Найти тему

Аполлинарий Васнецов. Рассказываю о музее-квартире художника в Москве

6 августа – день рождения Аполлинария Михайловича Васнецова. Младший брат Виктора Васнецова, всем известного с детства по картине «Богатыри», был не только замечательным художником, преподавателем живописи, но и ученым-историком.

Бюст Аполлинария Васнецова. Скульптор Юрий Орехов. Фото автора из музея
Бюст Аполлинария Васнецова. Скульптор Юрий Орехов. Фото автора из музея

Причем науку он любил даже больше, чем рисование. В своих воспоминаниях он писал, что ему больше нравится «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т.д., в данном случае факты археологического значения». Археология и изучение старой Москвы давали ему вдохновение и для создания прекрасных картин с видами любимого города.

Фрагмент картины Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь»
Фрагмент картины Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь»
«Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть, потому что я люблю все родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице – селе моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем», – Аполлинарий Васнецов.


И к дню рождения художника я подготовила для вас
рассказ о его музее-квартире в Москве.

-3

Но сначала, всё же очень кратко биография, чтобы понимать кто жил в этой квартире.

Родился Аполлинарий Васнецов в 1856 году в семье священника, который и привил детям любовь к рисованию и родной природе. Мальчик рано остался без родителей. Когда умер его отец, ему было 13 лет, и он учился в Вятском духовном училище. Шефство над ним взял старший брат Виктор, который уже был студентом Петербургской Академии художеств. Он разглядел в рисунках брата художественные способности и, пока Аполлинарий заканчивал обучение в Вятке, пристроил его к ссыльному художнику Эльвиро Андриолли. А после забрал к себе в Петербург.

«По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии», – Аполлинарий Васнецов.

Из-за того, что Аполлинарий не имел среднего образования, он не смог сразу поступить в Академию художеств. А пока готовился, увлекся другими науками и, главное, идеями народничества. В итоге, поработав народным учителем и разочаровавшись, он вновь приехал к брату, только теперь в Москву.

Вместе с Виктором он стал членом «Абрамцевского кружка» и дальше свое художественное образование он получал в имении Саввы Мамонтова в Абрамцево, где собирались не только художники, но и писатели, музыканты. Аполлинарий учился у Репина, Поленова, Крамского, Сурикова и, конечно, у брата. Он много путешествовал по России, Украине, Франции, Италии, Германии, В 1883 году к нему пришло признание – его работу «Серенький день» приобрел Павел Третьяков.

В 1890 году художник начал путешествовать по Уралу, в результате чего родился целый цикл картин, посвященных этому краю.

«Я поехал в 1890 году на Северный Урал к горе Благодать. Знакомые картины моего детства ожили передо мною, переродившись в меланхолический суровый пейзаж», – Аполлинарий Васнецов.

В это же время он увлекся историей и археологией Москвы.
В 1902 году Аполлинарий Васнецов женился на Татьяне Одоевской, и в следующем году у них родился сын Всеволод. И вот в 1903 году они переезжают в большую пятикомнатную квартиру, где и располагается теперь музей художника.

Мемориальный музей художника Аполлинария Михайловича Васнецова

-4

Музей находится по адресу Фурманный переулок, дом 6 и является филиалом Третьяковской галереи, что само по себе говорит о его уровне.
В бывшем доходном доме
на 3 этаже в двух квартирах № 21 и № 22 расположилась экспозиция музея: одна квартира – та, в которой жил художник, а вторую город выкупил у жильцов под выставочные залы.

Фурманный переулок, дом 6
Фурманный переулок, дом 6

За что я люблю мемориальные музеи, так это за возможность окунуться в мир творца. Так и здесь: мы поднимаемся по лестнице, по которой ходил художник и вместе с ним заходим в его квартиру, где он прожил 30 лет. Благодаря сыну художника, который сам руководил обустройством музея, большинство комнат выглядит так же, как при жизни Аполлинария Васнецова.

И первая из комнат – это гостиная.

Здесь бывали художники, артисты, писатели, ученые, устраивались музыкальные вечера.

-6

Можно увидеть пианино, на котором играла жена Васнецова Татьяна Ивановна. В этой гостиной пел Федор Шаляпин. Эти стены помнят споры и рассказы друзей художника: Коровина, Юона, Архипова, Нестерова, Малютина, Гиляровского.

-7

Мебель, светильники, скатерть на столе – всё подлинное.

-8

На большом портрете Татьяны Ивановны Васнецовой, написанном Алексеем Исуповым, мы можем увидеть жену художника в этой самой гостиной.

-9

Рядом портрет Всеволода, сына художника, кисти Виктора Васнецова.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Также здесь продолжают занимать свои места картины Аполлинария и подаренные ему работы его учителей (например, Поленова) и учеников. Ведь он был преподавателем Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, которое находилось рядом с квартирой художника.

Особенно интересна работа Николая Крымова – только на определенном расстоянии и под определенным углом можно разглядеть, что на ней изображено.

Картина Николая Крымова
Картина Николая Крымова


Следующая комната -
кабинет-спальня Аполлинария Васнецова.

Здесь он занимался научной деятельностью, по древним книгам и картам воссоздавал облик старой Москвы. На столе карта города начала ХХ века.

-13

За работой отца, расположившись в углу турецкого дивана, любил наблюдать Всеволод.

-14

Мебель для кабинета была изготовлена по проектам художника в Абрамцевской столярной мастерской. Примечательно кресло с перекидной спинкой: разворачивать такое массивное кресло тяжело, а перевернув спинку можно отвернуться от стола и побеседовать с сыном. Идеи для создания своей мебели Аполлинарий брал из старинных рукописей, перерисовывал изображения с икон.

-15

Стены кабинета украшают работы художника, а картина с зимним пейзажем даже была своеобразным оберегом семьи: когда она находилась в доме, всё ладилось, но стоило ей отлучиться на выставку, как что-то случалось.

-16


Третья комната
рассказывает о послереволюционном времени.

Художника из училища уволили, там стали управлять приверженцы нового авангардистского направления и реализм теперь считался буржуазным прошлым. Все вещи художника из его мастерской при училище были вывезены и свалены перед подъездом дома, члены семьи их собирали и бережно поднимали на 3-й этаж.

Дом уже не отапливался, да ещё и «уплотнился». У семьи осталось только три комнаты, и бывшая столовая превратилась в мастерскую художника. Здесь Аполлинарий Васнецов творил последние 15 лет своей жизни.

В комнате представлен обеденный стол, который в свое время раздвигался для больших компаний, вещи из коллекции художника.

-17

Буфет изготовлен в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу художника.

-18

А на мольберте выставлена одна из самых известных работ Аполлинария Васнецова – картина «Дача, где я жил», которая напоминает о счастливом времени, когда семья проводила лето в имении Демьяново.

-19


Две оставшиеся комнаты
повествуют о времени уже после смерти художника.

Дело в том, что после «уплотнения» здесь жили посторонние люди, и квартира была коммунальной. А после того, как было принято решение о создании музея, их жильцов переселили, эти две комнаты заняли Всеволод Аполлинарьевич с супругой. Сын художника и стал первым экскурсоводом музея.

А теперь эти комнаты сохраняют как память о создателях музея. Здесь представлены вещи Всеволода и Екатерины Константиновны. Сын Аполлинария Васнецова был океанологом, ходил в плавания по Северным морям, где и познакомился с будущей женой-геологом.

В комнатах много книг, а также вещи, рассказывающие об увлечениях супругов.

/Листайте галерею, чтобы увидеть больше фотографий/

В соседней квартире №22 находятся выставочные залы с работами Аполлинария Васнецова.

Также здесь можно увидеть предметы мебели, неуместившиеся в экспозицию квартиры.

Буфет в «неорусском» стиле, выполненный по эскизам Аполлинария Васнецова в мастерских Кустарного музея в 1910-1911 годах.
Буфет в «неорусском» стиле, выполненный по эскизам Аполлинария Васнецова в мастерских Кустарного музея в 1910-1911 годах.


Первый зал -
«Родина».

Он рассказывает о детстве художника и его родном селе Рябово.

Аполлинарий Васнецов. Село Рябово. Общий вид. Конец ХIХ-начало ХХ века. Бумага, карандаш. Фото автора из музея
Аполлинарий Васнецов. Село Рябово. Общий вид. Конец ХIХ-начало ХХ века. Бумага, карандаш. Фото автора из музея
Аполлинарий Васнецов. Поля Рябова. 1918. Бумага, карандаш. Фото автора из музея
Аполлинарий Васнецов. Поля Рябова. 1918. Бумага, карандаш. Фото автора из музея


В зале с названием
«Пейзаж»

представлены не только пейзажи художника, но и исторические работы. Здесь и уральские этюды, и крымские пейзажи, и картины. Привезенные из заграничных поездок.

-24
-25


И третий зал
«Старая Москва».

Он посвящен той стороне творчества Аполлинария Васнецова, за которую я ему особенно благодарна.

Аполлинарий Васнецов. Облака и золотые купола. Симонов монастырь. 1920. Фото автора из музея
Аполлинарий Васнецов. Облака и золотые купола. Симонов монастырь. 1920. Фото автора из музея

В 1920-е годы он специально для Московского коммунального музея (теперь это Музей Москвы) создал целую серию акварелей, посвященных истории развития города. И как говорят, теперь по этим работам мы узнаем о том, как выглядела Москва в старину. Известно, что к каждой исторической реконструкции готовился научный доклад с эскизами и чертежами.
/Больше фотографий в галерее/

В зале можно увидеть эскизы к картинам, акварели и литографии с видами старой Москвы. Но надо иметь в виду, что работы в экспозиции периодически меняются, так как графическим произведениям необходим отдых.

Извиняюсь за качество фотографий и надеюсь, что мне удалось передать общее впечатление от музея. Приходите сами в эти уютные квартиры и попробуйте сами ощутить атмосферу, в которой жил и работал художник.

Если вам понравился рассказ, ставьте лайки и пишите, хотелось ли бы вам больше узнать о творчестве Аполлинария Васнецова