Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Храм Святого Людовика, или Не готический католицизм в центре Москвы

Оглавление

Когда разговор заходит о московском католичестве, все молниеносно вспоминают костёл на Малой Грузинской улице. Красно-коричневый готический храм, острыми иглами шпилей устремленный вверх и богато украшенный. Вспоминают настолько часто, что писать о нем, наверное, уже почти моветон. Поэтому я хочу рассказать о другом месте притяжения московских католиков.

Поговорим сегодня о храме Святого Людовика Французского, где служат мессы на русском, французском, литовском, итальянском и даже на вьетнамском языках.

-2

Этот римско-католический храм располагается недалеко от самого центра Москвы, на Малой Лубянке. Он не такой пафосный и притягательный для фотографов и туристов всех мастей, чем очень мне нравится.

…Имена и жанры

В конце восемнадцатого века здесь стоял деревянный храм, выстроенный к северо-востоку от Кремля для французской общины. Но он быстро стал тесноват для московских католиков, и в тридцатых годах девятнадцатого века архитектором Александром Осиповичем Жилярди был выстроен новый костел в стиле ампир.

-3

Удивительно то, что инициалы на памятной доске, расположенной на фасаде костела, указывают явно на другого человека. Не знаю, ошибка ли это или обдуманный ход.

Впрочем, нет никаких сомнений, что этот храм выстроил именно Алессандро Жилярди, итальянец швейцарского происхождения, в четырнадцатилетнем возрасте переехавший с семьей в Россию, известный благодаря строительству многих московских официальных зданий, церквей и загородных поместий. Он даже участвовал в качестве младшего архитектора Комиссии для построения храма Христа Спасителя. Он же принимал участие и в строительстве усадьбы Кузьминки для Голицыных по проектам своего более знаменитого двоюродного брата Доменико Жилярди. И того самого храма Непорочного Зачатия на Малой Грузинской тоже.

Но почему-то на мраморе увековечено не его имя, а имя его старшего брата и по совместительству одного из его учителей, Доменико Жилярди. Я даже не смог найти в интернете ни одного портрета Александра, чтобы разместить его в этой статье.

О Доменико (или в русской версии Дементии Ивановиче) Жилярди, возможно, я еще расскажу как-нибудь потом, но сейчас речь не о нем.

...Итак, ампир

Ампир, как поздний классицизм – в своей полной симметрии форм, линий, колоннад и портиков – наследие античного мира.

-4

Как греческая архитектура стала образцом для непосредственно классицизм, так римское зодчество – колыбель для ампира. Оба этих стиля считались идеалом для любой эпохи и культуры. Но классицизм – это простота и четкость, симметрия и строгость в декоре и убранствах. Ампир же, или имперский стиль (l’empereur по-французски), является детищем Наполеоновской Франции и опирается на римскую традицию. Она более почиталась зодчими «Нового времени», как более величественная, а потому более подходящая для прославления главы государства, позволяя сравнить его с императорами великого Рима.

…Церковь Святого Людовика

Храм, о котором мы ведем разговор, выстроен как раз в имперской, поздней версии классицизма. В его основе традиционная для католицизма форма базилики – прямоугольник, завершающийся алтарной полуциркулярной (полукруглой) нишей апсиды. По краям от входа возвышается две башенки-колокольни. Все это традиционно напоминает и храм Соломона в Иерусалиме, и парадный въезд в сам Иерусалим (4 фото).

Прямоугольное, вытянутое по форме здание, вдоль которого бесконечно долго идешь от входа к алтарю, символически призвано представлять путь человеческой души к Богу и одновременно с этим встречное приближение Бога к человеку и судьбам человечества.

-6

Кстати, еще одна деталь. Как наследник архитектуры Римской Империи, своими фасадными лестницами, портиками с дорическими колонными и треугольными фронтонами этот храм помимо всего прочего напоминает классический стиль древнеримского храма – псевдопериптер. Его внешний вид на первый взгляд стишком прост, даже аскетичен. Но в нем искусно сокрыт тонкий вкус и талант увязать архитектурные линии с духовными смыслами и художественным стилем. А в этом – талант исполнителя.

…Внутри

Внутри храма мы видим массивные колонны, разделяющие пространство на три коридора – нефа, опять же дающие яркую отсылку к известным римским христианским храмам пятого-шестого веков (8 фото).

А если поднимем голову, то увидим удивительный цилиндрический свод, возвышающийся вдоль всего центрального нефа и переходящий в купол алтарной части. Это все та же образная демонстрация движения вперед, к Небесному. Без такого свода не обходилась ни одна романская базилика

-8

Храм украшен традиционно для католической церкви, хотя в его убранстве и нет каких-то древних или драгоценных артефактов. Четырнадцать барельефов, расположенных вдоль стен и изображающих Крестный путь Христа (в храме Непорочного зачатия такие барельефы украшают внешние стены) – массовая продукция (14 фото).

Также, к сожалению, не могут похвастаться принадлежностью рукам прославленных мастеров и классические для католицизма скульптуры Спасителя, Мадонны, Иосифа и все прочие. Правда при всем при этом они не теряют своей красоты и значимости (7 фото).

Расположенные в храме картины написаны в девятнадцатом веке малоизвестными живописцами, причем изображение святой Екатерины на одном из холстов, вероятно – копия с картины великого итальянского живописца восемнадцатого столетия Джованни Батиста Тьеполо (5 фото).

А вот настенная роспись в главной нише алтаря – копия незаконченной Рафаэлем картины «Преображение Господне». К сожалению, автор самой фрески и время ее создания в этом храме неизвестны.

Кстати, здесь не возбраняется фотографировать. Меня лишь попросили этого не делать во время мессы, аккурат на которую я попал, зайдя сюда в первый раз прошлой осенью. Но и там не удержался… (4 фото)

...Музыка в храме

В 1850 году на втором ярусе храма Людовика был установлен восемнадцатирегисторный орган работы дерптского мастера Вильгельма Мюльферштедта.

В 1900 году ему на замену пришел новый французский орган известной фирмы «Charles Didier-Van Caster». Этот орган с 22 регистрами, четыре из которых – трансмиссионные в педали, двумя мануалами и педальной клавиатурой просуществовал на протяжении почти всего двадцатого века.

-14

Сейчас же в костеле звучит инструмент, установленный в апреле 1998 года. Это старый орган, созданный в 1892 году для капеллы Божьей Матери Милостивой в Бордо и переданный московской церкви настоятелем Французской провинции ордена ассумпционистов.

-15

Как видите, иногда я пишу не только о православии. Вообще стараюсь бывать в любых местах, которые могут оказаться интересны. В недавнее посещение Казани заглянул даже в мечеть. Кадры, сделанные внутри нее – один из эпизодов слайд-ролика, расположенного постом ниже.

А на этом пока заканчивается мой небольшой рассказ о католическом храме святого Людовика на Малой Лубянке.

-16

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.

Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!