Найти в Дзене

Нижний Новгород в Смуту ч.6. Второе ополчение: Нижний Новгород – Ярославль

Михаил Скотти. Мини и Пожарский. Нижегородский государственный художественный музей.
Михаил Скотти. Мини и Пожарский. Нижегородский государственный художественный музей.

В конце 1611 и начале 1612 годов в Нижнем Новгороде формировалось не только ополчение, но и зародыш русского правительства. Так называемый Совет всея земли.

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5

Этот совет вырос вокруг дуумвирата Пожарский-Минин. В него вошли и представители служилого сословия, и духовенство (Печерский архимандрит, протопоп Спасо-Преображенского собора), и «госслужащие».

Совет рассылал по русским городам грамоты с призывом присоединяться к земскому движению. В грамотах обходился вопрос о дальнейшей судьбе царства, но порицалась казачья вольница.

Откликнулись многие, но не все. Интересно, что ближайшие к Нижнему города (Ядрин, Курмыш, Арзамас) отказались от участия в ополчении. Если вспомнить предыдущие главы, можно заметить, что Арзамас традиционно в Смуту выступал на стороне мятежа.

Не пришла на помощь и Казань. По крайней мере, далеко не сразу. Здесь главной причиной была, скорее всего, ревность. Казанцы и сами были не прочь возглавить общерусское движение.

Скорее всего Пожарский рассчитывал выступить из Нижнего Новгорода прямо на Москву. По маршруту Первого ополчения через Владимир. Но тут в дело вмешался Заруцкий, лидер остатков Первого ополчения. В начале 1612 года его отряды заняли Суздаль, откровенно готовясь к противоборству с нижегородцами.

Кстати, в Суздаль же, а не в Нижний отправил свой отряд и Арзамас. Вообще складывается ощущение, что сил у Пожарского в феврале 1612 года было еще не густо. Биться одновременно с Заруцким с поляками не было никакой возможности. Это – первый фактор, помешавший нижегородцам идти прямо на Москву.

-2

Второй фактор – попытка Заруцкого расширить свое влияние на Верхнюю Волгу и в Заволжье. Его отряды начали приближаться к Ярославлю. Ярославцы немедленно запросили помощи у нижегородцев.

Бросить Ярославль и другие города на съедение Заруцкому значило, во-первых, расширить базу Заруцкого и уменьшить свою. Во-вторых, авторитет зарождающегося Совета всея земли был бы подорван в самом начале. Выход был один – идти в Ярославль.

Вперед был брошен отряд Дмитрия Петровича Лопаты-Пожарского. Он шел быстро, минуя крупные города, и явился в Ярославль вовремя, подкрепив его оборону.

Основные силы Второго ополчения выступили из Нижнего Новгорода в начале марта 1612 года. Считается, что рать вышла из Ивановской башни кремля, прошла по льду на Стрелку и двинулась вверх по Волге. Первая остановка сделана в Балахне.

В Балахне имеется мемориальная табличка. Дескать, на этом месте ополчение разбило свой лагерь. Скорее всего никакого лагеря зимой в поле не разбивали. Ополченцев было не так чтобы уж и много. Их раскидали по посадским дворам. Ну а табличка?.. Господи, ну, любят люди такое – пусть будет.

Далее были Юрьевец, Решма, Кинешма. В пути Пожарский узнал, что Первое ополчение признало царем Лжедмитрия III – псковского вора. Это уж было вообще ни в какие ворота.

Под Костромой пришлось притормозить. Воевода Иван Шереметев отказался пустить ополчение в город. Однако против него взбунтовался посад. Штурмовать крепость не пришлось.

Во всех занимаемых городах Пожарский оставлял своих людей. А таких, как костромской Шереметев, пускал на все четыре стороны.

В Кострому же пришли суздальские посланцы. Они попросили Пожарского прислать войско в Суздаль. Дескать, мы поддержим и выбьем вместе казаков Заруцкого. К Суздалю пустился отряд Романа Петровича Лопаты-Пожарского. Казаки не приняли боя и отошли.

База Второго ополчения заметно расширилась. В занимаемых уездах рать пополнялась людьми. Минин же переносил на них нижегородский обычай принудительного сбора средств. Если кто укрывал имущество, то лишался всего.

Кадр из фильма "Минин и Пожарский" (1939).
Кадр из фильма "Минин и Пожарский" (1939).

Наконец, еще «по зимнему пути», то есть в марте же Пожарский вошел в Ярославль. Здесь ополчению предстояло простоять четыре месяца.

Здесь оформилось настоящее правительство при действующем Совете всея земли (практически при Земском соборе). Непрерывно расширялась база ополчения. Набирались новые люди. Стекались средства.

Хотя формально Минин и Пожарский не являлись главами нового правительства (их подписи на грамотах стоят далеко не первыми), но влияние дуумвирата было велико. Мини обзавелся печатью «Выборный всею землей человек», а Пожарский пышно именовался «по избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода».

Страна на некоторое время замерла, расколотая несколькими властями:

  • В Москве «на польских штыках» сидела Семибоярщина, выступающая за царя польских кровей.
  • Под Москвой стояло Первое ополчение Заруцкого и Трубецкого, временно признавшее Лжедмитрия III.
  • В Ярославле сидели Минин и Пожарский, ведшие хитрую политику.
  • Наконец, в Новгороде засели шведы, навязывающие России своего принца.

Это всё – не считая множества просто разбойничьих шаек. Да, было, над чем задуматься русскому человеку.

Равновесие нарушилось в августе 1612 года. Во-первых, в армии Заруцкого и Трубецкого произошел раскол. Заруцкий с некоторым числом сторонников ушел в Коломну. Препятствий к объединению двух ополчений стало куда меньше.

Во-вторых, к Москве спешила польская армия гетмана Ходкевича. Пришла пора Второму ополчению действовать. Минин и Пожарский повели свою армию из Ярославля на Москву.