6 августа – день рождения Аполлинария Михайловича Васнецова. Младший брат Виктора Васнецова, всем известного с детства по картине «Богатыри», был не только замечательным художником, преподавателем живописи, но и ученым-историком.
Причем науку он любил даже больше, чем рисование. В своих воспоминаниях он писал, что ему больше нравится «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения». Археология и изучение старой Москвы давали ему вдохновение и для создания прекрасных картин с видами любимого города.
«Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому что я люблю все родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице – селе моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем», – Аполлинарий Васнецов.
И к дню рождения художника я подготовила для вас рассказ о его музее-квартире в Москве.
Но сначала, всё же очень кратко биография, чтобы понимать кто жил в этой квартире.
Родился Аполлинарий Васнецов в 1856 году в семье священника, который и привил детям любовь к рисованию и родной природе. Мальчик рано остался без родителей. Когда умер его отец, ему было 13 лет, и он учился в Вятском духовном училище. Шефство над ним взял старший брат Виктор, который уже был студентом Петербургской Академии художеств. Он разглядел в рисунках брата художественные способности и, пока Аполлинарий заканчивал обучение в Вятке, пристроил его к ссыльному художнику Эльвиро Андриолли. А после забрал к себе в Петербург.
«По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии», – Аполлинарий Васнецов.
Из-за того, что Аполлинарий не имел среднего образования, он не смог сразу поступить в Академию художеств. А пока готовился, увлекся другими науками и, главное, идеями народничества. В итоге, поработав народным учителем и разочаровавшись, он вновь приехал к брату, только теперь в Москву.
Вместе с Виктором он стал членом «Абрамцевского кружка» и дальше свое художественное образование он получал в имении Саввы Мамонтова в Абрамцево, где собирались не только художники, но и писатели, музыканты. Аполлинарий учился у Репина, Поленова, Крамского, Сурикова и, конечно, у брата. Он много путешествовал по России, Украине, Франции, Италии, Германии, В 1883 году к нему пришло признание – его работу «Серенький день» приобрел Павел Третьяков.
В 1890 году художник начал путешествовать по Уралу, в результате чего родился целый цикл картин, посвященных этому краю.
«Я поехал в 1890 году на Северный Урал к горе Благодать. Знакомые картины моего детства ожили передо мною, переродившись в меланхолический суровый пейзаж», – Аполлинарий Васнецов.
В это же время он увлекся историей и археологией Москвы.
В 1902 году Аполлинарий Васнецов женился на Татьяне Одоевской, и в следующем году у них родился сын Всеволод. И вот в 1903 году они переезжают в большую пятикомнатную квартиру, где и располагается теперь музей художника.
Мемориальный музей художника Аполлинария Михайловича Васнецова
Музей находится по адресу Фурманный переулок, дом 6 и является филиалом Третьяковской галереи, что само по себе говорит о его уровне.
В бывшем доходном доме на 3 этаже в двух квартирах № 21 и № 22 расположилась экспозиция музея: одна квартира – та, в которой жил художник, а вторую город выкупил у жильцов под выставочные залы.
За что я люблю мемориальные музеи, так это за возможность окунуться в мир творца. Так и здесь: мы поднимаемся по лестнице, по которой ходил художник и вместе с ним заходим в его квартиру, где он прожил 30 лет. Благодаря сыну художника, который сам руководил обустройством музея, большинство комнат выглядит так же, как при жизни Аполлинария Васнецова.
И первая из комнат – это гостиная.
Здесь бывали художники, артисты, писатели, ученые, устраивались музыкальные вечера.
Можно увидеть пианино, на котором играла жена Васнецова Татьяна Ивановна. В этой гостиной пел Федор Шаляпин. Эти стены помнят споры и рассказы друзей художника: Коровина, Юона, Архипова, Нестерова, Малютина, Гиляровского.
Мебель, светильники, скатерть на столе – всё подлинное.
На большом портрете Татьяны Ивановны Васнецовой, написанном Алексеем Исуповым, мы можем увидеть жену художника в этой самой гостиной.
Рядом портрет Всеволода, сына художника, кисти Виктора Васнецова.
Также здесь продолжают занимать свои места картины Аполлинария и подаренные ему работы его учителей (например, Поленова) и учеников. Ведь он был преподавателем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, которое находилось рядом с квартирой художника.
Особенно интересна работа Николая Крымова – только на определенном расстоянии и под определенным углом можно разглядеть, что на ней изображено.
Следующая комната - кабинет-спальня Аполлинария Васнецова.
Здесь он занимался научной деятельностью, по древним книгам и картам воссоздавал облик старой Москвы. На столе карта города начала ХХ века.
За работой отца, расположившись в углу турецкого дивана, любил наблюдать Всеволод.
Мебель для кабинета была изготовлена по проектам художника в Абрамцевской столярной мастерской. Примечательно кресло с перекидной спинкой: разворачивать такое массивное кресло тяжело, а перевернув спинку можно отвернуться от стола и побеседовать с сыном. Идеи для создания своей мебели Аполлинарий брал из старинных рукописей, перерисовывал изображения с икон.
Стены кабинета украшают работы художника, а картина с зимним пейзажем даже была своеобразным оберегом семьи: когда она находилась в доме, всё ладилось, но стоило ей отлучиться на выставку, как что-то случалось.
Третья комната рассказывает о послереволюционном времени.
Художника из училища уволили, там стали управлять приверженцы нового авангардистского направления и реализм теперь считался буржуазным прошлым. Все вещи художника из его мастерской при училище были вывезены и свалены перед подъездом дома, члены семьи их собирали и бережно поднимали на 3-й этаж.
Дом уже не отапливался, да ещё и «уплотнился». У семьи осталось только три комнаты, и бывшая столовая превратилась в мастерскую художника. Здесь Аполлинарий Васнецов творил последние 15 лет своей жизни.
В комнате представлен обеденный стол, который в свое время раздвигался для больших компаний, вещи из коллекции художника.
Буфет изготовлен в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу художника.
А на мольберте выставлена одна из самых известных работ Аполлинария Васнецова – картина «Дача, где я жил», которая напоминает о счастливом времени, когда семья проводила лето в имении Демьяново.
Две оставшиеся комнаты повествуют о времени уже после смерти художника.
Дело в том, что после «уплотнения» здесь жили посторонние люди, и квартира была коммунальной. А после того, как было принято решение о создании музея, их жильцов переселили, эти две комнаты заняли Всеволод Аполлинарьевич с супругой. Сын художника и стал первым экскурсоводом музея.
А теперь эти комнаты сохраняют как память о создателях музея. Здесь представлены вещи Всеволода и Екатерины Константиновны. Сын Аполлинария Васнецова был океанологом, ходил в плавания по Северным морям, где и познакомился с будущей женой-геологом.
В комнатах много книг, а также вещи, рассказывающие об увлечениях супругов.
/Листайте галерею, чтобы увидеть больше фотографий/
В соседней квартире №22 находятся выставочные залы с работами Аполлинария Васнецова.
Также здесь можно увидеть предметы мебели, неуместившиеся в экспозицию квартиры.
Первый зал - «Родина».
Он рассказывает о детстве художника и его родном селе Рябово.
В зале с названием «Пейзаж»
представлены не только пейзажи художника, но и исторические работы. Здесь и уральские этюды, и крымские пейзажи, и картины. Привезенные из заграничных поездок.
И третий зал «Старая Москва».
Он посвящен той стороне творчества Аполлинария Васнецова, за которую я ему особенно благодарна.
В 1920-е годы он специально для Московского коммунального музея (теперь это Музей Москвы) создал целую серию акварелей, посвященных истории развития города. И как говорят, теперь по этим работам мы узнаем о том, как выглядела Москва в старину. Известно, что к каждой исторической реконструкции готовился научный доклад с эскизами и чертежами.
/Больше фотографий в галерее/
В зале можно увидеть эскизы к картинам, акварели и литографии с видами старой Москвы. Но надо иметь в виду, что работы в экспозиции периодически меняются, так как графическим произведениям необходим отдых.
Извиняюсь за качество фотографий и надеюсь, что мне удалось передать общее впечатление от музея. Приходите сами в эти уютные квартиры и попробуйте сами ощутить атмосферу, в которой жил и работал художник.
Если вам понравился рассказ, ставьте лайки и пишите, хотелось ли бы вам больше узнать о творчестве Аполлинария Васнецова