масло. 74 х 101. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Станислав Жуковский. Лесная дорога. 1901. Холст, масло. 74 х 101. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Или можно окунуться в пургу и «мягкие снега» вместе с Сергеем Александровичем Есениным (1895-1925):

Сергей Есенин
Заметает пурга белый путь

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
Забежала коляда
На село,
В руки белые взяла
Помело.
Гей вы, нелюди-люди,
Народ,
Выходите с дороги
Вперед!
Испугалась пурга
На снегах,
Побежала скорей
На луга.
Ветер тоже спросонок
Вскочил
Да и шапку с кудрей
Уронил.
Утром ворон к березоньке
Стук…
И повесил ту шапку
На сук.
1918


Ну а мы возвращаемся в глубь леса. Может быть для того, чтобы найти свою шапку, которую ворон повесил на сук (по версии Есенина) или чтобы встретится с хозяином леса, который почему-то не уснул. И бродит среди деревьев, как в картине «
Медведь в зимнем лесу» Владимира Леонидовича Муравьёва (1861-1940). А если говорить точнее, Графа Муравьева. Ведь именно так подписывал свои необыкновенной красоты пейзажи художник.
Граф был избалованным ребенком, любил роскошную светскую жизнь и развлечения. Но также страстно он любил и рисовать. Хоть художник и относился к живописи, как к развлечению, всё же он поучился и в Академии, и в мастерской Крыжицкого. В творчестве он выбрал для себя определенный жанр – охотничий пейзаж, так как хорошо был знаком и с темой охоты, и с повадками животных, а также ему нравилось ездить в лес на этюды. И надо сказать, произведения у него получались замечательные: романтичные и немного сказочные. Такие, которые приходятся по вкусу зрителям.

Владимир Муравьёв. Медведь в зимнем лесу. 1907. Бумага, гуашь
Владимир Муравьёв. Медведь в зимнем лесу. 1907. Бумага, гуашь

Не так сказочно закончилась охота в стихотворении Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004), но как всегда поэт заставляет задуматься, а стоит ли стрелять «в эту красоту».

Эдуард Асадов
В тайге

В светлом инее берёзы.
Злы в Сибири холода!
Речка скрылась от мороза
Под тяжёлый панцирь льда.
Кедры в белых рукавицах
Молчаливо-высоки…
Жадно нюхает лисица
Деревенские дымки…
На сугробах птичий росчерк,
Ель припудрена снежком,
Дятел, греясь, как извозчик,
О крыло стучит крылом…
Завалил берлогу свежий
Снег. Мороз трещит окрест…
Спит в своей дохе медвежьей
Сам «хозяин» здешних мест…
Только белка-непоседа,
Глаз ореховый кося,
Мчит по веткам, для обеда
Шишку крепкую неся…
Ближний куст ударил громом…
Оборвав свой быстрый бег,
Белка светло-серым комом
Полетела в рыхлый снег…
Эхо в троекратной силе
Гулко ахнуло вокруг.
Кедры, вздрогнув, уронили
Рукавицы с длинных рук…
Человек скользит на лыжах,
Ручейками след бежит.
Средь лисиц пунцово-рыжих
Белка серая лежит.
Сумрак в лес ползёт сторожко,
И на веточках осин
Льда стеклянные серёжки
Загорелись под рубин…
Вновь от гула встрепенулся
Лес на целую версту,
Только лучше бы вернулся
Или просто промахнулся
Парень в эту красоту!


Давайте лучше любоваться этой красотой, а не губить её. Разве может подняться рука на такой дивный лес, как на картине
Ивана Августовича Вельца (1866-1926). Мы с вами уже видели его нежные и трогательные зимние пейзажи «Первый снег» и «Начало зимы» 1904 года, а сегодня у нас более поздняя, но не менее прекрасная работа «Зимнее солнце». Правда, и самые ранние его зимние пейзажи, ещё конца 19 века, и написанные уже после революции, одинаково завораживают. Когда и говорить-то ничего не хочется, а хочется просто смотреть – так хорошо!

Иван Вельц. Зимнее солнце. 1919.
Иван Вельц. Зимнее солнце. 1919.

А в поэтическое сопровождение возьмем отрывок из стихотворения «Леший» Льва Александровича Мея (1822-1862), где он описывает зимний лес – владения Лешего:

Лев Мей
Леший (отрывок)

Двойным зеленым строем,
Вдоль узкого проселка,
Под снежной шапкой дремлет
И сосенка и елка;
Осина коченеет
И дрогнет от мороза,
И вся в слезах алмазных
Плакучая береза;
Их предки – в три обхвата,
Поодаль от опушки,
Взнесли над молодежью
Маститые макушки

1861


И в заключение нашей прогулки выходим на заснеженную опушку леса, которую изобразил в своей работе
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933). Эта картина «Зимний сон» имеет свою интересную историю, которую нам рассказали в Мемориальном музее Аполлинария Васнецова. У художника была идея написать серию картин, посвященных разным временам года. И работал он над этой серией не один год, даже над этой картиной, заключительной в серии, Васнецов трудился 6 лет. Зима на ней получилась не столько реалистичной, сколько загадочной и волшебной.

В семье очень полюбили эту картину, и она не была продана, а осталась в квартире художника. И позже было замечено, что, если вдруг картина покидала дом Васнецовых, например, отправлялась на выставку, в семье обязательно случались неприятные события. Поэтому все очень радовались её возвращению. Произведение было подарено Третьяковской галерее сыном художника Всеволодом в 1986 годом и сейчас встречает гостей музея, располагаясь в кабинете художника. Так «Зимний сон» стал своеобразным оберегом квартиры в Фурманном переулке.

А мы прощаемся с зимним лесом стихами Константина Яковлевича Ваншенкина (1925-2012):

Константин Ваншенкин
Зимний лес

Зимний лес! От края и до края
Он застыл смолистою стеной,
Сердце беспокойное смущая
Неправдоподобной тишиной.
Он меня гнетет своим величьем,
Полным отрешеньем от всего
И высокомерным безразличьем
К жизни за пределами его.
Будто нет веселого сиянья
Городов, затерянных вдали,
Будто нет ни счастья, ни страданья,
Будто нет вращения Земли.
Лишь порой взлетает ворон круто,
Потревожив царственную ель,
И бушует целую минуту
Маленькая тихая метель.


Вот таким получилось у нас путешествие в царство Лешего и деда Мороза. Где-то радостное, а где-то немного печальное. Но надеюсь, красивое.

Мне часто пишут, что хочется скорее весны и тепла. Но ведь в природе каждое время года необходимо. Зимой деревья набираются сил, запасаются необходимыми питательными веществами. Даже в тёплых краях у растений бывают периоды покоя. Так и мы, не можем скакать круглый год, нам тоже нужно успокаиваться, отдыхать, запасаться энергией. И не будем гнать время, а насладимся каждой подаренной нам минутой.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей и есть много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

Другие мои статьи с картинами и стихами о разных временах года и месяцах можно посмотреть в новой подборке «Пусть падают листки календаря»

Пусть падают листки календаря | Света В Литературе и Искусстве | Дзен

Статья про Мемориальный музей художника Аполлинария Михайловича Васнецова: