Классицистический, с явным намеком на эклектику дом номер четыре по Гоголевскому бульвару и его величественный, почти сказочный сосед – усадебный дом Замятина – Третьякова, о котором я рассказал вчера, в некотором роде ровесники. Хоть и получили свое нынешнее оформление в разные годы, оба они были построены на основе каменных палат первой половины восемнадцатого столетия.
К сожалению, его история освещена не столь широко и ярко, как многих других окрестных владений, но полюбоваться им и хотя бы постараться выяснить, с какими именами он связан, все равно интересно. Тем более что некоторые имена уже нам знакомы и, более того, в его оформлении участвовал один из моих самых любимых московских архитекторов.
Первыми его владельцами, о ком достоверно известно, были Иван Михайлович Оболенский, капитан Бутырского полка, его сын секунд-майор Михаил Иванович и внук, не пошедший по воинским стопам предшественников, помещик Иван Михайлович. Это семейство, где, по-видимому, устоялась любопытная традиция каждого мальчика называть в честь деда, обитало здесь до начала девятнадцатого столетия.
Затем без малого на сотню лет история усадьбы теряется, хотя некоторые источники упоминают некоего генерала Нарышкина и его преемника, мануфактур-советника Колесова.
А в 1890 году владение приобрел потомственный почетный гражданин, купеческий сын, винокур и…
…Золотопромышленник из Сибири Иван Игнатьевич Некрасов
Если помните, о нем я рассказывал однажды, описывая свои прогулки по переулкам Поварской слободы.
Кстати, и этот особняк в стиле неоклассицизма на основе старинных палат, и почти викторианский замок в Хлебном переулке для Некрасова построил один и тот же зодчий – Роман Иванович Клейн.
Спустя всего девять лет, в 1899-м, Иван Игнатьевич решил еще раз перестроить особняк и по-новому оформить фасад, что для него и сделал гений модерна и эклектики, Лев Кекушев.
Впрочем, судя по чертежам, которые Лев Николаевич передал в Городскую управу, в проекте декор предполагался гораздо роскошнее, чем стал в действительности (3 фото).
Впрочем, такое случалось нередко. Или денег не хватило, или предпочтения заказчика в процессе работ переменились, или захотелось вдруг «чего-то эдакого, но не вот такого».
По прошествии еще нескольких лет Некрасов и вовсе продал особняк и переселился в тот самый «замок» близ Поварской улицы. А владение на Пречистенском (нынешнем Гоголевском) бульваре…
…Приобрел Александр Андреевич Катуар де Бионкур
Это был дворянин, потомок выходцев из Франции, двоюродный брат композитора Георгия Львовича Катуара.
Щедрый благотворитель, общественный деятель, он был помимо прочего заядлым охотником и страстным коллекционером оружия – как охотничьих ружей, которых у него было больше двухсот, и пистолетов, так и всевозможных клинков. Являлся он даже автором книги «История пулевой стрельбы в Западной Европе, Америке и России».
Верный заветам и воззрениям французских предков, он был синдиком (старшиной или членом совета, чаще всего по вопросам судопроизводства) католической церкви Святого Людовика. Что, впрочем, не помешало ему получить от Святейшего Синода орден Святой Анны второй степени «за особые заслуги по ведомству Православного исповедания, за обновление и украшение Мироваренной палаты в Московском Кремле».
Новый владелец превратил особняк в доходный дом, оформив недвижимость на свою приемную дочь Александру.
Свое владение он сильно видоизменять не стал, но пригласил академика архитектуры Игнатия Павловича Залесского, который добавил в центре фасада балкон и надстроил над карнизом парапет с местом для дворянского герба (5 фото).
Герб, к сожалению, не сохранился.
Сама же семья Катуаров уже после первой русской революции большую часть времени проводила в Европе, где Александр Андреевич и скончался в 1913 году. Но Александра Александровна, приемная дочь Катуара, владела домом до 1917-го.
После Октябрьской революции в доме расположилась Международная Ленинская школа, позднее – детский сад, а с 1968 года – Комитет Ветеранов Великой Отечественной войны, передавший в наши дни права на здание Совету ветеранов Вооруженных сил России (2 фото).
А богатейшая коллекция оружия, книжных раритетов и старинных гравюр, что собрал Александр Андреевич, была им при отъезде из России в 1909 году подарена Историческому музею.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!