«Начало» Глеба Панфилова фильм удивительный по форме и по содержанию. Он одновременно и приземленный, и возвышенный.
Молодая девушка «из народа» снимается в кино о Жанне д’Арк. Сцены из процесса съемок, отрывки из отснятого фильма и моменты из жизни самой девушки – Паши Строгановой, перемежаются друг с другом, создавая ощущение двойственности.
В то же время этот фильм о создание фильма. О творческом процессе, о преображении человека в профессии. Создатели «Начала» остроумно включили в фильм свой собственный процесс съемок. На площадке «Жанны д’Арк» постановщика играет киношник и драматург Юрий Клепиков, второго режиссера – сам второй режиссер «Начала» - Геннадий Беглов, оператора – сам же Дмитрий Долинин, а сценариста, недовольного внешностью Паши, - Юрий Визбор.
А момент с мешающими руками. Как терпеливо группа работает с актерским «затыком» Паши. В отчаянии Федор Васильевич требует принести пилу и грозит отпилить Паше руки, что срабатывает отлично, и актриса сосредотачивается на роли.
Как известно и для Инны Чуриковой это была особая роль, после «В огне брода нет» Глеб Панфилов разглядел в комической актрисе внутреннюю красоту и актерскую гениальность, а совместив уже в трагикомедии эти два ее амплуа - он и вовсе попал в яблочко. Чурикова раскрылась совершенно и вышла за границы, поставленные ей когда-то за «специфическую» внешность.
Инна Чурикова, играя и себя и Пашу и Жанну, закручивает воронку образов, передает чувства и эмоции из жизни Паши в ее роль, и из киношной реальности перенося смыслы в Пашину жизнь.
Перед съемками в кино Строганова рассталась с женатым безвольным Аркадием, которым безбожно помыкает супруга: сначала выгоняет из дома, потом силой тащит назад. Паша раздавлена таким поворотом событий и даже хочет покончить с собой. Несложно догадаться, что для отработки образа Орлеанской девы Паша проводит параллель между предательствами короля Карла и Аркаши. Вкладывает свои личные страдания в старую историю.
Еще мы видим, что Паша, как и Жанна верит в людей. Например, у Паши есть подруги Катя и Валя, сосед-друг Павлик. Всем она помогает, чем может, сидит с Валиным сыном и уступает комнату Павлику для встречи с невестой. Хоть друзья ведут себя порой не очень красиво, Паша не злиться. Она простая и душевная со своими близкими. И она сохраняет их любовь, когда возвращается практически звездой в родной Реченск, чтобы работать на той же фабрике до новых ролей.
Паша и до кино была требовательна к себе и принципиальна. Например, не стала оставаться с женатым Аркашей на ночь, а сообщила его жене. После съемок в большом кино о святой воительнице она проходит трансформацию, еще больше укрепляясь в своих принципах. Она скрепя сердце окончательно прощается с Аркашей, понимая, что так будет лучше, хотя раньше надеялась его вернуть.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
Можно почитать еще: