СМИ сообщили, что 11 января не стало народного артиста СССР Юрия Соломина. Худрук малого театра России ушел из жизни на 88 году жизни. В память об актере решил вспомнить пять знаковых советских фильмов с его участием. Уверен: этот список вы дополните в комментариях.
«Адъютант его превосходительства»
Многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства» вышел в советский кинопрокат в 1969 году. В нем Юрию Соломину досталась главная роль. Он превосходно сыграл Павла Кольцова.
Фильм основан на реальных событиях. На дворе 1919 год. Кольцов проводит серию блестящих операций. Однако картина посвящена не столько им, сколько людям, жившим в то непростое время. Кинолента раскрывает их сложный внутренний мир.
Отдельной похвалы заслуживают костюмы и декорации. Благодаря им зритель переносится в то трагическое время.
На мой взгляд, режиссер Евгений Ташков сделал правильно, что не стал снимать фильм на цветную пленку. На ней действие смотрится естественнее многих современных спецэффектов.
В общем, фильм снят великолепно. В нем нет ничего лишнего. Неудивительно, что в СССР он был достаточно популярен. Его часто транслировали по ТВ, а в конце 80-х, когда в СССР появились видеомагнитофоны, одним из первых перенесли на видеокассеты.
«Хождение по мукам»
Многосерийный фильм «Хождение по мукам» состоит из 13 серий. Юрию Соломину досталась главная роль. Он сыграл Ивана Телегина.
Экранизация произведения Алексея Толстого получилась масштабной. Однако режиссеру Василию Ордынскому не удалось все серии держать на одном уровне: чем ближе к финальным титрам, тем сильнее хромает повествование.
Насколько я понимаю, финал киноистории расходится с книжным вариантом. Кому-то такой режиссерский ход понравился, кому-то нет. Некоторые недовольны и музыкальным сопровождением: в киноленте «Вечный зов» оно лучше, отмечают некоторые зрители.
Как бы ни было, «Хождение по мукам» вошло в историю советской кинематографии. Это одно из масштабных кинопроизведений с Соломиным в главной роли.
Да, экранизация не такая культовая, как другие кинопроизведения, но в наше время она актуальна, как никогда: Россию, охваченную смятением, и русских людей, борющихся за жизнь, ищущих смысла в то время, когда проливается большая кровь.
Комментарии излишни.
«Летучая мышь»
Я не очень люблю музыкальные фильмы. Однако ради «Летучей мыши» с участием Юрия Соломина иногда делаю исключение. В этом советском мюзикле ему досталась главная роль. Он сыграл финансиста Генриха Айзенштайна. Музыкальные парти за него исполнил Владимир Барляев.
Почему я пересматриваю «Летучую мышь»? Перед нами настоящий бал-маскарад: легкий, блестящий, никакой суеты. Только веселье, шампанское, танцы.
Все это буйство красок приправлено легкой интригой: муж изменяет своей жене со своей женой, когда служанка предстает баронессой, когда один сидит в камере за другого, который в это время веселится на празднике.
Что-то? Голова пошла кругом? Посмотрите фильм и распутайте этот сюжетных клубок с отличными песнями.
«Обыкновенное чудо»
В фильме «Обыкновенное чудо» Юрий Соломин сыграл трактирщика Эмиля. Роль хоть и не главная, но запоминающаяся.
Что касается киноленты, то перед нами настоящая сказка со звездами советского кинематографа: Олег Янковский, Евгений Леонов, Ирина Купченко, Евгения Симонова, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Андрей Миронов.
Актеры сыграли героев сказки, которые по-взрослому ироничны и циничны, лукавы и коварны, но при этом бесконечно обаятельны и искренны! А песни? Какие песни в этом замечательном фильме!
Хит Миронова про бабочку, которая крылышками бяк-бяк-бяк, до сих пор звучит. В чем секрет? В простоте и гениальности одновременно. Это вам не иноагент Моргенштерн. Не так ли?
«ТАСС уполномочен заявить»
В многосерийном фильме Юрию Соломину досталась роль полковника КГБ Виталия Славина. С ней он справился на «отлично».
Мастодонты советского кино настолько гармоничны в кадре, что возникает ощущение – перед нами настоящие советские разведчики. Порой забываешь, что это игровой фильмы.
Хотелось бы также отметить качественную режиссуру и операторскую работу в фильме. Последняя на высоте, поскольку камера использует самые разные приёмы, она не статична, как это было принято в те годы. Чередуются как панорамные съёмки, так и крупные планы, очень хорошая работа с ракурсами и, что хочется отметить, с фокусировкой внутри кадра. Всё это не то чтобы создаёт иллюзию присутствия, нет, но позволяет без лишних слов объяснить происходящее в кадре.
В наше время «ТАСС уполномочен заявить» не столь актуален: как никак сменилась целая эпоха. Однако посмотреть его все-таки стоит – перед нами панорамный снимок излета СССР с актерами, на чьем таланте до сих зиждется наше кино.
Жаль, что каждым годом их становится все меньше и меньше. Вечная память Юрию Соломину.